ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/19 от 27.11.2019 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-265/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Красный Чикой 27 ноября 2019 года

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Добрынина В.А.,

при секретаре Перминовой О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества»,

УСТАНОВИЛ:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.

Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что приказом Министра природных ресур­сов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной до­кументации лесного участка Красночикойского лесничества» утверждена про­ектная документация лесного участка Красночикойского лесничества (далее -проектная документация) (Мензинское участковое лесничество, эксплуатаци­онные леса - кварталы 314, 323-325, 368,, 369, 404, 405, 446, 477, 483, 488, 515, 518-520, 601, 629, 637, 638, 666, 667, 671, части кварталов 312, 313, 315-322, 358-367, 370-372, 390-403, 406, 437-445, 468-476, 478-482, 484-487, 511-514, 516, 517, 551-563, 591-600, 625, 628, 630-632, 636, 668, 670; защитные леса - части кварталов 312, 313, 315-322, 358-367, 370-372, 390-403, 406, 437-445, 468-476, 478-482, 484-487, 511-514, 516, 517, 551-563, 591-600, 625-628, 630-632, 636, 668, 670) для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных рас­тений площадью 114975,0 га.

В соответствии с разделом 3 «Количественные и качественные характе­ристики проектируемого лесного участка» в таблице 4 определены виды и объ­емы использования лесов на проектируемом лесном участке, в том числе заго­товка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений - Чаги и Ганодермы лакированной ежегодным объемом заготовки 416 и 360,7 тонн соответ­ственно.

Указанная проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденная приказом Министра природных ресурсов Забай­кальского края, явилась основанием для заключения Министерством природ­ных ресурсов Забайкальского края договора аренды лесного участка для заго­товки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений от ДД.ММ.ГГГГ с Обществом с ограниченной ответственностью «ФастГарант» (да­лее - ООО «ФастГарант», арендатор).

Условиями договора предусмотрено, что арендатору передаётся лесной участок для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных расте­ний, сроком на 25 лет, на площади 114975 га, с кадастровыми номерами лесных участков , , , расположенном в Мензинском участковом лесничестве Красночикойского лесничества Красно­чикойского района Забайкальского края в кварталах №№ 312-325, 358-372, 390-406, 437-446, 468-488, 511-520, 551-563, 591-601, 625-632, 636-638, 666-668, 670, 671.

В соответствии с п. 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью заготовки лекарственных растений (дикорастущие грибы чага и ганодерма лакированная) в объеме 776700 кг в год.

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы гос­ударственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ за .

Указанный приказ об утверждении проектной документации является не­законным по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, при проектировании лес­ных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проек­тирования лесных участков в целях размещения линейных объектов. В проект­ной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лес­ного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качествен­ные характеристики лесных участков.

Частью 7 и 8 вышеуказанной статьи предусмотрено, что проектная доку­ментация лесного участка утверждается решением органа государственной вла­сти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Срок действия решения об утверждении проектной доку­ментации лесного участка составляет два года.

В соответствии с ч.ч. 9, 10 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия по предо­ставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утвер­ждении проектной документации лесных участков, по следующим основаниям: несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; несоответствие проектной документации лесного участка утвержденно­му лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регла­менту лесничества.

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54, положениями которого предусмотрено, что подготовка про­ектной документации лесного участка должна осуществляться при проектиро­вании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п. 2); проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, со­стоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проек­тируемого лесного участка (п. 3); текстовая часть проектной документации должна содержать, помимо прочего сведения о видах разрешенного использо­вания лесов на проектируемом лесном участке, об ограничениях использования лесов (п. 4).

Как следует из раздела 6 абз. 3 Проектной документации на лесном участке запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Забайкальского края, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федераль­ным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотроп­ных веществах».

Вместе с тем, виды разрешенного использования о сборе Ганодермы лакированой в объеме 360,7 тонн, занесенной в Красную книгу РФ, определены в разделе 3 Проектной документации.

Трутовик лакированный - Ganodermalucidum (Порядок Руссуловые (Сыроежковые) - Russulales, семейство Герициевые - Hericiaceae), внесен в Пере­чень объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации, утвер­жденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.10.2005 №289.

