ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2657/2021 от 29.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-003382-68

2а-2657/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июля 2021 года г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2657/2021 по административному иску Аветяна Артура Петиковича о признании не действующим в части постановления Администрации городского округа Самара от 07.12.2020 № 950 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара»,

установил:

Аветян А.П. обратился в суд с административным иском о признании не действующим в части постановления Администрации городского округа Самара от 07.12.2020 № 950 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара».

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности два смежных земельных участка с кадастровыми номерами :276 площадью 200 кв.м и :267 площадью 330,60 кв.м. С целью приобретения прилегающего земельного участка Аветян А.П. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 177 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером :276. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1289 от 22.10.2020 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании того, что заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, а также, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, разработана с нарушением, предусмотренных 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Не согласившись с указанным распоряжением, административный истец обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с требованием о признании его незаконным и его отмене. 02.03.2021 года в ходе ознакомления с материалами административного дела 2а-1245/2021 Аветяну А.П. стало известно, что в отношении территории, в границах которой расположены принадлежащие истцу земельные участки, постановлением Администрации городского округа Самара № 950 от 07.12.2020 утверждена разработанная в соответствии с распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.03.2020 № РД-453 документация по планировке территории (проект межевания территории), занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная). При этом, принимая постановление об утверждении документации по планировке территории, Администрацией не принято во внимание, что постановлением Администрации г.о. Самара № 390 от 21.05.2020 Аветяну А.П. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков площадью 747 кв.м с кадастровыми номерами :276 и :267 под индивидуальное жилищное строительство в координатах, указанных в постановлении, включающих в себя территорию, испрашиваемую Аветяном А.П. посредством поданных им заявлений о перераспределении земельных участков.

Утвержденным проектом межевания территории установлены границы образованных земельных участков, расположенных в границах территории, занимаемой многоквартирными жилыми домами в г.о. Самара в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная, без учета сведений, содержащихся в ранее вынесенном Администрацией г.о. Самара постановлении № 390 от 21.05.2020 в отношении испрашиваемых к перераспределению Аветяном А.П. земельных участков общей площадью 747 кв.м с кадастровыми номерами :276 и :267. Таким образом, полагает, что проект межевания территории противоречит документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, генеральному плану, а, следовательно, и положениям Градостроительного кодекса РФ. Признание вышеуказанного постановления незаконным в части установления границ образованных земельных участков, расположенных в границах территории, занимаемой многоквартирными жилыми домами в г.о. Самара в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная, позволит административному истцу возобновить процедуру предоставления ему посредством соглашения о перераспределении земель в отношении испрашиваемых им земельных участков, и как следствие, реализовать свое право на приобретение земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Аветян А.П. с учетом уточнения просит признать недействующим постановление Администрации городского округа Самара № 950 от 07.12.2020 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» в части, установленной пунктом 1.1. Постановления, предусматривающим утверждение разработанной в соответствии с распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.03.2020 № РД-453 «О разрешении Департаменту градостроительства городского округа Самара подготовки проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилы ли домами в городском округе Самара» документации по планировке территории (проект межевания территории, занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная), согласно приложениям №1 и №2.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил основание административного иска, указав, что проект межевания территории опубликован не в полном объеме, а именно, не опубликованы и не размещены на официальном сайте материалы по обоснованию проекта межевания территории.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Головачев Е.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самара Евтюшенкова Е.Л. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Беришвили В.Р. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители заинтересованного лица МП г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро" не явились, ранее в судебном заседании 14.07.2021 просили в административном иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары не явился, ранее в судебном заседании 14.07.2021 возражал против иска, представил письменные отзыв.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации городского округа Самара № 950 от 07.12.2020 утверждена документация по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара.

Пунктом 1.1 данного постановления утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории, занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная), согласно приложениям №1 и №2.

Постановление опубликовано в издании "Самарская Газета" N270(6707) от 10.12.2020 (л.д. 66).

