Дело № 2а-2658/2023
УИД: 51RS0002-01-2023-002620-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2023 года город Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Дерюгиной М.В.,
при секретаре Кабатовой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Региональной общественной организации Ветеранов налоговой полиции Мурманской области о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста России по Мурманской области, Управление) обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации Ветеранов налоговой полиции Мурманской области (далее – РООВНПМО) о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска указано, что Управлением Минюста России по Мурманской области *** зарегистрирована РООВНПМО (***), *** уполномоченному лицу ответчика вручена памятка о недопустимости нарушений законодательства РФ в процессе осуществления общественным объединением своей деятельности.
Вместе с тем, в нарушение положений ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пп. "б" п. 2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 "О формах и срока представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" ответчиком в адрес истца не представлены отчеты по форме ОН0003 за *** годы.
*** в адрес истца ответчиком была представлена информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за *** год (отчет по форме ОН0003), который не был принят к рассмотрению и был возвращен в адрес общественного объединения по причине его несоответствия утвержденной Минюстом РФ форме.
В связи с непредставлением указанного отчета *** в отношении ответчика было вынесено предупреждение о недопустимости нарушений законодательства РФ в процессе осуществления общественным объединением своей деятельности и обязательством в срок до *** представить поименованные в предупреждении информацию и документы.
*** Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес*** (далее – ИФНС по адрес***) РООВНПМО была исключена из ЕГРЮЛ, как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность на основании ст. 21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако *** решением вышестоящего налогового органа вышеуказанная запись ИФНС по адрес*** признана недействительной.
*** в адрес истца ответчиком представлен отчет ОН0003 за *** год по утратившей силу форме, который также был возвращен в адрес РООВНПМО с разъяснениями по формам отчетности. Корреспонденция была возвращена в Управление с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения. Отчет по форме ОН0003 по утвержденной форме за *** год не был представлен.
*** в Управление от ответчика вновь поступил отчет ОН0003 за *** год по форме, утратившей силу.
При этом согласно сведениям из ЕГРЮЛ полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, – председателя СоветаФИО1 истекли ***. Получение юридически значимой корреспонденции по адресу местонахождения ответчика с *** года не обеспечивается.
*** в адрес ответчика направлено информационное письмо с требованиями представить в Управление поименованную информацию и документы, а также указывалось на необходимость предоставления документов для государственной регистрации изменений адреса места нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В целях дополнительного информирования уполномоченных лиц указанная информация также направлена по адресу места жительства руководителя ФИО1, которая была возвращена в адрес Управления.
По мнению административного истца, приведенные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении ответчиком требований законодательства, что в свою очередь является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
Просит признать ответчика прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на исковых требованиях настаивает, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика РООВНПМО, а также законный представитель административного ответчика – председатель совета РООВНПМО ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства неоднократно извещался надлежащим образом по имеющимся в деле адресам судебной корреспонденцией, которая возвращена в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения. Кроме того, административным истцом заблаговременно в установленном законом порядке в соответствии с ч. 3 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства РФ на официальном сайте Управления Минюста России по Мурманской области размещена информация о подаче настоящего иска, а также его копия направлена в адрес ответчика. Вместе с тем, пояснений по заявленным административным исковым требованиям представителем административного истца не представлено.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд приходит к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Федеральный закон "Об общественных объединениях") орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству РФ (на территории Мурманской области – Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области).
Согласно пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области – Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений абз. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 "О формах и сроках предоставления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" утверждены формы отчетности о деятельности некоммерческих организаций и сроки их представления.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" общественное объединение представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2021 № 50 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, утратил силу 01.03.2022) срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2020 год установлен до 15 июля 2021 года, за 2021 год – до 15 июля 2022 года; в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 30.09.2021 № 185 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2022 год до 15 июля 2023 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, *** Управлением Минюста России по Мурманской области осуществлена государственная регистрация некоммерческой организации – РООВНПМО (ОГРН ***), о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ адресом места нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ указан адрес: ***, в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан председатель Совета – ФИО1.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ с момента регистрации и до настоящего времени изменения в сведения о юридическом адресе административным ответчиком не вносились.
В соответствии с п. 3.2 Устава РООВНПМО, утвержденного протоколом организационного собрания членов общественной организации от ***, общественная организация обязана соблюдать законодательство РФ, касающееся сферы ее деятельности, а также нормы, предусмотренные Уставом организации; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Организации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Организации в объеме ведений, включаемых в ЕГРЮЛ; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц Организации, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые Организацией мероприятия; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых Организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7.4 Устава организация может быть ликвидирована по решению Общего собрания ее членов, принятому двумя третями голосов от числа присутствующих на собрании, либо по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм законодательства, а также положений Устава РООВНПМО не представила в орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, – Управление Минюста России по Мурманской области отчеты по форме ОН0003 за *** годы.
