Дело № 2а-265/2019 УИД 19RS0007-01-2019-000400-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 01 августа 2019 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Асеевой Ю.Н.,
при секретаре Галимулиной Л.В.,
с участием
административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика ФИО4,
заместителя прокурора Боградского района Сидорова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Боградского района № 99/512-4 от 19 июля 2019 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Боградского района Республики Хакасия ФИО3»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Боградского района № 99/512-4 от 19 июля 2019 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Боградского района Республики Хакасия ФИО3».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что постановлением № 99/512-4 от 19 июля 2019 года Территориальная избирательная комиссия Боградского района (далее - ТИК Боградского района) отказала ей в регистрации в качестве кандидата на выборах на должность главы Боградского района Республики Хакасия. Основанием для принятия ТИК Боградского района данного постановления послужил протокол проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, а именно признание недействительными 49 подписей из проверенных 59 подписей. Из устного пояснения ей стало известно, что такое количество признанных недействительных подписей признано потому, что из представленных 12 подписных листах в 10 не читается в ее фамилии «Шевцова» буква «ц», а также в справках о принадлежащем ей, ее супругу и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации», не указаны сведения о наличии (отсутствии) обязательств имущественного характера.
Считает постановление ТИК Боградского района № 99/512-4 от 19 июля 2019 года незаконным и необоснованным нарушающие ее права по следующим основаниям.
Согласно Федеральному законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и нормой части 2 статьи 31 Законом Республики Хакасия «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» от 08 июля 2011 года № 65-ЗРХ – в случае выявления избирательной комиссией неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований действующего законодательства к оформлению документов, ТИК Боградского района была обязана не позднее, чем за три дня до дня заседания известить кандидата.
Считает, что наличие пустого, не заполненного раздела является именно «не предоставлением сведений». Законодатель не определяет и никак не интерпретирует разницу между понятиями «не предоставление сведений» и «неполнота сведений». Отсутствие информации об обязательствах имущественного характера, является ничем иным как отсутствие части необходимых сведений, что по ее мнению и является неполнотой сведений.
Указывает, что действия ТИК Боградского района противоречат календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов главы Боградского района Республики Хакасия, являющегося приложением к постановлению Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия от 13 июня 2019 года № 94/454-4. После принятия документов для регистрации гражданина в качестве кандидата необходимо известить кандидата о неполноте сведений или отсутствия каких-либо документов. Действия ТИК Боградского района не дало ей возможности заполнить пустой раздел.
ТИК Боградского района не в полной мере проверил подписные листы, как этого требует ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен кандидатом. Эти требования ее были соблюдены. О заседании ТИК Боградского района по проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных ею, должным образом извещена не была, комиссия рассматривала их без ее участия, с протоколом от 17 июля 2019 года об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, ознакомлена 22 июля 2019 года.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – председатель территориальной избирательной комиссии Боградского района ФИО4 просит в удовлетворении административного иска отказать, считает, что обжалуемое постановление является законным.
Считает, что административным истцом ФИО3 был пропущен срок для обжалования постановления, так как административный истец подала заявление в суд 30 июля 2019 год, что выходит за пределы 10-дневного срока. Кроме того, подписные листы отобраны с нарушением, а так же ненадлежащем образом заверены кандидатом и отобраны на рабочих местах 5 подписей избирателей, что противоречит действующему законодательству и влечёт их недействительность.
12 июля 2019 года подписи избирателей в поддержку кандидата были проверены через ГАС «Выборы». 15 июля 2019 года 6 подписей избирателей проверены через Миграционный пункт ОМВД России по Боградскому району. 16 июля 2019 года ФИО3 было направлено смс-сообщение о заседании рабочей группы по проверке подписных листов. 17 июля 2019 года в 16 часов состоялось заседание рабочей группы по проверке подписей избирателей в подписных листах кандидата. Поверка подписей закончилась в 18 часов 30 минут. 18 июля 2019 года кандидату заказным письмом отправлен протокол об итогах проверки подписей, представленных кандидатом. 18 июля 2019 года направлена телеграмма - приглашение на заседание Территориальной избирательной комиссии, однако телеграмма была возвращена с отметкой: «не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является». 19 июля 2019 года кандидат ФИО3 на заседании не присутствовала. 20июля 2019 года кандидату ФИО3 заказным письмом направлено Постановление Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Боградского района Республики Хакасия ФИО3». Присутствовать ФИО3 не могла, так как находилась в Санкт-Петербурге, и вернулась 22 июля 2019 года.
