ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2648/2018 от 15.06.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

дело № 2а-2648/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Йошкар-Ола 15 июня 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – озера <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Йошкар-Олинский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы озера <данные изъяты>). Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы указанного водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ его водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхне-Волжского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы ряда водных объектов, в т.ч. озера <данные изъяты> В адрес правопредшественника административного ответчика – Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл прокурором вносилось в 2015 году представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов и в Росреестр не поступали, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском.

В судебном заседании прокурор Разумов А.В. требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал; просил установить ответчику срок для исполнения возложенных законом обязанностей по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта – три года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве административный ответчик указал, что согласен с заявленными требованиями. В связи с тем, что защита мероприятий по определению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов Республики Марий Эл в соответствии с приказом Росводресурсов от 14 февраля 2018 года №31 «Об утверждении регламента и организационных мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» запланирована на апрель 2019 года, ответчик просит установить разумный срок для исполнения требования административного истца – 3 года со дня вступления в силу решения суда (л.д. 27-28).

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.

Изучив материалы административного дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.

Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Из частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, и, соответственно, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с п. 17 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов изложены в частях 15-17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанных Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствии с п. 5 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».

В соответствии с п. 2 названных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия установлены статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятыми в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации Правилами представления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532.

В силу части 1 статьи 32 Закона о регистрации сведения об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия только на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл осуществлять полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. № 51 Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области водных биологических ресурсов, в области водных отношений и в области экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.

Ранее указанные функции осуществлял Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, права и обязанности которого по реализации функций, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений перешли к ответчику согласно Указу Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года №262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл».

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий средств нераспределенного резерва.

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах:

- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

- приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно сведениям государственного водного реестра, на территории Республики Марий Эл расположен водный объект озеро <данные изъяты>

Однако до настоящего времени границы водного объекта и границы прибрежной защитной полосы указанных водного объекта Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали, что следует из отзыва Министерства на иск.

Как следует из административного искового заявления, в адрес Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл природоохранной прокуратурой в 2015 году вносилось представление об устранении указанного нарушения закона, однако мер принято не было.

В письменном отзыве на иск административный ответчик указал, что с иском согласен.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в непринятии мер по установления границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы вышеуказанного водного объекта и необходимости возложения на него обязанности произвести в отношении указанного объекта мероприятия по:

определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;

описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы в Отдел водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхне-Волжского бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр;

предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Из отзыва на административное исковое заявление следует, что приказом Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации №31 от 14 февраля 2018 года утвержден Регламент Формирования бюджетных проектировок на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, защита мероприятий (в том числе и по рассматриваемым водных объектам) запланирована на апрель 2019 года.

Принимая во внимание объем работ, которые необходимо провести в целях устранения выявленных нарушений, позиции сторон, суд считает целесообразным установить срок для проведение указанных выше мероприятий - в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы озера <данные изъяты>

Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в отношении озера <данные изъяты>) обязанность по:

определению ширины водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы, в отдельных водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхне-Волжского бассейнового водного объекта для внесения их в государственный водный реестр;

предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные мероприятия выполнить в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Алимгулова К.В.

Мотивированное решение составлено 18 июня 2018 года.