В силу ст. 60.15 Лесного кодекса РФ, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, за­несенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъек­тов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона № 7-ФЗ, в целях охраны и учета ред­ких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других ор­ганизмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъ­ятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находя­щихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается дея­тельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Особенности охраны указанных в части 1 статьи 60.15 Лесного кодекса РФ и находящихся в лесах объектов растительного мира устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.05.2017 № 264, утверждены Особенности охраны в лесах редких и находя­щихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, положениями которого закреплено, что редкие виды растений подлежат изъятию из хозяйственного использования; запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких видов растений, ухудшающая среду их произрастания.

В соответствии со Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Феде­рации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р, Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации являются важнейшим механизмом охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.

Красная книга Российской Федерации содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и ста­туса угрозы исчезновения и мер охраны, с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (под­видов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обита­ющих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (п. 1.2 Порядка ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 23.05.2016 № 306).

Частью 1 статьи 34 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и выво­зом таких лесных ресурсов из леса.

Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных рас­тений, утверждены Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 511 (далее - Прави­ла).

В соответствии с п. 2 Правил, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятель­ность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.

К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соот­ветствии с Лесным кодексом Российской Федерации, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы (п. 3 Правил).

В силу п. 10 Правил, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную кни­гу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Таким образом, заготовка трутовика лакированного, занесенного в Крас­ную книгу РФ, прямо запрещена законом, в связи с чем приказ Министра при­родных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвер­ждена проектная документация лесного участка, предусматривающего заготов­ку и сбор Ганодермы лакированной, занесенной в Красную книгу РФ, является незаконным.

Указанным незаконным приказом нарушаются интересы Российской Фе­дерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и за­конных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова­ний, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государ­ства.

Из смысла ст. 101 Лесного кодекса РФ следует, что споры в области ис­пользования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является восстановление положения, существовав­шего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или со­здающих угрозу его нарушения.

Просит признать незаконным приказ Министра природных ресурсов Забай­кальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документа­ции лесного участка Красночикойского лесничества».

В судебное заседание Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор своего представителя не направил, в представленном отзыве на возражения заинтересованного лица ООО «ФастГарант» полагает, что срок обращения в суд с административными исковыми требованиями к Министерству природных ресурсов прокурором не пропущен. В данном случае началом течения срока является установление обстоя­тельств нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц оспариваемым приказом. Установленные прокуратурой нарушения прав Российской Федерации, неопределенного крута лиц и публичных интересов явля­ются основанием для обращения прокурора в суд в порядке административно­го судопроизводства в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ. До установления факта нарушаемых прав и интересов, прокуратура, как самостоятельное про­цессуальное лицо, действующее не в защиту своих интересов, а защищающее интересы иных лиц, не имело правовых оснований для обращения в суд. Ни одного доказательства того, что прокуратурой ранее оценивалось и проверялось законность оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Указанный правовой акт в период принятия в прокуратуру для проверки законности и согласования не направлялся. О незаконности данного нормативно-правового акта прокуратуре стало известно не ранее 21.06.2019 из представленного отзыва на исковое заявление, в рамках рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде Забайкальского края по исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохран­ного прокурора о признании недействительным договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Данный отзыв представлен в прокуратуру 21.06.2019 и зарегистрирован за , о чем имеется штамп входящей корреспонденции на титульном листе отзыва. С этого момента при оценке законности приказа от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена проектная документация, на соответствие действующему федеральному законодательству, выявлено нарушение указанным правовым ак­том положений, регламентирующих запрет осуществления заготовки растений, занесенных в Красную книгу РФ. В результате принятия указанного незакон­ного нормативно-правового акта заключен незаконный договор, предоставля­ющий ООО «ФастГарант» право заготовки пищевых ресурсов и сбора лекар­ственных средств, в том числе растений занесенных в Красную книгу РФ. Административное исковое заявление поступило в суд 12.07.2019, то есть в течение трех месяцев с момента проверки законности приказа. Считает, что срок исковой давности для обращения прокурора в суд не пропущен.