Подписи избирателей в подписных листах кандидата ФИО3 признаны не «недостоверными», а «недействительными» на основании п.6.4 «з», п.6.4 «ж» ст.38 и п.6 ст. 37 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации».
Приводя положения подп. «а» п. 3.1 ст. 33, подп. «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», возражает относительно доводов административного иска, указывает, что кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае оформления его с нарушением закона в части сведений о кандидате, однако сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представление которых обязательно в соответствии с Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года № 546 (раздел 4) не являются сведениями о самом кандидате, сведения о кандидате содержатся в разделе 1 вышеупомянутой справки. Полагает, что территориальная избирательная комиссия не обязана информировать кандидата об отсутствии отдельных сведений, содержащихся в разделе 4 данной справки, представленной в порядке п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, так как кандидат наделен в силу закона правом внесения уточнений в ранее представленные документы на стадии подачи документов на регистрацию, но этим не воспользовался.
В судебном заседании административный истец ФИО3 административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии Боградского района ФИО4, поддержав письменные возражения на административный иск, просила в удовлетворении требований отказать, считая решение территориальной избирательной комиссии законным.
Участвующий заместитель прокурора Боградского района Сидоров С.А. в своем заключении административные исковые требования считал обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 240 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Постановление территориальной избирательной комиссии Боградского района № 99/512-4 вынесено 19 июля 2019 года, таким образом последним днем обжалования является 29 июля 2019 года.
Согласно сведению электронной почты административное исковое заявление ФИО3 поступило посредством телекоммуникационной сети интернет на адрес электронной почты Боградского районного суда в 19 часов 52 минуты 29 июля 2019 года. Учитывая, распорядок рабочего времени Боградского районного суда (с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут), административное исковое заявление было зарегистрировано 30 июля 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец ФИО3 направила административное исковое заявление 29 июля 2019 года, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в срок.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подп. «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Положениями п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ закреплено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, после поступления заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов глав муниципальных районов вместе с заявлением о согласии баллотироваться, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Форма справки, а также требования к ее заполнению утверждены Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
При этом пунктом 3 Указа Президента РФ от 06 июня 2013 года № 546 определено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным названным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
По смыслу приведенных правовых предписаний кандидаты обязаны в избирательную комиссию сообщить не только сведения о наличии недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, но и об их отсутствии путем заполнения соответствующих строк справки, следовательно, незаполнение графы справок об имуществе, обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации равнозначно непредставлению указанных сведений.
Решением Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия от 13 июня 2019 года № 189 на 08 сентября 2019 года назначены выборы главы Боградского района Республики Хакасия (л.д. 49), опубликовано в районной газете 14 июня 2019 года (л.д. 48).
Как следует из материалов дела, 10 июля 2019 года территориальная избирательная комиссия Боградского района приняла от ФИО3 документы, представленные для уведомления о выдвижении кандидата на выборах главы Боградского района, в том числе справку по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года № 546, на кандидата ФИО3 (л.д. 20).
Административным истцом не оспаривается, что в разделе 2 «сведения об имуществе», разделе 3 «Сведения об источниках средств, за счет которых приобретено имущество» разделе 4 «Обязательства имущественного характера» вышеуказанной справки соответствующие графы не была ее заполнены, в этой связи территориальной избирательной комиссией Боградского района на основании подпункта «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ постановлено об отказе ФИО3 в регистрации кандидатом на должность главы Боградского района.
Из норм п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении, в том числе выборов глав муниципальных районов, также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно положениям п. 18 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Федеральный законодатель, регулируя вопросы регистрации кандидата, возложил на соответствующую избирательную комиссию обязанность при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить об этом кандидата, избирательное объединение, одновременно предоставив право не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидату вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательному объединению - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (пункт 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 31 Закона Республики Хакасия от 08 июля 2011 года № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия».
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 (в редакции от 18 мая 2016 года) утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 4.12.2 указанных методических рекомендаций, если по результатам проверки представленных кандидатом документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
При этом положениями пункта 4.12.4 Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, закреплено, что если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подп. «в.1» и (или) «в.2» п. 24, подп. «в.2» п. 24, подп. «б.1» и (или) «б.2» п. 25, подп. «з» и (или) «и» п. 26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом, в нарушение вышеприведенных норм территориальная избирательная комиссия Боградского района, осуществив проверку документов, представленных административным истцом ФИО3, не известила административного истца о несоблюдении ФИО3 требований закона при оформлении справки об обязательствах имущественного характера (разделы 2-4), необходимой для рассмотрения вопроса о регистрации, также административному истцу не была предоставлена возможность устранить выявленные избирательной комиссией недостатки.