*** в адрес истца ответчиком была представлена информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за *** (отчет по форме ОН0003), который не был принят к рассмотрению и был возвращен в адрес общественного объединения по причине его несоответствия утвержденной Минюстом РФ форме.
В связи с непредставлением указанного отчета *** в отношении ответчика было вынесено предупреждение о недопустимости нарушений законодательства РФ в процессе осуществления общественным объединением своей деятельности и обязательством в срок до ***:
- представить отчет по форме ОН0003, утвержденной Приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" за *** на бумажном носителе;
- представить объяснение о причинах неполучения почтовой корреспонденции по адресу (месту нахождения) общественной организации;
- в случае изменения адреса (места нахождения) общественной организации, - представить пакет документов для государственной регистрации нового адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, для внесения соответствующих изменении в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, содержащиеся в предупреждении требования юридическим лицом не исполнены.
*** Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес*** (далее – ИФНС по адрес***) РООВНПМО была исключена из ЕГРЮЛ, как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность на основании ст. 21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако *** решением вышестоящего налогового органа вышеуказанная запись ИФНС по адрес*** признана недействительной.
*** в адрес истца ответчиком представлен отчет ОН0003 за *** год по утратившей силу форме, который также был возвращен в адрес РООВНПМО с разъяснениями по формам отчетности. Корреспонденция была возвращена в Управление с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения. Отчет по форме ОН0003 по утвержденной форме за *** год не был представлен.
*** в Управление от ответчика вновь поступил отчет ОН0003 за *** год по форме, утратившей силу.
При этом согласно сведениям из ЕГРЮЛ полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, – председателя СоветаФИО1 истекли ***.
Получение юридически значимой корреспонденции по адресу местонахождения ответчика с *** года не обеспечивается. Информация об изменении адреса (места нахождения) от ответчика в Управление не поступала.
В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
*** в адрес ответчика направлено информационное письмо с требованиями представить в Управление:
- отчеты за *** годы по форме ОН0003, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.09.2021 № 185 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций";
- копию протокола высшего органа управления организации, подтверждающего избрание на новый срок ее руководителя;
- объяснение о причинах неполучения корреспонденции по адресу (месту нахождения) юридического лица.
Кроме того, ответчику указывалось на необходимость предоставления документов для государственной регистрации изменений адреса места нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Учитывая, что в адрес РООВНПМО внесен в Устав общественного объединения, необходимо было представить пакет документов с Уставом в новой редакции для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином дарственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного единения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Организации разъяснено, что в случае непредставления указанных сведений к общественной организации будут применены иные меры реагирования, предусмотренные административным регламентом.
В целях дополнительного информирования уполномоченных лиц указанная информация также направлена по адресу места жительства руководителя ФИО1, которая была возвращена в адрес Управления в связи с ее неполучением.
Сведений об уважительных причинах, в силу которых административный ответчик не имел возможности устранить допущенные нарушения законодательства, в том числе, о которых ему было очевидно известно после судебного разбирательства, уполномоченному органу и суду представлены не были, связь с общественной организацией по месту ее регистрации не обеспечена.
Возражений по существу административного иска, а также доказательств устранения выявленных нарушений, административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу, административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства РФ в сфере деятельности общественных объединений, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято. Данные обстоятельства в силу положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федерального закона "Об общественных объединениях" являются основанием для признания административного ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Такая исключительная мера является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям, поскольку допущенные некоммерческой организацией грубые и неоднократные, систематические и длящиеся нарушения причиняют вред охраняемым законом общественным отношениям, подрывают авторитет, как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения, в том числе мер административного воздействия.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск.
При таких обстоятельствах государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере, установленном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Региональной общественной организации Ветеранов налоговой полиции Мурманской области о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Признать Региональную общественную организацию Ветеранов налоговой полиции Мурманской области (***) прекратившей деятельность в качестве юридического лица.
Исключить сведения о Региональной общественной организации Ветеранов налоговой полиции Мурманской области (***) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Региональной общественной организации Ветеранов налоговой полиции Мурманской области (***) в доход бюджета муниципального образования г. Мурманск государственную пошлину в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебным актом, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья подпись М.В. Дерюгина