ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2650/19 от 25.06.2019 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

XXX

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

XX.XX.XXXX года г.Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Хутинаевой Б.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Августиновича М.С. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Августинович М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района об оспаривании отказа в согласовании переустройства и перепланировки от 03.04.2019 (л.д. XXX).

Свои требования истец обосновал тем, что 01.04.2019 он обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта переустройства и перепланировки помещения, расположенного по адресу: г. ..., собственником которого он является. Вместе с заявлением административный истец представил ответчику следующие документы: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки и переустройства помещения под магазин товаров повседневного спроса (промтоварный магазин).

05 апреля 2019 г. административным истцом получен письменный отказ от 03.04.2019 г. №01-57-67/19-0-1 в согласовании переустройства и перепланировки помещения на основании того, что в настоящий момент отсутствует регламент по согласованию органами местного самоуправления Санкт-Петербурга перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирных домах, а также приемке объектов в эксплуатацию в соответствии с согласованными проектами. У административного ответчика отсутствуют такие полномочия, данными полномочиями Административный ответчик будут наделен после принятия соответствующих нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга.

Административный истец считает подобный отказ незаконным, по следующим основаниям. В августе 2018г. истец обращался в администрацию района с аналогичным заявлением, на который был дан ответ о возможности рассмотрения заявления после внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

08 января 2019 года вступили в силу изменения внесенные Федеральным законом от N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме" в главу 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно указанным нормам законодателем определен порядок и орган, осуществляющий согласование перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме (ст. 26 Ж РФ), а также основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном дома (ст. 27 ЖК РФ).

10 марта 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Законом Санкт-Петербурга от N 76-13 в подпункты 11, 12, 20 пункта 3 статьи 4 главы 1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" об отнесении к компетенции органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга в области жилищных отношений следующими полномочиями: согласовывать переустройство и перепланировку помещений в многоквартирном доме; осуществлять в установленном порядке иные полномочия в |области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; определять порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и(или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в настоящее время урегулирован порядок рассмотрения заявлений о согласовании переустройства и перепланировок.

Августинович М.С. просил признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения административного истца, обязать административного ответчика принять решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения административного истца.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Его представитель Чугунова Е.Н. на требованиях настаивала.

Представитель административного ответчика Шаймарданова Т.В. с заявлением не согласилась, ссылаясь на его необоснованность, пояснила, что администрация Василеостровского района осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об администрациях районов Санкт- Петербурга от 19.12.2017 № 1098. Согласно данному Положению администрация не наделена полномочиями по согласованию проектов капитального ремонта и перепланировок нежилых помещений. Районная межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 «О создании межведомственных комиссий». Согласование проектов капитального ремонта нежилых помещений не относится к компетенции Комиссии. Кроме того, указанные в заявлении истца приложения представлены не были, что свидетельствует о ненадлежащем обращении. На все обращения административного истца администрацией в установленные законом сроки были даны ответы со ссылкой на действующее законодательство.

Представитель МВК Василеостровского района, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. В дело представлены пояснения секретаря комиссии о том, что заявления истца не содержали приложений, они не подлежало рассмотрению в связи с отсутствием полномочий.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Августинович М.С. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ...

Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2018 по иску ООО «Эрмитаж» признана незаконной перепланировка, произведенная в помещениях XXX, расположенных по адресу: ...Августинович М.С. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязан привести указанные помещения в первоначальное состояние согласно проекту застройщика.

Решение суда вступило в законную силу 18.04. 2019.

Из данного решения следует, что не позднее 2017г. в спорном помещении произведена самовольная перепланировка.

Согласно представленным доказательствам Августинович М.С. в августе 2018г. обращался в администрацию района с заявлением о согласовании перепланировки нежилых помещений. Ответом администрации от 28.08.2018 заявителю было сообщено о невозможности рассмотрения заявления в связи с отсутствием полномочий (л.д. XXX).

1 апреля 2019г. Августинович М.С. в лице представителя ФИО8 обратился в администрацию района с заявлением о рассмотрении и выдаче заключения по проекту объединения, перепланировки и переустройства XXX под магазин товаров повседневного спроса по указанному адресу. К заявлению, выполненному печатным способом, рукописно произведена запись о приложении - «проект» (л.д. XXX).

Таким образом, надлежаще заявление не оформлено, что не позволяет опровергнуть довод административного ответчика об отсутствии документов.

Вместе с тем, основанием к отказу в рассмотрении заявления по существу явился довод об отсутствии у администрации района полномочий.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч.ч.1, 2, 4-6 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ) переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет соответствующие документы.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В силу ч.ч.1, 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 14 ЖК РФ).