Неисполнение территориальной избирательной комиссией Боградского района обязанности, предусмотренной п. 4.12.2 Методических рекомендаций в отношении административного истца ФИО3 повлекло нарушение предусмотренных законодательство гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права.
При этом, п. 4.12.4 Методических рекомендаций разъяснено, что если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по оспариваемому основанию.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик уведомил административного истца 16 июля 2019 года о заседании комиссии по проверке подписных листов. Заседание комиссии состоялось 17 июля 2019 года, где помимо проверки подписных листов проверялись и документы кандидата и были выявлены недостатки, при этом заседание по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата состоялось 19 июля 2019 года.
Суд находит несостоятельным доводы административного ответчика об уведомлении административного истца о недостатках путем направления телеграммы, поскольку в представленной копии телеграммы отсутствует текст, при этом суд обращает внимание, что телеграмма датирована 18 июля 2019 года.
Суд приходит к выводу, что территориальной избирательной комиссией Боградского района не были выполнены требования п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ об извещении административного истца не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о несоблюдении ФИО3 требований закона к оформлению документов, с предоставлением возможности в срок не позднее одного дня до заседания избирательной комиссии внести дополнения и уточнения в представленные документы.
Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума (п. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов (п. 23 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ), все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица (подп. «з» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Как следует из обжалуемого постановления от 19 июля 2019 года № 99/512-4 и пояснений представителя административного ответчика, одним из оснований, которые послужили для отказа в регистрации ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Боградского района недействительность 49 подписей избирателей из 59 подписей.
Как усматривается из материалов дела, ФИО3 в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку ее самовыдвижения.
Как установлено судом, 17 июля 2019 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в главу ФИО3, в соответствии с которым из 60 проверенных рабочей группой подписей избирателей признано недействительными 49 подписи избирателей, по основанию подп. «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а так же супругом ФИО3 осуществлен сбор 5 подписей на своем рабочем месте, которые были признаны недействительными по п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ и исправления адреса в 1 подписи (ФИО1).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий. Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу. Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются произвольным образом на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
В пункте 7 раздела 3.2 вышеуказанных Методических рекомендаций определено, что подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем признается недействительной (подпункты «е» и «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в подписных листах отсутствует надлежаще заваренная подпись кандидата – не читаемая буква «ц», не могут быть признаны судом состоятельными, кроме того в поданном заявлении о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования Боградского района имеется подпись кандидата ФИО3 идентично с фамилией в подписных листах не читаемой буквой «ц».
По тем же основаниям суд приходит к выводу о необоснованности признания недействительной подписи (ФИО1), поскольку имеется исправление в номере квартиры по ее месту регистрации. Как следует из копии паспорта (ФИО1), представленной участвующим прокурором, она зарегистрирована по (адрес), именно такой адрес указан в подписном листе.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о законности признания недействительными 5 подписей, сбор которых произведен супругом административного истца, (ФИО2) на своем рабочем месте, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 представила в территориальную избирательную комиссии необходимое количество подписей – 54 (59-5).
При таких обстоятельствах принятое территориальной избирательной комиссией Боградского района постановление от 19 июля 2019 года «Об отказе в регистрации на должность главы Боградского района Республики Хакасия ФИО3» является несоответствующим избирательному законодательству, а потому не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца ФИО3 о возложении на территориальную избирательную комиссию Боградского района обязанности произвести регистрацию ФИО3 в качестве кандидата на должность главы Боградского района, поскольку избирательная комиссия может принять такое решение только после получения документов, необходимых для регистрации, их проверки и признания соответствующими требованиям законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия от 19 июля 2019 года № 99/512-4 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Боградского района Республики Хакасия ФИО3».
Обязать Территориальную избирательную комиссию Боградского района Республики Хакасия устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности рассмотрения вопроса о регистрации ФИО3, выдвинутой самовыдвижением, в качестве кандидата на должность главы Боградского района Республики Хакасия.
В остальной части административные исковые требования ФИО3, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Ю.Н. Асеева
Мотивированное решение составлено и подписано 02 августа 2019 года.
Председательствующий Ю.Н. Асеева