Частью 1 статьи 208 КАС РФ лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, предоставлено право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта обязательному установлению подлежат следующие обстоятельства:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами :276 площадью 200 кв.м и :267 площадью 330,60 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 7, 8).

Постановлением Администрации г.о. Самара № 390 от 21.05.2020 Аветяну А.П. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков площадью 747 кв.м с кадастровыми номерами :276 и :267 под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 9-12).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 24.03.2021 № РД-413 Аветяну А.П. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером :276. Основанием для отказа явилось расположение образуемого земельного участка в границах территории, для которой постановлением Администрации городского округа Самара № 950 от 07.12.2020 утвержден проект межевания территории, занимаемой многоквартирными домами.

Таким образом, оспариваемое постановление непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца, является препятствием в перераспределении земельных участков.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопросы утверждения документации по планировке территории городского округа отнесены к вопросам местного значения (п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"). Согласно статье 7 указанного Закона по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают правовые акты.

Частью 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Самарской области установлено, что Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 46).

Постановлением председателя Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 17.09.2020 №50 назначены публичные слушания по проекту межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами в Октябрьском внутригородском районе городского округа Самара, в том числе по адресу: в границах улиц Печерская, Аврора, Гагарина, Революционная. Срок проведения публичных слушаний установлен с 22.09.2020 по 22.10.2020. Срок внесения предложений и замечаний, касающихся проекта, установлен с 01.10.2020 по 14.10.2020.

Оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Самарская газета» от 22.09.2020 №203 (6640), на официальном сайте Администрации г.о. Самара и размещено в помещении Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара (л.д. 65, 100).

Собрание участников публичных слушаний проведено 14.10.2020. На слушаниях административный истец не присутствовал (л.д. 159-168).

По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 20.10.2020, которое опубликовано в газете «Самарская газета» 22.10.2020 и размещено на официальном сайте Администрации г.о. Самара (л.д. 166).

Таким образом, порядок опубликования сведений о проведении публичных слушаний и их результатов органом местного самоуправления соблюден. Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено.

Доводы административного истца о неизвещении его о подготовке документации по планировке территории и лишении тем самым возможности представить возражения и внести изменения в разрабатываемую документацию в части, касающейся принадлежащих ему земельных участков, являются несостоятельными. Участие граждан и юридических лиц в принятии решений по вопросам городского развития, землепользования и застройки обеспечивается посредством проведения публичных слушаний. Как установлено выше, порядок оповещения о проведении публичных слушаний посредством размещения сведений в средствах массовой информации органом местного самоуправления соблюден, следовательно, возможность заинтересованным лицам реализовать право на участие в публичных слушаниях и высказывание мнения по рассматриваемому вопросу обеспечена.

Доводы истца о том, что при разработке проекта планировки территории не учтено постановление Администрации г.о.Самара о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и испрашиваемой в порядке перераспределения территории, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Таким образом, решения органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков не являются документами, на основании и с учетом которых осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Доводы истца о том, что документация по планировке территории опубликована не в полном объеме, а именно, не опубликованы материалы по обоснованию проекта межевания территории, подлежат отклонению.

Согласно ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Частью 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2.9 Порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 05.09.2019 N 654.

Таким образом, опубликованию подлежит только утвержденная часть проекта межевания территории. Материалы по обоснованию проекта межевания не являются утверждаемой частью документации и потому не подлежат обязательному опубликованию. Кроме этого, проект межевания территории в полном объеме размещен на официальном сайте Администрации г.о.Самара (л.д. 111, 112-158).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействующим, поскольку оно принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

То обстоятельство, что наличие утвержденного проекта планировки территории препятствует истцу в реализации права на приобретение земельного участка, расположенного в пределах данной территории, не является основанием для признания проекта планировки недействующей. В силу ч. 21 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ административный истец не лишен возможности внести изменения в утвержденную документацию по планировке территории. Следует также учесть, что признание документации по планировке территории недействующей не приведет к удовлетворению требований истца о перераспределении земельных участков, так как в силу подп.4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Аветяна Артура Петиковича о признании не действующим в части постановления Администрации городского округа Самара от 07.12.2020 № 950 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2021.