ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/20 от 10.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-263/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала 10.02.2020

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Сулеймановой Р.М.,

с участием представителя административного истца Администрации ВР «Ленинский район» г. Махачкалы Даявовой У.Д.,

представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «Город Махачкала» Гусейнова Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело по иску Администрации ВР «Ленинский район» г. Махачкалы к Администрации ГОсВД «Город Махачкала» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации водоотведения на территории микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы, обязании организовать указанное водоотведение, а также обязании включить микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы в муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018-2022 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы (далее – Администрация Ленинского района г. Махачкалы) обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – Администрации г. Махачкалы) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации водоотведения на территории микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы, обязании организовать указанное водоотведение, а также обязании включить микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы в муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018-2022 годы».

В обоснование иска указывается на то, что Законом РД «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе» Администрация г. Махачкалы наделена полномочиями по организации тепло- и водоснабжения потребителей, а также водоотведения на территории муниципального образования. Однако, несмотря на закрепление указанной обязанности, административный ответчик продолжает бездействовать в вопросах организации водоотведения на территориях бывших садоводческих обществ, в том числе в МКР «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы. Бездействие административного ответчика нарушает гарантированные Конституцией РФ права жителей Ленинского района г. Махачкалы на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Ленинского района г. Махачкалы Даявова У.Д. поддержала заявленный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации г. Махачкалы Гусейнов Д.Р. возражал против удовлетворения иска.

Надлежаще извещенные представители заинтересованных лиц (Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры РД, Управления Роспотребнадзора по РД, Управления Росприроднадзора по РД) в суд не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административным истцом Администрацией Ленинского района г. Махачкалы перед судом поставлены вопросы о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации водоотведения на территории микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы, обязании организовать указанное водоотведение, а также обязании включить микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы в муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018-2022 годы».

Разграничение организации в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ между городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами производится в соответствии с положениями Закона РД «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Закона РД к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация обеспечения тепло- и водоснабжения потребителей, водоотведения на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения тепло- и водоснабжения потребителей, водоотведения в случае неисполнения снабжающими или сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации.

В то же время, п. 1 ч. 2 указанной статьи к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов отнесена координация деятельности предприятий и организаций, действующих на территории внутригородского района, по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Из указанного следует, что вопросы водоотведения на территории городского округа в той или иной степени относятся как к ведению самого городского округа, так и ведению внутригородских районов. Это же прямо следовало и из объяснений представителя административной истицы.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, оспаривая бездействие органа местного самоуправления, административный истец мог обратиться в суд с административным иском как собственных интересах, так и в защиту других лиц или публичных интересов.

Из материалов административного дела следует, что поводом к обращению в суд послужило отсутствие водоотведения на территории МКР «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы, а также жалобы жителей данного микрорайона на отсутствие водоотведения.

Административный истец непосредственно в рассматриваемом административном иске указывает на то, что бездействие административного ответчика нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, из чего можно сделать вывод, что данный иск подан в интересах неопределенного круга граждан.

Между тем, из приведенного выше положения ст. 4 КАС РФ следует, что иск в интересах иных лиц (в том числе в интересах неопределенного круга лиц) может быть подан только в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ и иными федеральными законами.

Таким правом в силу ст. 39 КАС РФ наделены органы прокуратуры. Также, согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Административное исковое заявление не мотивировано, в силу каких положений действующего законодательства орган местно самоуправления наделен правом подачи заявления в интересах неопределенного круга лиц по защите права на благоприятную окружающую среду.

Сами жители МКР «Ак-Гёль» не лишены возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой предположительно нарушенных прав.

При этом из объяснений сторон следует, что ранее орган, в чьи непосредственные обязанности входит осуществление контроля за соблюдением прав на благоприятную окружающую среду (Роспотребнадзор по РД) уже обратился в суд с соответствующими исковыми требованиями, по данному делу уже вынесено и вступило в законную силу соответствующее решение.

Таким образом, обращаясь в суд в защиту прав жителей, административный истец не привел положение закона, предоставляющего ему возможность заявлять такого рода административный иск в интересах неопределенного круга лиц по защите прав на благоприятную окружающую среду.

Заявляя рассматриваемые административные требования, административный истец также мог действовать в собственных интересах.

Между тем, в указанном случае существенным обстоятельством также является определение права истца на заявление административного иска.

Разрешая указанный вопрос, суд принимает во внимание, что и истец и ответчик являются органами местного самоуправления разного уровня, но чьи полномочия распространяются на одну и ту же территорию. Сами указанные муниципальные образования являются формой реализации гражданами одних и тех же прав в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Взаимодействие внутригородского района и городским округом с внутригородским делением не регламентируется в административном порядке, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такие положения отсутствуют, то есть административные и иные публично-властные полномочия административного истца и ответчика по рассматриваемому предмету не установлены.

Таким образом, административное требование внутригородского района к ГОсВД об устранении бездействия не основано на какой-либо административной процедуре.

Напротив, органы местного самоуправления, несмотря на разный уровень организации имеют одинаковые цели и решают единые задачи в отношении территорий, где указанные муниципальные образования организованы.

Единство системы, принципов, целей, задач и способов их решения предусматривает взаимодействие указанных органов для достижения указанных целей. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено межмуниципальное взаимодействие с целью выражения и защиты общих интересов муниципальных образований.

В отсутствие административной процедуры взаимодействия внутригородского района и городского округа с внутригородским делением, установления в нормативном порядке взаимных прав и обязанностей суд приходит к выводу о том, что внутригородской район не наделён правом на обжалование действий или бездействий городского округа с внутригородским делением.

Административным истцом также ставится вопрос о включении микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы в муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018-2022 годы».

Между тем, административным истцом не представлены доказательства того, что при подготовке указанной программы до начала ее осуществления в 2018 году им предпринимались меры по включению данного микрорайона в программу, имеется решение административного ответчика либо бездействие, в результате чего микрорайон не был включен в программу.

Рассмотрение дел судом предполагает наличие между обратившимися сторонами спора по предмету иска. В отношении указанной части административного иска административным истцом не представлены какие-либо доказательства наличия спора.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения рассматриваемого административного Администрации Ленинского района г. Махачкалы, данный иск подлежит отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы к Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации водоотведения на территории микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы, обязании организовать указанное водоотведение, а также обязании включить микрорайона «Ак-Гёль» Ленинского района г. Махачкалы в муниципальную программу «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2018-2022 годы» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2020.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.02.2020.

Судья /подпись/ Т.Э. Чоракаев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>