№2а-2646/2019
03RS0003-01-2019-002209-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 26 марта 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А.И.,
с участием представителя административного истца Правительства Республики Башкортостан ФИО1, на основании доверенности,
рассмотрел административное исковое заявление Правительства Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан – ФИО2 об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 26 февраля 2019,
у с т а н о в и л :
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование ссылаясь на то, что судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ ФИО2 26 февраля 2019 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о проведении Правительством Республики Башкортостан совместно с Минэкологии РБ землеустроительных работ для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Правительство Республики Башкортостан считает указанное постановление необоснованных и подлежащим отмене. Административный истец просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан – ФИО2 от 26 февраля 2019 года о назначении нового срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о проведении Правительством Республики Башкортостан совместно с Минэкологии РБ землеустроительных работ для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Правительства Республики Башкортостан ФИО1 требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – заместитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора РБ Хайртдинов Р. Р. извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан – ФИО2, Управление ФССП России по РБ; заинтересованные лица: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, ГБУ Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан, на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что 13.02.2019 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ ФИО2 в отношении Правительства Республики Башкортостан возбуждено исполнительное производство № 5770/19/02068-ИП, предмет исполнения: Обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан провести землеустроительные работы для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 13.02.2019 года в п. 2 установлен должнику срок для добровольного исполнения в течение пяти дней с момента получения должником копии постановления.
Данное постановление вручено должнику 14.02.2019, что подтверждается входящим штампом. Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 21.02.2019.Согласно пункту 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Таким образом, установление судебным приставом-исполнителем 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является обоснованным и соответствует требованиям законодательства.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
26 февраля 2019 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ ФИО2 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о проведении Правительством Республики Башкортостан совместно с Минэкологии РБ землеустроительных работ для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников в Единый государственный реестр недвижимости в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Тогда же 26.02.2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей.
По смыслу статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор рассматривается законодателем в качестве штрафной санкции за допущенное в ходе исполнительного производства нарушение, имеющее виновный характер.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого постановления закону лежит в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ на ответчиках по данному делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Разрешая спор, суд учитывает, что согласно представленным истцом материалам, в целях исполнения решения Советского районного суда г.Уфы РБ от 21 декабря 2017 года Правительством Республики Башкортостан были даны поручения Министерству природопользования Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по исполнению судебного акта.
Во исполнение поручения Правительства Республики Башкортостан указанные министерства разработали и согласовали план мероприятий по осуществлению землеустроительных работ для внесения в установленных законодательством порядке и объеме сведений о границах (зонах) особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель» и 27 государственных природных заказников в Единый государственный реестр недвижимости.
Министерством природопользования Республики Башкортостан был разработан и утвержден план мероприятий (дорожная карта) по проведению в 2018-2020 годах работ по внесению в ЕГРН сведений об ООПТ и охотничьих угодьях Республики Башкортостан от 21 января 2018 года.
В рамках исполнения данного плана мероприятий в 2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о 4 природных парков «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель».
В 2018 г. Министерством земельных и имущественных отношений РБ проведены мероприятии по выбору подрядных организаций для выполнения землеустроительных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из пояснений представителя административного истца Правительства Республики Башкортостан следует, что проведение землеустроительных работ в отношении 27 государственных природных заказников с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости будет осуществлено в текущем 2019 году.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела позволяет суду сделать вывод, что в течение установленного 5 дневного срока исполнение решения суда было невозможно, наряду с этим Правительством Республики Башкортостан производилось действия, направленные на исполнение решения суда.
Учитывая, что должником Правительством Республики Башкортостан принимались необходимые меры по исполнению судебного решения, что подтверждается представленными суду документами, сведений об умышленном уклонении от исполнения не представлено, суд пришел к выводу о возможности освободить Правительство Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству.
При указанных обстоятельствах, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Правительства Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Освободить Правительство Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей по исполнительному производству № 5770/19/02068-ИП, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан – ФИО2 от 26 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 29.03.2019.
Судья Соколова И. Л.