ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/19 от 25.04.2019 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>а-265/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2019 года с. Майма

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Усольцевой Е.В.,

при секретаре Храмцовой М.С.,

рассмотрев в заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай незаконным, его отмене,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Алтай» незаконным, его отмене. В обоснование указывая, что оспариваемым распоряжением изымаются для государственных нужд Республики Алтай земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащий собственнику ФИО1, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий собственнику ФИО2 Данное распоряжение истцы полагают незаконным, в виду того что в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. В соответствии со статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой, а потому просит удовлетворить заявленные требования.

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> произведена замена стороны Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай на его правопреемника Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам указанным в заявлениях. Дополнительно пояснил, что в данном случае отсутствуют государственные нужды при изъятии земельных участков, поскольку строительство газопровода осуществляется коммерческой организацией. Кроме того, участок ФИО2 в декабре был разделен на два участка, на которых имеются строения. На участке ФИО1 имеется незавершенный строительством жилой дом. Также имеются несоответствия в документе об изъятии земельных участков, поскольку на сайте была опубликована информация об изъятии всех участков, а в судебное заседание была предоставлена информация об изъятии части земельных участков.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения данных заявлений по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что ходатайство об изъятии части земельных участков было выдано компетентным на то органом. В информации, содержащейся на сайте об изъятии участков, специалистом была допущена описка в части изъятия всего участка, так как правильно было изъятие части участков. В последствии, истцам были направлены извещения с указанием на допущенные описки. Кроме того, пояснила, что при изъятии частей земельных участков истцов, зарегистрированные права на объекты недвижимости за ними не числились.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром Газораспределение Томск» ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений, по доводам изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что газопровод – это объект регионального значения, что подтверждается программой газоснабжения и планом-графиком синхронизации. Работа по строительству данного газопровода велась с 2010 года. Финансирование данного объекта идет, в том числе и за счет государственных денежных средств, что отражено в программе развития газоснабжения и газификации Республики Алтай на периоды 2016-2020 года. Кроме того, отметила, что при принятии оспариваемого распоряжения объект ФИО1 не стоял на кадастровом учете, а был поставлен лишь в апреле 2019 года. Объекты ФИО2 также не стоят на кадастровом учете.

Представители заинтересованных лиц Министерства регионального развития Республики Алтай, ООО «Озерное», ООО «Газпром Межрегионгаз»в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцам принадлежат земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> истцу ФИО2, с кадастровым номером <данные изъяты>ФИО1

Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> принято решение об изъятии для государственных нужд Республики Алтай в целях строительства объекта регионального значения – «Газопровод межпоселковый от ГРС «НижняяКаянча» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> до села <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай» согласно приложению.

Из приложения к указанному распоряжению следует, что собственниками земельных участков, из которых предстоит образовать земельные участки подлежащие изъятию для государственных нужд Республики Алтай в целях строительства объекта регионального значения – «Газопровод межпоселковый от ГРС «Нижняя Каянча» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> до села <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай», в том, числе ФИО2 и ФИО1

Данное оспариваемое распоряжение принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Схемой территориального планирования Республики Алтай, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, на основании приказа от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-Д «Об утверждении документации по планировке территорий для строительства объекта «Газопровод межпоселковый от ГРС «НижняяКаянча» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> до села <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай» и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-Д и ходатайства Министерства регионального развития Республики Алтай.

Отделу по управлению земельными ресурсами Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в течении десяти дней со дня принятия настоящего Распоряжения осуществить действия, установленные пунктом 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Министерству регионального развития Республики Алтай выступить заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков указанных в приложении, подлещах изъятию, в соответствии с утвержденным проектом; выступить заказчиком работ по оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков указанных в приложении внастоящему распоряжению, с учетом положений статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации; направить правообладателям земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, проекты соглашений об изъятии земельных участков; принять меры по заключению в установленном порядке соглашений об изъятии земельных участков с правообладателями земельных участков; предоставить возмещения правообладателям изымаемых земельных участков для государственных нужд Республики Алтай в соответствии с соглашениями, указанными в пункте 4 настоящего распоряжения;обеспечить регистрацию права собственности Республики Алтай на изъятые земельные участки в органе регистрации прав; в установленном законом порядке обеспечить предъявление исков о принудительном изъятии земельных участков в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателями изымаемых земельных участков проекта соглашения об изъятии земельных участков правообладателями изымаемых земельных участков не представлено подписанное соглашение об изъятии земельных участков; предоставить возмещение правообладателям изымаемых земельных участков для государственных нужд Республики Алтай в соответствии со вступившими в законную силу решениями суда; в трехдневный срок после выполнения пункта 6 настоящего распоряжения предоставить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости для включения в реестр государственной собственности Республики Алтай.

В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Министерство осуществляет полномочия, в том числе резервирует земли, осуществляет изъятие земельных участков для государственных нужд Республики Алтай.

Пунктом 3 ст. 279 Гражданского кодекса РФ установлено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовывать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельный участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формировании, кадастровый учет объекта недвижимости.

Постановлением Правительства Республики Алтай <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утверждена схема территориального планирования Республики Алтай.

Приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-Д, утверждена документация по планировке территории строительства объекта «Газопровод межпоселковый от ГРС «Нижняя Каянча» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> до села <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай».

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Министерство регионального развития Республики Алтай обратилось в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай с ходатайством об изъятии участков для государственных нужд Республики Алтай, в том числе части земельных участков, принадлежащих административным истцам.

Таким образом, суд, анализируя представленные доказательства применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, о том что административным ответчиком доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, и представлены доказательства того, что обжалуемое распоряжение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Кроме того судом установлено, что представитель административных истцов не представил доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения положениям какого-либо закона или нормативного правового акта, незаконность предполагаемого нарушения прав и интересов принятым ненормативным правовым актом.

Суд полагает, что распоряжение не нарушило законных прав и интересов административных истцов.

Довод стороны административных истцов, о том, что строительство газопровода проводится коммерческими организациями, судом признается необоснованным, поскольку согласно программе развития газоснабжения и газификации Республики Алтай на периоды 2016-2020 года финансирование данного объекта идет, в том числе и за счет государственных денежных средств.

Довод представителя истцов о том, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен в декабре 2018 года на три земельных участка, на земельных участках истцов имеются строения, правового значения для оспариваемого распоряжения не имеет, поскольку оно было принято <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, то есть до раздела данного участка, и регистрации права собственности на объект ФИО1

Документов подтверждающих наличие иных вариантов прокладки газопровода представителем административных истцов не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Алтай» незаконным, его отмене, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу каждой, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.В. Усольцева

Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

02 RS 0<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-45