ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2644/19 от 24.06.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2019 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области в составе председательствующего - судьи Ахметова Р.М.,

при секретаре Валиахметовой А.Р.,

с участием административного истца ФИО1 представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Управления Росреестра по ХМАО-Югре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2644/19 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по ХМАО-Югре о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, второй ответчик государственный регистратор ФИО4, заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре (далее Управление Росреестра по ХМАО-Югре) с требованиями о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, второй ответчик государственный регистратор ФИО4, заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк».

Свои требования мотивирует тем, что он является владельцем доли жилого дома, общей площадью кв. м. и земельного участка кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. На основании согласованного Департаментом градостроительства и ЖКХ администрации г. Ханты-Мансийска разрешение на строительство за и был утвержден ДД.ММ.ГГГГ Градостроительный план, а в дальнейшем было вынесено Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ за , где была согласована фактическая площадь квартиры в размере кв.м. На основании того, что объект был введен в эксплуатацию, истцом были поданы документы в ФГБЦ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ХМАО-Югре и объект был зарегистрирован в кадастровом квартале: , где указана площадь квартиры в кв.м. В дальнейшем истец обращался к ответчику с заявление и документами о регистрации права собственности на указанное жилое помещение. Однако в регистрации было отказано по причине отсутствия документов для осуществления регистрации, которые были фактически истцом представлены. При этом, истцом были повторно представлены документы. Однако государственным регистратором вновь было отказано в связи с не предоставлением документов. Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям изложенным в нем.

Будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства административный ответчик государственный регистратор ФИО4 и представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк» в судебное заседание не явились. В письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель заинтересованного лица просил исковые требования истца удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управлению Росреестра по ХМАО-Югре ФИО3 административные исковые требования не признала по основаниям изложенным в возражениях.

Заслушав доводы участников судебного заседания, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 приобретена ? доли в жилом доме общей площадью кв.м. и земельном участке площадью кв.м. расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно разрешения на строительство Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> выдал истцу разрешение на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес>, а именно на реконструкцию по следующим характеристикам жилой одноквартирный дом, общей площадью кв.м., количестве этажей количество квартир – .

ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию установлено, что истцу разрешен ввод в эксплуатацию реконструированный объект недвижимости, а именно одноквартирный дом по адресу: <адрес> площадью кв.м. вместо заявленных кв.м.

Согласно выписки из ЕГРН жилое помещение по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором приостановлены регистрационные действия в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимости по причине несоответствия объекта недвижимости требованиям законодательства РФ, а именно назначения, ранее зарегистрированного, жилого дома реконструированному, а также из-за несоответствия площадей.

В соответствии с ч.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)

Согласно статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан; к числу жилых помещений относится часть жилого дома.

В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.2, 3 ст. 16 ЖК РФ Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Как установлено в ходе судебного заседания истцу на праве общей долевой собственности, принадлежит ? доли в индивидуальном жилом доме, площадью кв.м. и земельном участке площадью кв. м. расположенных по адресу: <адрес>.

При этом как следует из представленных документов, административный истец обращался в органы местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на реконструкцию объекта недвижимости вышеуказанному по адресу, а именно жилого дома, с установлением следующих характеристик одноквартирный одноэтажный жилой дом площадью кв.м.

По результатам строительства истцом был реконструирован данный жилой дом и введен в эксплуатацию.

В соответствии с ч.2 ст. 49 ГрК РФ Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч.3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В силу ч.1 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных нормативных актов, объект недвижимости, о праве собственности которого просит административный истец, должен отвечать требованиям, предусмотренным п. 7 ч.1 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона.

Как следует из материалов дела ФИО1 является собственником ? индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом, согласно представленных технического описания и вышеуказанных документов, в указанном жилом доме образовано две квартиры, которые имеют отдельный вход, и является изолированными.

Таким образом, как установлено в ходе судебного заседания, данная часть объекта недвижимости, о государственной регистрации права которой просит административный истец, расположена в индивидуальном жилом доме, что подтверждается сведениями из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором истцу отказано в государственной регистрации права на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Основанием для отказа в государственной регистрации права послужил тот факт, что жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> является составной частью индивидуального жилого дома. Каких-либо документов об изменении, в соответствии с действующим законодательством, категории дома на дом блокированной застройки, истцом не представлено.

При этом, ссылка государственного регистратора на нормы Закона о кадастровой деятельности, которые утратили силу 03.07.2016 года, не повлекли незаконность обжалуемого решения, поскольку в соответствии ч.7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.

Таким образом, как установлено в ходе судебного заседания в результате реконструкции спорный жилой дом утратил статус индивидуального жилого дома и по факту является домом блокированной застройки.

При этом, в единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении категории объекта недвижимости административным не вносились, какие-либо действия направленные изменение категории объекта недвижимости ФИО1 не предпринимались, в связи с чем суд приходит к выводу, что истец просит признать право собственности на часть помещений в индивидуальном жилом доме.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, а также, что действующим законодательством установлен запрет для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации части помещений в индивидуальном жилом доме, в данном случае квартиры, суд приходит к выводу о законности вынесенного административным ответчиком решения об отказе в постановке в государственной регистрации права собственности на квартиру № по <адрес>, а исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового требования ФИО1 к Управлению Росреестра по ХМАО-Югре о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, второй ответчик государственный регистратор ФИО4, заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк» – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 25 июня 2019 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Р.М. Ахметов.

Копия верна

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Р.М. Ахметов.