ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2642/16 от 22.08.2016 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2а-2642/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» августа 2016 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд гор. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего судьи Горбатовой Г.В.

при секретаре Миловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации города Магнитогорска о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Магнитогорска о признании отказа о внесении изменений в схему размещения нестационарных объектов, офиса по оказанию услуг микрофинансирования незаконным, обосновывая свои требования тем, что Дата истец обратился в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о внесении изменений в схему НТО, утвержденную постановлением администрации гор. Магнитогорска от Дата..., путём включения в неё офиса по оказанию услуг микрофинансирования, расположенного по адрес, напротив адрес, однако, истцу было отказано с указанием на то, что в нестационарных торговых объектах должна осуществляться торговая деятельность, а не деятельность по оказанию услуг, в частности микрофинансирования. Считает данный отказ незаконным, поскольку действующее законодательство, не содержит безусловного (однозначного) запрета на включение в схему НТО объектов по оказанию услуг микрофинансирования.

Административный истец ФИО1 о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации гор. Магнитогорска о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Дата ФИО1 обратился в администрацию гор. Магнитогорска с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную Постановлением администрации гор. Магнитогорска от Дата..., в части включения в схему местонахождения нового нестационарного объекта - офиса для оказания услуг микрофинансированию, площадью 75 кв.м. в адрес

Дата за №... Администрацией гор. Магнитогорска вынесен отказ о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов офиса по оказанию услуг микрофинансирования, расположенного по адресадрес.

В соответствии с п.14 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли является вопросом местного значения.

Согласно п.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в т.ч. разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Указом Президента от 29.01.1992 года «О свободе торговли» предоставлено право предприятиям, независимо от форм собственности, а также гражданам, осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений.

П.4 Указа, установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти. Местным органам власти и управления указано содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли.

Согласно п.3 ч.2 ст. 2 Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что его целью является, в том числе, обеспечение соблюдения баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также обеспечение, при этом, соблюдения прав и законных интересов населения. Закон раскрывает следующие понятия:

1) торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

6) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно ГОСТ Р 51303 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», торговая деятельность определена, как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе, для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 5 Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации утверждает методикирасчета и порядок установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно п.3 ч.1 ст.5 Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на основании методики устанавливают норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации; создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (ч.2 ст. 6 Закона).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. №772, определен порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или собственности субъекта РФ).

Из п.3 вышеуказанных Правил следует, что включение объектов в схему размещения осуществляется с целью: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

Из содержания п.5 ч.2 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» следует, что рынок товаров и рынок услуг составляют потребительский рынок.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что продажа товаров и оказание услуг являются разными видами экономической деятельности, и в этой связи, в схему размещения нестационарных торговых объектов должны включаться только объекты, в которых осуществляется торговая деятельность, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части включения в неё нового нестационарного объекта - офиса по оказанию услуг микрофинансирования, является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа администрации гор. Магнитогорска №... от Дата о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации гор. Магнитогорска от Дата..., в части включения офиса по оказанию услуг микрофинансирования, расположенного по адрес отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: подпись. "СОГЛАСОВАНО" Судья: