РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2648/2021 по административному иску ФИО1 к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о признании распоряжения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 в котором просила признать незаконным распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей- сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства и исключении из списка по старому месту жительства; возложить обязанность на Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 включить ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию г.Иркутск.
В обоснование административного иска указала, что на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Единой жилищной комиссии при Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО1 была включена в список претендентов на получение государственной жилищной субсидии детям- сиротам.
После окончания среднего общеобразовательного учреждения ФИО1 в 2015 году поступила на очное отделение ФГБОУ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ административный истец снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес> встала на регистрационный учет по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец подала в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 заявление об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, было вынесено распоряжение № об отказе во включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства и исключении из списка по старому месту жительства ФИО1 Отказ в удовлетворении заявления от 15 октября 2020 года был мотивирован тем, что до достижения совершеннолетия ФИО1 на территории г.Иркутска не проживала, состояла на учете подопечных в <адрес>законный представитель ФИО1, с указанным заявлением до достижения ФИО1 совершеннолетия не обращался, согласно регистрации смена жительства у ФИО1 произошла ДД.ММ.ГГГГ, после достижения ею 18-летнего возраста.
Полагает отказ незаконным, нарушающим ее права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории постоянного проживания административного истца в г.Иркутске.
В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
ФИО1 постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> что подтверждается справкой МКУ «Сервисно-регистрационного центра» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается административным ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец подала в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 заявление об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, было вынесено распоряжение №-и об отказе во включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства и исключении из списка по старому месту жительства ФИО1 Отказ в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ был мотивирован тем, что до достижения совершеннолетия ФИО1 на территории г.Иркутска не проживала, состояла на учете подопечных в <адрес>законный представитель ФИО1, с указанным заявлением до достижения ФИО1 совершеннолетия не обращался, согласно регистрации смена жительства у ФИО1 произошла ДД.ММ.ГГГГ, после достижения ею 18-летнего возраста.
Отказывая ФИО1 в реализации ее права на включение в список детей-сирот по новому месту жительства и исключении из списка по старому месту жительства государственный орган сослался на п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно данной норме права, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).
Из буквального толкования данной нормы права следует, что с заявлением об исключении из списка в отношении детей сирот не достигших возраста 18 лет могут обращаться их законные представители, а при приобретении полной дееспособности до достижении 18 лет сами дети сироты, либо их представители по доверенности.
Данная норма права не содержит ограничений либо запретов детям-сиротам, включенным в список и достигшим 18 лет обращаться с таким заявлением.
Вместе с тем, административным ответчиком не правильно применена данная норма права и не учтено следующее.
В соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).
К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (ст. 40), согласно которой каждый имеет право на жилище.
Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 (ст. 11).
К основным правам человека относится и право на заботу о детях (ст. 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно ст. 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 7-КГ17-9.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Не обеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23-х лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории РФ.
В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII), каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
Аналогичные права граждан РФ закреплены в ст. 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу нерешенности их жилищного вопроса вынуждены менять место своего фактического проживания, переезжая по месту работы, аренды жилого помещения, исходя из финансовых возможностей, при создании семьи - по месту жительства новых ее членов. Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для указанных лиц признано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места работы и проживания семьи льготника, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса сирот и лиц из их числа.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что место жительства ФИО1 было изменено за пределами 23-летнего возраста, правового значения не имеют и не могут влиять на ее конституционные права выбора места жительства в пределах территории РФ, ввиду того, что ранее за ней уже было признано право на обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Данное право не было ею реализовано по независящим от нее обстоятельствам.
Таким образом, п. 23 Правил предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в Законе № 159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон № 159-ФЗ, ни Правила не содержат, поскольку п. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии права обеспечения жилыми помещениями, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», в силу которой, достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
При таких указанных обстоятельствах распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ года нельзя признать законным.
Поскольку проверка обоснованности и правомерности включения, а также иные вопросы включения в список-детей сирот относятся к исключительной компетенции государственного органа исполнительной власти, требования о возложении обязанности на административного ответчика включить ФИО1 в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию г.Иркутск удовлетворению не подлежат.
При этом в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает правомерным возложить на Межрайонное Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
Оспариваемое решение датировано ДД.ММ.ГГГГ, в суд административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение №и от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 об отказе ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ рождения во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства и исключении из списка по старому месту жительства.
Обязать Межрайонное Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.
В остальной части требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 05.07.2021г. Н.Н. Исакова