Дело № 2а-2656/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 25 сентября 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Матлиной О.И.,
при секретаре Иванчиной В.Ф.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> края административное дело по административному иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании постановления незаконным,
у с т а н о в и л:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с требованиями к административному ответчику администрации <адрес> о признании постановления незаконным. В обоснование иска указано, что Постановлением администрации <адрес> от <дата>№ утвержден Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее по тексту - Порядок). Постановление от <дата>№ опубликовано <дата> в официальном печатном издании «Вести Прикамья» за №. Во исполнение п.2.2 приказа Генпрокуратуры России от <дата>№ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокуратурой города изучен нормативный правовой акт - постановление администрации <адрес> от <дата>№ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». В ходе проверки установлено, что пунктом 9.9 Порядка установлено, что в случае, если победитель конкурса в 10-дневный срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок не получил у организатора конкурса свидетельство об осуществлении перевозок и карту (карты) маршрута, то победитель конкурса признается уклонившимся от получения свидетельства об осуществлении перевозок. В силу п.9.10 Порядка в случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от получения свидетельства об осуществлении перевозок, организатор конкурса в течении 5 дней со дня, когда стало известно, что победитель конкурса уклонился от получения свидетельства об осуществлении перевозок, направляет уведомление о получении свидетельства об осуществлении перевозок и карту (карты) маршрута участнику конкурса, заявление которого присвоен второй номер. Таким образом, победитель открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок не может осуществлять перевозки пассажиров в случае, если не получил у организатора конкурса свидетельство об осуществлении перевозок и карту (карты) маршрута. Данное обстоятельство служит дополнительным, не предусмотренным законом об организации пассажирских перевозок, основанием для отказа победителя конкурса в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок. Срок для получения свидетельства и карт маршрутов федеральным законодательством не установлен, однако, пункты 9.9, 9.10 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в своей взаимосвязи сокращают предусмотренный ч.4 ст.21 Федерального закона № 220-ФЗ срок начала осуществления деятельности по перевозке пассажиров с 60 до 10 дней. Кроме того, п. 1.1 критериев оценки и сопоставления заявок (Приложение к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок) к характеристикам транспортных средств, влияющих на качество перевозок отнесен возраст транспортного средства, который определяется от года изготовления транспортного средства, указанного в ПТС заводом-изготовителем. Перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, не является исчерпывающим, на что указывает использование законодателем в контексте редакции пункта 3 части 3 названной статьи термина «и иные характеристики», а также термина «качество перевозок». Качество как социально-экономическая категория и мера соответствия предоставляемых услуг условиям и требованиям стандартов, запросов потребителей проявляется в надежности, безопасности, доступности, комфортности предоставляемых услуг. Вместе с тем, год выпуска транспортного средства сам по себе без учета иных характеристик не может относиться к характеристикам, влияющих на качество перевозок. Кроме того, в соответствии с п.4 ч.З ст.24 Федерального закона № 220-ФЗ возраст транспортного средства учтен как отдельный критерий для оценки и сопоставления заявок, что нашло также свое отражение и в п.2 Критериев оценки и сопоставления заявок (Приложение к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок). Вышеуказанное свидетельствует о наличии в оспариваемом постановлении коррупциогенного фактора - превышения полномочий. Кроме того, наличие критерия оценки и сопоставления заявок, не предусмотренного Федеральным законом, содержащегося в приложении к оспариваемому Порядку, образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата>№, а именно - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, т.е. установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. <дата> в прокуратуру города поступил проект постановления администрации <адрес> «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». По результатам проведения антикоррупционной экспертизы прокурором города в адрес главы города<дата> направлено замечание № об исключении из проекта нормативного правового акта выявленного коррупциогенного фактора. <дата> в прокуратуру города поступило письмо первого заместителя главы администрации от <дата> № СЭД-01-19-480 о рассмотрении замечания прокурора города и об оставлении их без удовлетворения. Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят администрацией города без учета внесенных прокурором города замечаний. Также, <дата> заместителем прокурора <адрес> в адрес главы города принесен протест на постановление администрации <адрес> от <дата>№ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». Согласно письму первого заместителя главы администрации от <дата> № СЭД-0Ы9-572 протест от <дата>№ оставлен без удовлетворения. Просит признать пункт 9.10 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дата>№, пункт 1.1 критериев оценки и сопоставления заявок (Приложение к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на административном иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.
Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 указанного федерального закона).
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 этого же федерального закона).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EC8C1BBA253D195BFC867A8D3D4E24073329D09BA84FB8B28F970E2FF56D2BCC3B9857A17B3AAF72W1bDJ"настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации <адрес> от <дата>№ утвержден Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее по тексту - Порядок) (л.д. 8-9).
Постановление от <дата>№ опубликовано <дата> в официальном печатном издании «Вести Прикамья» за № (л.д. 26-34).
Во исполнение п.2.2 приказа Генпрокуратуры России от <дата>№ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокуратурой <адрес> проведена проверка законности нормативного правового акта - Постановление администрации <адрес> от <дата>№ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».
В ходе проверки прокуратурой <адрес> установлено, что вы соответствии с пунктом 9.9 Порядка в случае, если победитель конкурса в 10-дневный срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок не получил у организатора конкурса свидетельство об осуществлении перевозок и карту (карты) маршрута, то победитель конкурса признается уклонившимся от получения свидетельства об осуществлении перевозок. В силу п.9.10 Порядка в случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от получения свидетельства об осуществлении перевозок, организатор конкурса в течении 5 дней со дня, когда стало известно, что победитель конкурса уклонился от получения свидетельства об осуществлении перевозок, направляет уведомление о получении свидетельства об осуществлении перевозок и карту (карты) маршрута участнику конкурса, заявление которого присвоен второй номер.
Указанный пункт Порядка, по мнению прокурора, в части установления 10-дневного срока для признания победителя конкурса уклонившегося от получения свидетельства об осуществлении перевозок, противоречит ч.4 ст.21 Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 220-ФЗ).
В силу ч.4 ст.21 Федерального закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет (п.5 ст.19 Федерального закона № 220-ФЗ).
Таким образом, из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что у победителя конкурса есть обязанность приступить к осуществлению перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса, а у уполномоченных органов местного самоуправления есть обязанность выдать свидетельство об осуществлении перевозок в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требование прокурора в этой части законны и обоснованны, поскольку установленный п.9.9 Порядка десятидневный срок для получения победителем конкурса свидетельства об осуществлении перевозок, после которого он признается уклонившимся от получения свидетельства и победителем конкурса признается участник, которому присвоен второй номер, противоречит ч.4 ст.21 Федерального закона № 220-ФЗ.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что <дата> в прокуратуру <адрес> поступил проект постановления администрации <адрес> «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы прокурором города в адрес главы города <дата> направлено замечание № об исключении из проекта нормативного правового акта выявленного коррупциогенного фактора (л.д. 35-38).
<дата> в прокуратуру города поступило письмо первого заместителя главы администрации от <дата> № № о рассмотрении замечания прокурора города и об оставлении их без удовлетворения (л.д. 39).
<дата> заместителем прокурора <адрес> в адрес главы города принесен протест на постановление администрации <адрес> от <дата>№ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» (л.д. 40-44).
Согласно письму первого заместителя главы администрации от <дата> № № протест от <дата>№ оставлен без удовлетворения (л.д. 45-48).
Как следует из протеста прокурора, п.1.1 Критериев оценки и сопоставления заявок (Приложение к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок) противоречит ч.3 ст.24 Федерального закона № 220-ФЗ.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от <дата> N 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона от <дата> N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от <дата> N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 24 названного Федерального закона шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Наличие критерия оценки и сопоставления заявок, не предусмотренного Федеральным законом, содержащегося в приложении к оспариваемому Порядку, противоречит ч.3 ст.24 Федерального закона № 220-ФЗ. И кроме того, образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата>№, а именно - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в этой части.
Учитывая, что в судебном заседании было установлено, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административный иск прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативно-правового акта недействующим в части, удовлетворить.
Признать п.9.10 Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дата>№, пункт 1.1 критериев оценки и сопоставления заявок Приложения к Порядку проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок - недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в Краевой рекламно-информационной газете «Вести Прикамья» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (09.10.2017г.).
Судья (подпись) О.И. Матлина
Копия верна. Судья