ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2640/19 от 08.05.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2640/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калининград 08 мая 2019 г.

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Осадчук Е.О., с участием:

административного истца Горшкова А.Ю.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа «Города Калининград» - Сидаш Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Горшкова А.Ю. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «<адрес>» и Администрации городского округа «<адрес>» об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Горшков А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации ГО «Город Калининград» (далее – Администрация) об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, указывая следующее.

На основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка -А Горшков А.Ю. владеет земельным участком с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты> расположенным по адресу: <адрес>, в <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

В 2018 году на основании разрешения на строительство от 06 октября 2017 г. Горшков А.Ю. возвел на указанном земельном участке жилой дом, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, после чего зарегистрировал на указанный жилой дом право собственности.

Исходя из наличия у него права собственности на указанный жилой дом, истец обратился в Администрацию за предоставлением земельного участка в собственность за плату.

Уведомлением от 02 апреля 2019 г. Горшкову А.Ю. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что возведенный на земельном участке объект недвижимости имеет признаки многоквартирного дома.

Горшков А.Ю. полагает, что у Администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку Горшковым А.Ю. было в установленном порядке зарегистрировано право собственности на жилой дом, и указанный дом соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым домам. Основание, по которому истцу было отказано, не перечислено в исчерпывающем перечне оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, приведенном в п. 2.10.2 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ.

Основываясь на изложенном Горшков А.Ю. просит признать незаконным отказ в предоставлении ему земельного участка в собственность за плату, и обязать Администрацию заключить с Горшковым А.Ю. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, в <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Горшков А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что намерен жить в доме совместно с тремя сыновьями. Указывал, что дом был построен для семьи. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «Город Калининград» Сидаш Е.В. в судебном заседании иск не признала, указав на то, что при осмотре возведенного на земельном участке строения было выявлено, что жилой дом имеет 4 отдельных входа (выхода), а также иные признаки многоквартирного дома. Данное строение не отвечает требованиям, предъявленным к жилым домам, и соответственно у административного истца не возникло права требовать передачи земельного участка в собственность. Именно то основание, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратилось лицо, не имеющее права на его приобретение, и явилось основанием для отказа в передаче участка в собственность.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка Горшков А.Ю. владеет земельным участком с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес> предоставленным для индивидуального жилищного строительства.

Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРН относительно объекта недвижимости подтверждено, что за Горшковым А.Ю.зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> расположенный на земельном участке с кадастровым номером ; право собственности на указанный дом зарегистрировано на основании технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ

05 марта 2019 г. Горшков А.Ю. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 39:15:130813:2534 в собственность за плату.

Уведомлением от 02 апреля 2019 г. Горшкову А.Ю. было отказано в формировании земельного участка, со ссылкой на то, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении. Объект недвижимости на испрашиваемом земельном участке имеет признаки многоквартирного дома.

В силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 10.02.2016) утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 6 указанного перечня, собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении, для приобретения земельного участка, на котором расположено здание, сооружение предоставляет (с учетом того, что испрашиваемый участок не образован):

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок);

- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Порядок предоставления муниципальной по предоставлению земельных участков в собственность за плату под существующими объектами недвижимости утвержден постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 23.03.2017 N 436 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 1.2. Административного регламента, получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации и российские юридические лица, являющиеся собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, или их представители.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги приведен в пункте 2.10.2 Административного регламента.

Из изложенных положений нормативно-правовых актов следует, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка под существующее строение в собственность без проведения торгов, его собственник должен представить документы, подтверждающее его право на строение, а Администрация вправе и обязана проверить наличие у заявителя права на получение земельного участка в собственность без проведения торгов.

Из оспариваемого решения следует, что основанием отказа в предоставлении земельного участка явился вывод должностного лица о том, что объект недвижимости на испрашиваемом земельном участке имеет признаки многоквартирного дома, и не является индивидуальным жилым строением.

Давая оценку представленным доказательствам, суд не соглашается с выводом должностного лица о том, что возведенное на земельном участке строение не является индивидуальным жилым домом, поскольку данный вывод является необоснованным и преждевременным.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа явилось заключение осмотра от 15 февраля 2018 г., тогда как обращение Горшкова А.Ю. состоялось 05 марта 2019 г. Из чего следует, что после подачи заявления состояние строения не исследовалось (несмотря на то, что с момента прошлого осмотра прошло 11 месяцев), вопрос о наличии признаков многокваритрного или индивидуального дома также не изучался.

В связи с изложенным, оспариваемый отказ надлежит признать незаконным.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика обязанности заключить договор купли-продажи, поскольку уполномоченным на то органом не была дана надлежащая оценка приведенным заявителем обстоятельствам о возникновении у него права на приобретение участка в собственность без торгов и были сделаны преждевременные и необоснованные выводы.

В связи с этим суд считает необходимым произвести восстановление нарушенного права административного истца путем обязания Администрации повторно рассмотреть заявление Горшкова А.Ю. о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Горшкова А.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» от 02 апреля 2019 года в оказании Горшкову Александру Юрьевичу муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 39:15:130813:2450 и обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Города Калининград» повторно рассмотреть заявление Горшкова А.Ю. о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. В остальной части иска отказать.

Обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Города Калининград» сообщить в Лениниградский районый суд г. Калининиграда об исполнении настоящего решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2019 года

Судья А.В. Таранов