№
Дело № 2а-2659/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2020 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Еремеева О.И.,
при секретаре Хиен Е.Х.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Регионального общественного фонда «Сахалинский фонд культуры» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании приняли участие:
представитель заинтересованных лиц (УФНС России по Сахалинской области, МИФНС № 1 по Сахалинской области) – ФИО1;
представитель административного истца (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области) – ФИО2;
представители административного ответчика (Регионального общественного фонда «Сахалинский фонд культуры») – ФИО3, ФИО4, ФИО5
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление) обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением, в его обоснование указав следующее. Управлением за основным государственным регистрационным номером 1026500001120 зарегистрирован в качестве юридического лица Региональный общественный фонд «Сахалинский фонд культуры» (далее по тексту – Организация, ответчик). Управлением в рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций установлено, что деятельность Организации не ведется, а кроме этого, в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик не устранил выявленные в Уставе Организации нарушения. Так, истец отмечает, что положения действующего Устава Организации противоречат законодательству. В отношении Организации вынесено предписание, полученное уполномоченным лицом, однако, до настоящего времени предписание не исполнено. По состоянию на момент подачи иска нарушения не устранены, Устав Организации не приведен в соответствие с действующим законодательством.
Определением от 28.02.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Сахалинской области и Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований не настаивала в обоснование указав, что сторона административного ответчика устранила в полном объеме нарушения, имеющие место на момент подачи иска.
Представители административного ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований ввиду того, что нарушения ответчиком устранены в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Из материалов административного дела суд установил, что 25.09.2012 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации в качестве юридического лица Регионального общественного фонда «Сахалинский фонд культуры».
В соответствии с Уставом Организации, Фонд представляет собой некоммерческую организацию и преследующей цели, определенные в Уставе. Свою деятельность Фонд осуществляет на основании требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», иного действующего законодательства Российской Федерации и Устава Организации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Порядок осуществления данного контроля установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредительным документом организации является Устав. Требования учредительного документа некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Из дела видно, что в период с 19.02.2018 г. по 20.03.2018 г. истцом проведена плановая документарная проверка деятельности ответчика, предметом проверки явилось установление соответствия деятельности Организации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации за период с 01.01.2015 года по 31.12.2017 года.
По результатам проверки составлен Акт проверки № от 20.03.2018 г. в котором отражены выявленные многочисленные внутренние противоречия содержания Устава Организации.
В адрес руководителя Организации внесено предупреждение с требованием в срок до 25.05.2018 г. устранить перечисленные в Акте проверки нарушения.
Поскольку Организацией не принимаются меры, направленные на устранение выявленных стороной истца (указанных в Акте проверки) нарушений, постольку истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в период – после подачи иска в суд, стороной административного ответчика приняты меры к устранению нарушений, указанных в Акте проверки № от 20.03.2018 г. (в части противоречий Устава действующему законодательству).
В судебном заседании представитель истца показала, что сторона административного ответчика в полном объеме устранила нарушения, явившиеся основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
Поскольку Организация устранила выявленные нарушения законодательства о некоммерческих организациях до вынесения судом решения, постольку суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Регионального общественного фонда «Сахалинский фонд культуры» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И. Еремеев
Мотивированное решение суда изготовлено 16 ноября 2020 года
Председательствующий судья О.И. Еремеев