Кроме того, Байкальская межрегиональная природоохран­ная прокуратура создана приказом Генерального прокурора Российской Феде­рации от 26.10.2017 и с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет функции надзора за исполнением законов об охране окружающей среды, участие в правотворче­ской деятельности, гражданском и арбитражном процессе, рассмотрение обра­щений и координацию деятельности правоохранительных органов на Байкаль­ской природной территории и бассейна реки Ангара. Именно с указанного мо­мента в её составе созданы межрайонные природоохранные прокуратуры, в том числе Забайкальская межрайонная природоохранная прокуратура. Бай­кальская межрегиональная природоохранная прокуратура наделена правами юридического лица и её правопреемство с иными прокуратурами не устанав­ливалась.

По доводам отзыва о необоснованном признании приказа об утвержде­нии проектной документации в части заготовки Чаги в количестве 416 тонн установлено, что виды разрешенного использования по ежегодному сбору Ганодермы лакированой в объеме 360,7 тонн, занесенной в Красную книгу РФ, и Чаги в количестве 416 тонн определены в разделе 3 Проектной документации. Данные объемы изъятия лесных ресурсов определены натурными поле­выми работами с использованием Методики определения запасов лекарствен­ных растений, утвержденных Госкомитетом СССР по лесному хозяйству и Министерством медицинской и микробиологической промышленности 05.03.1986 года. Так, до издания приказа об утверждении проектной документации фили­алом ФБУ «Рослесозащита» «Центр Защиты леса Забайкальского края» прове­дена лесопатологичеекая экспертиза на предмет определения запаса сырья Ча­ги - Трутовика скошенного и Трутовика лакированного в лесах Мензинского участкового лесничества, утвержденная директором филиала 07.09.2017 года, которой и определены вышеуказанные объемы заготовки лекарственных рас­тений. Данное заключение лесопатологической экспертизы насаждений на предмет определения запасов сырья и соответственно утвержденная проектная документация лесного участка, установившая возможный ежегодный объем изъятия лекарственного растения - Чаги в количестве 416 тонн являются неза­конным по следующим обстоятельствам. В качестве обоснования заключения экспертизы указано на использова­ние вышеназванной Методики определения запасов лекарственных растений. Вместе с тем, указанная Методика не предусматривала применение ме­тода интерполяции, применённого при проведении лесопатологической экспертизы. Указанная методика предусматривала определение запасов методом ключевых участков и на конкретных зарослях. В ней подробно регламентирован порядок указанных методов. Также указанная методика определяет пер­воначальное установление охраны планируемых к заготовке лекарственных растений, а потом уже работы по определению запаса. При определении запа­са исследуются данные о предыдущей заготовки за 5 лет. Вместе с тем, в за­ключении указано на то, что заготовка проводилась ранее местным населени­ем, без установления периодов, объемов и восстановления растения. Указанное заключение, а также проектная документация лесного участка не подтверждает определение запасов на лесном участке, а также не доказыва­ет, что 416 тонн ежегодной заготовки является рациональным и возобновляе­мым объемом. В самом заключении и в характеристике лесного участка Мен-зенского участкового лесничества Красночикойского лесничества обоснованно указано, что береза не является преобладающей породой лесного участка и на всем обследованном участке лес с составом березы составляет 56 707 га из 114 978 обследованных. Чага - это березовый гриб, растущий до зрелого объе­ма 15 лет (согласно характеристикам, данным в заключении). Период сбора, при котором не будет истощаться запас Чаги нормативными правовыми актами не определен, в связи с чем, подлежит приему срок, необходимый для созрева­ния. Законом Забайкальского края от 16 октября 2008 года № 59-ЗЗК «О реали­зации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации»; Правилами заготовки пищевых деснах, ресур­сов и сбора лекарственных растений, утв. приказом Рослесхоза № 511 от 05.12.2011, Лесохозяйственным регламентом Красночикойского лесничества предусмотрен запрет на повторную заготовку до полного восстановления: запа­са лекарственного растения. Вместе с тем, объем, определенный указанным за­ключением и проектной документацией, ежегодной заготовки, установлен без учета указанных требований, с нарушением публичных интересов и интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В связи с изложенным, указанная методика не предусматривает воз­можность ежегодной заготовки эксплуатационного запаса и предусматривает учет периода восстановления. ООО «ФастГарант» заключен договор аренды на 25 лет, с учетом 15 летнего восстановительного периода заготовка эксплу­атационного запаса возможна 1 раз за весь период действия договора. Иное повлечет полное уничтожение лекарственного растения.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укреп­ление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ).

