Дело № 2а-2652/2021
76RS0013-02-2021-002219-98
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Абсалямовой А.В.,
при секретаре Спириной М.В.,
с участие прокурора Галстяна Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске Ярославской области 28 июля 2021 года гражданское дело по административному исковому заявлению Рыбинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
установил:
Рыбинский городской прокурор, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился с административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам:
<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой в связи с поступлением обращения граждан проведена проверка по факту размещения на сайтах в сети Интернет <данные изъяты> информации о способах хищения энергоресурсов путем установки индивидуальных приборов учета с пультом управления, а также с возможностью установки неодимовых магнитов. Установлено, что на данных сайтах посетителям предлагается в свободном доступе приобретение и доставка приборов учета электроэнергии(счетчиков) с пультами дистанционного управления, которые уменьшают показания индивидуального потребления энергоресурсов. Фактически на указанных сайтах осуществляется продажа приборов, позволяющих осуществлять хищение энергии. Из анализа информации, размещенной по указанным электронным адресам. Следует, что для дистанционного заказа, в том числе необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет разделом, выбрать определенный вид счетчика, оставить заявку на сайте или позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки с последующей оплатой. Потребителям гарантируется конфиденциальность заказа, удаление данных о них после получения заказа.
Названная информация предоставлена пользователям сайтов в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Рыбинского городского прокурора Галстян Е.А. отказался от части требований о признании информации по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, последствия отказа от иска ему разъяснены и понятны. Судом вынесено определение о принятии отказа от иска в части. В остальной части -заявленные требования поддержал, продемонстрировал суду возможность осуществления доступа к сайту <данные изъяты>.
Представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства дела извещены надлежаще.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
По общему правилу оплата потребленной электрической энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статья 544 ГК РФ).
Согласно требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее -Постановление № 442), используются приборы учета определенного типа и класса точности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В силу пункта 145 Постановления № 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом, под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Потребление энегоресурсов с нарушением порядка учета подаваемой энергии влечет привлечение к административной ответственности по ст.ст. 7.19, 7.27.1 КоАП РФ, а при ущербе более 250000 рублей -к уголовной ответственности по ст. 165 УК РФ.
Таким образом, законом императивно установлена недопустимость вмешательства в работу приборов учета и предусмотрена ответственность за неучтенное потребление (хищение) энергоресурсов.
Размещенная на сайте
<данные изъяты>
информация не только описывает механизм работы приборов учета, но и содержит сведения о том, каким образом такие приборы можно заказать в сети «Интернет», то есть содержит призыв к совершению противоправных действий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах приборы учета энергоресурсов, снижающими показания индивидуального потребления, не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения законодательства, информация, размещенная на страницах указанных сайтов подлежит признанию, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайтов в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свободное распространение размещенной на сайте <данные изъяты>, информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, энергоснабжения, наносит вред нравственности населения.
Судом установлено, что Рыбинской городской прокуратурой проведены проверочные мероприятия в связи с поступлением обращений граждан по факту размещения на сайте в сети Интернет <данные изъяты>, информации о способах хищения энергоресурсов путем установки индивидуальных приборов учета с пультом управления, а также с возможностью установки неодимовых магнитов. Установлено, что на данных сайтах посетителям предлагается в свободном доступе приобретение и доставка приборов учета электроэнергии(счетчиков) с пультами дистанционного управления, которые уменьшают показания индивидуального потребления энергоресурсов. Фактически на указанных сайтах осуществляется продажа приборов, позволяющих осуществлять хищение энергии. Из анализа информации, размещенной по указанным электронным адресам. Следует, что для дистанционного заказа, в том числе необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет разделом, выбрать определенный вид счетчика, оставить заявку на сайте или позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки с последующей оплатой. Потребителям гарантируется конфиденциальность заказа, удаление данных о них после получения заказа.
Названная информация предоставлена пользователям сайтов в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.
Регистратором доменных имен вышеуказанных сайтов является ООО «<данные изъяты>», администратором домена является <данные изъяты>, позволяющая полностью скрыть личные данные, отображающиеся в общедоступной базе <данные изъяты> для доменов.
Установить владельца сайтов не представляется возможным. Направление запросов регистратору доменного имени в целях установления владельца сайта не представляется возможным по причине скрытой информации.
При таких обстоятельствах приборы учета энергоресурсов, снижающие показания индивидуального потребления, не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Поскольку на вышеуказанном сайте размещена информация, распространение которой в Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ, запрещено, данный сайт подлежит включению в Реестр.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Рыбинского городского прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить решение суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области и Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения адреса <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Абсалямова