Дело № 2а-2652/2019
УИД 13RS0023-01-2019-003320-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А. К.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Мордовскому благотворительному общественному Фонду помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия обратилось в суд к Мордовскому благотворительному общественному Фонду помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 5 января 2003 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (далее также управление Минюста России, уполномоченный орган) зарегистрирован Мордовский благотворительный общественный Фонд помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» (далее также Фонд «Защита Отечества») (учетный номер №). Запись о создании юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 8 января 2003 года за основным государственным регистрационным номером №.
Начиная с 2017 года информация о деятельности общественного объединения, предусмотренная статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в уполномоченный орган не предоставляется, что является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
По фактам указанных нарушений уполномоченным органом в адрес административного ответчика неоднократно были внесены предупреждения об устранении допущенных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать общественное объединение - Фонд «Защита Отечества» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель управления Минюста России, будучи извещенным, не явился.
Административный ответчик Фонд «Защита Отечества», его руководитель о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно.
Суд в соответствии со статьей 96 КАС Российской Федерации предпринял меры по извещению административного истца и административного ответчика о судебном разбирательстве и на основании части 4 статьи 263 КАС Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, участие которых в судебном заседании в силу статьи 45 названного Кодекса является правом, а не обязанностью.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что общественные объединения обязаны: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2).
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).
Из материалов дела следует, что Мордовский благотворительный общественный Фонд помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества», расположенный по адресу: г. Саранск, ул. Коммунистическая, 50 зарегистрирован в качестве юридического лица 08.01.2003, ОГРН N №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.06.2019.
В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью общественного объединения установлено, что Фонд «Защита Отечества» с 2017 года не информирует орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, что административным ответчиком не оспаривалось.
Данные, свидетельствующие об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.
За указанные нарушения законодательства на основании части 2 статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года за N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" управлением Минюста России в адрес Фонда «Защита Отечества» вынесены предупреждения от 27 июня 2018 года и 24 января 2019 года согласно которым административному ответчику предлагалось не позднее соответственно 10 сентября 2018 года и 22 апреля 2019 года представить информацию о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями законодательства, а также документы, содержащие информацию о объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, по форме ОН0003, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации за N 72 от 29.03.2010 года.
Однако данные сведения Фондом «Защита Отечества» в управление Минюста России не были предоставлены.
Выводы уполномоченного органа, приведённые в вышеназванных предупреждениях, общественным объединением не оспорены.
В материалах дела имеются сведения о том, что в отношении Фонда «Защита Отечества» и его директора ФИО1 30 октября 2018 года управлением Минюста России возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Постановлениями мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района города Саранска от 29 ноября 2018 года указанным лицам за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, назначены административные штрафы.
Разрешая заявленные управлением Минюста России исковые требования о признании Фонда «Защита Отечества» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, суд исходит из систематического характера допущенных нарушений, о чем свидетельствует неоднократное неисполнение предусмотренной законом обязанности о предоставлении информации о деятельности общественного объединения на протяжении длительного периода, признаёт допущенные нарушения существенными.
При этом судом учтено, что административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Суд отмечает, что прекращение деятельности общественной организации в качестве юридического лица не тождественно его ликвидации, влекущей в силу статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" полный запрет деятельности общественной организации.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно статье 114 КАС Российской Федерации, подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 и подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета городского округа Саранск государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой в силу закона был освобожден истец, так как его требования удовлетворены полностью.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска
решил:
удовлетворить административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Мордовскому благотворительному общественному Фонду помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества».
Признать Мордовский благотворительный общественный Фонд помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Мордовский благотворительный общественный Фонд помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Мордовского благотворительного общественного Фонда помощи ветеранам спецподразделений ФСБ, обеспечивающих защиту Конституционного строя и борьбу с терроризмом, «Защита Отечества» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Чибрикин