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмот­ренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным тол­кованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, но и получением судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

Указанные основания, а также выявленные нарушения интересов государства по единообразному применению лесного законодательства на основе рационального использования лесов и нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду послужили основанием обращения в суд. Просил исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признаний незаконным приказа Министра природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утвержде­нии проектной документации лесного участка Краеночикойского лесничества» удовлетворить.

Административный ответчик, Министерство природных ресурсов Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, представило отзыв, в котором указало, что в обоснование своего искового требования в деле № 2а-265/2019 Административным истцом указано на то, что в таблице раздела «Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка» проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденной приказом , приведены виды и объемы использования лесов на лесном участке, в том числе заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений - чаги и ганодермы лакированной ежегодным объемом заготовки 416 и 360,7 тонн соответственно. Однако заготовка трутовика лакированного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, прямо запрещена законом и в этой связи приказ является незаконным и нарушающим интересы Российской Федерации как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Не оспаривая приведенных выше доводов Природоохранного прокурора, Административный ответчик отмечает следующее.

Как уже указывалось ранее, в соответствии с таблицей раздела «Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка» проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденного приказом , наряду с заготовкой на лесном участке ганодермы лакированной в объеме 360,7 тонн ежегодно на том же участке также предусмотрена заготовка чаги в объеме 416 тонн ежегодно.

Таким образом, в деле № 2а-265/2019 Административный истец фактически оспаривает лишь ту часть проектной документации лесного участка

Красночикойского лесничества, утвержденную приказом . которая посвящена заготовке на лесном участке ганодермы лакированной в объеме 360,7 тонн ежегодно.

Несмотря на вышеизложенное, в своем административном исковом заявлении по делу № 2а-265/2019 Природоохранный прокурор просит признать незаконной проектную документацию в полном объеме, не приведя при этом правового обоснования необходимости признания незаконной и той части проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденную приказом , которая посвящена заготовке на лесном участке чаги в объеме 460 тонн ежегодно.

Полагает, что при указанных обстоятельствах Минприроды края признает административное исковое требование в деле № 2а-265/2019 лишь в части незаконности той части проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденной приказом , которая посвящена заготовке на лесном участке ганодермы лакированной в объеме 360,7 тонн ежегодно. В остальной части проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества, утвержденная приказом , подлежит оставлению в силе.

Кроме того, считает необходимым отметить, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Забайкальского края находится гражданское дело № А78-5142/2019 по исковому заявлению заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Минприроды края, обществу с ограниченной ответственностью «ФастГарант» (далее - ООО «ФастГарант») о признании недействительным договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор ), и об обязании ООО «ФастГарант» в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта возвратить Минприроды края лесной участок по указанному договору. Как усматривается из искового заявления в гражданском деле № А78-5142/2019, в обоснование своего искового требования заместителем Байкальского межрегионального природоохранного прокурора приведены те же доводы, что и в административном исковом заявлении в деле № 2а-265/2019. При этом заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора сослался на то, что договор аренды подлежит признанию ничтожным в полном объеме, поскольку соответствующий лесной участок передан в адрес ООО «ФастГарант» для заготовки дикорастущих грибов чага и ганодермы лакированной в объеме 776 700 кг в год без указания на распределение объемов заготовки каждого из указанных грибов. Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 25.09.2019 года производство по гражданскому делу № А78-5142/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу № А78-3950/2019 (дело по исковому заявлению ООО «ФастГарант» к Минприроды края об обязании внесения изменений в договор аренды № 04-18 в части исключения из его текста и текста приложений к нему ссылок на ганодерму лакированную как на объект заготовки, перерасчета размера арендной платы, а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска). При указанных обстоятельствах Минприроды края, учитывая взаимосвязь между делом № 2а-265/2019 и гражданским делом № А78-5-142/2019 Минприроды края полагает необходимым заявить ходатайство о приостановлении производства по делу № 2а-265/2019 до вступления в законную силу судебного решения по гражданскому делу № А78-5142/2019.

Заинтересованное лицо, Общество с ограниченной ответственностью «ФастГарант» о месте и времени рассмотрении дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в возражениях на административный иск указал, что, по его мнению, иск не подлежит удовлетворению, так как Забайкальским межрайонным природоохранным прокурором пропущен срок для оспаривания приказа об утверждении проектной документации лесного участка.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о Прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом предметом надзора являются:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Приказом Генпрокуратуры России or 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» предписано установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации (пункт 5).

