ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/20 от 26.05.2020 Агинского районного суда (Забайкальский край)

2а-263 (2020 г.)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Агинское 26 мая 2020 года

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Андановой Д.Г.,

при секретаре Цынгуевой А.Б.,

с участием представителя административного истца Бадмаева Б.С.,

представителя административного ответчика Будажапова Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Орловский» о признании незаконным бездействия по организации надлежащего водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя следующим. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзорной деятельности установлено, что на территории ГП «Орловский» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края имеется централизованная и децентрализованная система водоснабжения и водоотведении, принята и функционирует полная раздельная система канализации:

-дождевые сточные (поверхностные) воды самотеком отводятся по рельефу;

-хозбытовые сточные воды от общественных зданий, школ, детского сада, оборудованных системой централизованной канализации, поступают в выгребные ямы.

Частная жилая застройка и существующие предприятия и организации не канализованы.

По информации администрации городского поселения «Орловский» в настоящее время комплекс очистки сточных вод представлен выгребными ямами, содержимое которых вывозится специальными транспортными средствами и сливается на открытый грунт. То есть сточные воды от централизованной и нецентрализованной системы водоотведения сбрасываются без очистки на почву.

Ссылается на п. 19 <адрес> кодекса РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ, нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», методические указания МУ 2.ДД.ММ.ГГГГ-99 «Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденные Минздравом РФ ДД.ММ.ГГГГ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также указывает, что в нарушение закона администрацией городского поселения «Орловский» схема водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения не разработана и не утверждена в установленном законом порядке, надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод, не организовано.

Отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения приводит к тому, что в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении развитие централизованной системы водоотведения <адрес>, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоотведения, осуществляться не будет.

По выявленным нарушениям главе городского поселения «Орловский» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В городском поселении действует Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес> 2014-2025 г.г., утвержденная решением Совета городского поселения «Орловский» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающая мероприятия по реконструкции и развитию системы водоснабжения и водоотведения городского поселения, в том числе строительство очистных сооружений. В бюджете городского поселения отсутствуют денежные средства для реализации данных мероприятий.

Вместе с тем, администрацией городского поселения «Орловский» не принимается никаких мер для поэтапной реализации мероприятий по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод. А также не принято мер для разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения.

Учитывая социальную значимость функционирования системы водоотведения и противоречие общественным интересам вследствие приостановления либо прекращения водоотведения, природоохранная прокуратура находит нецелесообразным заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности. Вместе с тем, деятельность по водоотведению и сбросу сточных вод должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством, а нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц должны быть устранены.

Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес> по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод, на территории городского поселения «Орловский», а также по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Орловский», разработанной в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес> устранить нарушения законодательства об охране вод и закона о водоснабжении и водоотведении, а именно: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему водоснабжения и водоотведения городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес>, разработанную в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес> надлежащее водоотведение, исключающее сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод от системы централизованного водоотведения.

Представитель административного истца Бадмаев Б.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации ГП «Орловский» Будажапов Б.Б. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме, представил договор на выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения на 2020-2025 годы, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ГП «Орловский» и ООО «Благоустройство+».

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Ненадлежащая организация органом местного самоуправления очистки сточных вод приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью.

Таким образом, заявление межрайонного природоохранного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, круг лиц которых, в данном случае является неопределенным.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств.

Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Частью 1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из материалов дела следует, что отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения приводит к тому, что в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении развитие централизованной системы водоотведения <адрес>, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоотведения, осуществляться не будет.

Прокуратурой по выявленным нарушениям 29.l l.2019 главе городского поселения «Орловский» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно информации администрации городского поселения «Орловский» по результатам рассмотрения представления принято решение провести в первом квартале 2020 года работу по отбору исполнителя и заключению договора на разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Орловский».

Согласно представленному административным ответчиком договору, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ГП «Орловский» и ООО «Благоустройство+» заключен договор на выполнение работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения на 2020-2025 годы.

В городском поселении действует Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Орловский» муниципального района «<адрес>» <адрес> 2014-2025 г.г., утвержденная решением Совета городского поселения «Орловский» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающая мероприятия по реконструкции и развитию системы водоснабжения и водоотведения городского поселения, в том числе строительство очистных сооружений.

Вместе с тем, администрацией ГП «Орловский» не принимается мер для поэтапной реализации мероприятий по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных вод. А также не принято мер для разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения. При этом отсутствие денежных средств в бюджете городского поселения не является основанием для неисполнения требований закона.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Читинского природоохранного прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Орловский» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод на территории городского поселения «Орловский», а также по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения.

Обязать администрацию городского поселения «Орловский» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края устранить нарушения законодательства об охране вод и закона о водоснабжении и водоотведении, а именно:

-в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему водоснабжения и водоотведения городского поселения «Орловский» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края, разработанную в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782;

-в срок до 31.12.2021 года организовать на территории городского поселения «Орловский» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края надлежащее водоотведение, исключающее сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод от системы централизованного водоотведения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Г. Анданова