Согласно п.1.1. Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (ред. от 16.05.2019), администрация района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга (далее - район).

Администрация подчинена Правительству Санкт-Петербурга (п.1.2).

Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением (п.1.4).

Относительно полномочий администраций по согласованию перепланировок пунктом 3.12.36 Положения администрации наделены полномочиями по согласованию в установленном порядке переустройства и перепланировки жилых помещений, а также осуществлению в установленном порядке иных полномочий в области переустройства и перепланировки жилых помещений.

В силу п.3 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 (ред. от 26.02.2019) «О жилищной политике Санкт-Петербурга» органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства и защиту прав и законных интересов граждан в сфере жилищных отношений.

Статьей 4 данного закона определена компетенция органов государственной власти Санкт-Петербурга в области жилищных отношений: Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В силу подп. 11, 12 п.3 ст. 4 закона полномочия по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; осуществлению в установленном порядке иных полномочий в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

При этом конкретизация органов исполнительной власти, отнесенных к категории иных, относительно определенных

Администрации районов Санкт-Петербурга действуют в пределах предоставленных им полномочий. Данные полномочия не могут быть определены методом исключения или путем логических умозаключений, поскольку в данной сфере действует административный принцип регулирования правоотношений.

Довод стороны истца о том, что в связи с исключением из соответствующих статей Жилищного кодекса РФ указания на характер помещения (жилое, нежилое), все полномочия органов в части согласования перепланировок жилых помещений распространяются и на нежилые помещения, не может быть принят во внимание.

Вышеназванное Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга действует в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2019. При таких обстоятельствах предложенное истцом правоприменение не может быть осуществлено.

При этом судом учтено следующее.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.03.2017 по делу N 3а-36/2017 в редакции апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 78-АПГ17-признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.6.6 Положения о районной межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года N 112, а также пункт 2.1.7 того же Положения в части, наделяющей межведомственную комиссию полномочиями приемочной комиссии по оформлению акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки объектов, указанных в пункте 2.1.6.6 данного Положения, пункт 2.1.6.7 Положения в той мере, в какой он относит к полномочиям Комиссии согласование проектов на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома, затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности; пункт 2.1.7 Положения в части, наделяющей Комиссию полномочиями приемочной комиссии по оформлению акта, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки объектов, указанных в пункте 2.1.6.7 Положения, если такие переустройство и (или) перепланировка нежилых помещений многоквартирного дома затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.

В соответствии с пунктом 2.1.6.6 Положения о районной межведомственной комиссии к полномочиям Комиссии относилось согласование проектов на перепланировку нежилых помещений в многоквартирных домах без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания.

Из содержания решения следует, что одним из оснований признания недействующими названных пунктов явилась правовая неясность в вопросе о том, что надлежит понимать под перепланировкой, при которой не осуществляется замена несущих строительных конструкций и их частей, не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, но в то же время несущественно затрагиваются несущие конструкции здания.

Использование в оспариваемой правовой норме условия оценочного характера создает неопределенность ее содержания, в частности неясность в определении компетенции межведомственной комиссии, не обеспечивает ее единообразное понимание и допускает возможность необоснованно широкого усмотрения в процессе правоприменения, позволяя межведомственным комиссиям самостоятельно определять пределы своих полномочий посредством разрешения по своему усмотрению вопроса о том, затрагиваются ли существенно несущие конструкции здания в каждом конкретном случае.

Указанное обстоятельство исключает возможность получения в настоящее время заключения МВК района с целью узаконения перепланировки.

Действительно, в настоящее время в Санкт-Петербурге законодательно не урегулирована процедура согласования перепланировок нежилых помещений. Вышеназванным решением Санкт-Петербургского городского суда данное обстоятельство подтверждено.

Фактически обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец преследует цель преодолеть правовую неопределенность. Однако с учетом принципа разделения властей у суда отсутствуют полномочия по определению компетентного органа исполнительной власти.

Кроме того, вопрос о законности произведенной истцом перепланировки помещения разрешен судом. Сведений об исполнении решения суда административным истцом не представлено. Фактически действия по обращению за согласованием перепланировки направлены на неисполнение решения суда. При этом истцом своевременно не была соблюдена разрешительная процедура. Кроме того, как установлено судом, в ЕГРН внесены сведения о техническом состоянии спорного помещения с учетом самовольной перепланировки без указания на незаконный ее характер.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в месячный срок со дня составления в окончательной форме через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Л.М. Чекрий