Пунктами 8, 8.2 этого же Приказа указано, что в сфере экономики прокуратуре необходимо сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. Особое внимание уделять вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов (пункт 9 Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195).

Качественная организация прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей, лесными ресурсами основывается па информационно-аналитической работе, которая включает в себя сбор, учет, накопление и анализ информации о состоянии законности в данной сфере правоотношений в целях определения приоритетов прокурорского надзора, принятия мер по повышению его эффективности, формирования планов, качественной подготовки и проведения прокурорами проверок и применения соответствующих мер реагирования на выявленные нарушения.

Пунктом 3.1 Регламента. Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 11.05.2016 №276, установлено, что информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры РФ, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительиых и информационно справочных документов Генеральной прокуратуры. В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, обращения граждан сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.

Как следует из пункта 3,4 указанного Регламента, предоставление; информации о результатах прокурорского надзора осуществляется по результатам работы прокуратуры за год.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обязанностей прокуратуры по постоянному надзору за состоянием законности и ежегодного предоставления отчетной информации в соответствии с Регламентом, Общество приходит к выводу о том, что в 2018 году Прокурор уже знал о принятии 19.12.2017 оспариваемого приказа . Однако с административным, иском Прокурор первично обратился только 12.07.2019, то есть за пределами установленного КАС РФ срока.

Кроме того, полагает, что заявленные Прокурором исковые требования являются чрезмерными и, в большей своей части, необоснованными.

Обращаясь с административным иском. Прокурор просит признать незаконным приказ Министра природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации лесного участке Красночикойского лесничества» полностью. При этом обоснованием служит то обстоятельство, что данным приказом утверждена проектная документация, в соответствии с которой допускается заготовка краснокнижного растения -ганодермы лакированной.

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с частями 2-4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 названного Кодекса, с земельным законодательством.

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия но предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (часть 9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:

  1. несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
  2. несоответствие проектной документации лесного участка, утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 №54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее -Требования №54).

Согласно пункту 3 Требований №54 проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части к графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка.

Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:

- наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;

категория земель, на которых расположен лесной участок:

наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);

целевое назначение лесов;

перечень лесных кварталов;

перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;

площадь проектируемого лесного участка;

количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений- проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);

виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;

проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;

обременения проектируемого лесного участка;

ограничения использования лесов;

наличие зданий, сооружений» объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;

наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 Требований №54).

В соответствии с указанными Требованиями, в проектной документации (таблица 4 «Виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке») указано на то, что лесной участок может использоваться для сбора чаги в количестве 416 тонн и сбора ганодермы лакированной в количестве 360,7 тонн ежегодно.

Вместе с тем, по мнению Общества, Прокурором не обосновано, каким образом оспариваемый приказ об утверждении проектной документации в части согласования сбора чаги в количестве 416 тонн нарушает действующее законодательства, а также права неограниченного круга лиц, интересы государства и общества.

То обстоятельство, что оспариваемым приказом согласована возможность заготовки краснокнижного растения, в случае удовлетворения административного иска, может служить основанием для признания приказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в указанной участи, но никак не в полном объеме.

Тем более, что проектной документацией четко разграничены объемы запрещенного к заготовке лекарственного растения (ганодермы лакированной) и разрешенного к сбору (чага).

В силу положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного производства.

Изучив письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом(ч. 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Из материалов дела установлено, что Приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края «Об утверждении проектной документации лесного участка Красночикойского лесничества» для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, издан ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Как следует из возражений на отзыв ООО «ФастГарант» на административный иск Забайкальского природоохранного прокурора оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ для проверки законности и согласования не направлялся. О незаконности данного нормативно-правового акта прокуратуре стало известно не ранее ДД.ММ.ГГГГ из представленного отзыва на исковое заявление, в рамках рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде Забайкальского края по исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохран­ного прокурора о признании недействительным договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно штампу входящей корреспонденции отзыва ООО «ФастГарант», представленного суду указан входящий и дата 21.06.2019г., соответственно исчисление трехмесячного процессуального срока оспаривания данного приказа начинается с 21.06.2019г., то есть с момента установления обстоятельств нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц и заканчивается 21 августа 2019г.

Поскольку заявление административного истца в Красночикойский районный суд, согласно входящему штампу поступило 12.07.2019г., следовательно, процессуальный срок для обращения с данным административным иском Забайкальским природоохранным прокурором не пропущен, истец обратился с административным иском в предусмотренный законом срок.

Кроме того, на основании п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФ суд обязан приостановить производство по административному делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).

Таким образом, производство по административному делу подлежит приостановлению,е если его рассмотрение невозможно до разрешения другого дела, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат рассмотрения другого дела имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.

Предметом настоящего административного иска является оспаривание приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края, которым утверждена проектная документация лесного участка Красночикойского лесничества в то время как в Арбитражный суд Забайкальского края Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор обратился с требованием о признании недействительным договора аренды лесного участка от 09.08.2018г., заключенного между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью «ФастГарант», понуждении возвратить земельный участок.

Приостановление производства по делу до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта), допустимо только в исключительных случаях, когда факты и правоотношения, которые подлежат установлению в другом деле имеют юридическое значение для данного дела.

Суд не находит оснований для приостановления производства по настоящему административному делу, поскольку обстоятельства заключения договора аренды лесного участка от 09.08.2018г. не влияли на издание оспариваемого приказа.

При таких обстоятельствах, ходатайство административного ответчика, Министерства природных ресурсов Забайкальского края, удовлетворению не подлежит.

Из таблицы проектной документации лесного участка следует, что в Мензинском участковом лесничестве Красночикойского лесничества Забайкальского края на площади 114975 га предусмотрен сбор лекарственных растений чаги в размере 416 т. и ганодермы лакированной в размере 360,7 т.

Разделом 6 проектной документации лесного участка предусмотрен запрет заготовки и сбора грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красную книгу Забайкальского каря, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (л.д.11-13).

Согласно договору аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, 09.08.2018г. Министерство природных ресурсов Забайкальского каря на основании протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГг. предоставило ООО «ФастГарант» во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 114975 га, расположенный в Забайкальском крае, Красночикойском районе, Красночикойском лесничестве, Мензинском участковом лесничестве, кварталы №№ 312-325, 358-372, 390-406, 437-446, 468-488, 511-520, 551-563, 591-601,625-632,636,638,666-668,670,671; кадастровые номера лесного участка , ; категория защитности: защитные и эксплуатационные леса; вид разрешенного использования: заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

Пунктом 1.3 Договора от 09.08.2018г. предусмотрено, что лесной участок передается арендатору с целью заготовки лекарственных растений (дикорастущие грибы чага и ганодерма лакированная) в объеме 776700 кг в год (л.д.24).

Согласно отчету об использовании лесов предоставленного Обществом с ограниченной ответственностью «ФастГарант» в ГКУ «Управление лесничествами забайкальского края по договору аренды лесного участка от 09.12.2018г. за декабрь 2018г. следует, что заготовлены трутовик скошенный-Чага (березовый гриб), трутовик лакированный (ганодерма лакированная) количестве 208,5 т.

В силу ст.60.15 Лесного кодекса РФ, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании части 1 статьи 60 Закона об охране окружающей среды в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Согласно п.10 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений", утвержденных Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 511 Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В соответствии с п. 667 раздела 8 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 289 "Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации Трутовик лакированный - Ganoderma lucidum (W. Curt.: Fr.) P. Karst. относится к объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Таким образом, заготовка трутовика лакированного, занесенного в Крас­ную книгу РФ, прямо запрещена законом, в связи с чем приказ Министра при­родных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвер­ждена проектная документация лесного участка, предусматривающего заготов­ку и сбор Ганодермы лакированной, занесенной в Красную книгу РФ, является незаконным, нарушающим интересы Российской Фе­дерации, как собственника лесного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку стороны в соответствии с п.п. 9,19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, она подлежит отнесению на счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Признать приказ Министра природных ресурсов Забай­кальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документа­ции лесного участка Красночикойского лесничества» незаконным.

Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Решение суда принято в окончательной форме 28 ноября 2019 года.

Судья: В.А.Добрынин