ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/20 от 19.02.2021 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-8/2021

УИД 29RS0013-01-2020-000437-57

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кокотовой Е.И.,

при секретаре Поташевой И.А.,

с участием прокурора Кулижского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (<...>) по административному иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и интересов несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12 к администрации муниципального образования «Лешуконское», Межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» о признании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности провести оценку соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

установил:

прокурор Лешуконского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12 к администрации МО «Лешуконское» о признании заключения межведомственной комиссии МО «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности провести оценку соответствия дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района в ходе мониторинга соблюдения жилищных прав жильцов <адрес> в <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования жилого помещения указанного дома межведомственной комиссией установлена деформация стен, отклонения их по вертикали, полы в помещении имеют значительный уклон в результате чего дверные проемы, входные двери, оконные проемы перекосило, имеется частичное разрушение кровли. У печей имеются трещины в кладке, отслоение штукатурки. Следствием деформации стен, окон, дверных заполнений, половых и потолочных перекрытий является нарушение температурно-влажностного режима. По результатам обследования сделан вывод о наличии оснований для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фундамент дома комиссией не обследовался, акт обследования и заключение межведомственной комиссии не подписаны председателем межведомственной комиссии и представителем ГУП АО «БТИ», в состав комиссии не включены представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения к участию в работе в комиссии с правом совещательного голоса не привлекался. Состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома межведомственной комиссией оценивалось визуально, без применения каких-либо измерительных приборов, сведений о наличии соответствующего заключения, отвечающего требованиям закона, содержащего оценку результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследования, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания, акт не содержит. Таким образом, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям действующего законодательства. Принятое межведомственной комиссией решение нарушает жилищные права и интересы несовершеннолетних: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> представителем мер по судебной защите нарушенных прав несовершеннолетних не принято. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В связи с чем, просил признать заключение Межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, обязать Межведомственную комиссию муниципального образования «Лешуконское» провести оценку соответствия <адрес> в <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Определениями Лешуконского районного суда Архангельской области к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО17, ФИО18, в качестве административного ответчика – межведомственная комиссия МО «Лешуконское».

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела ФИО18, несовершеннолетние ФИО10, ФИО11, ФИО12, в судебном заседании участия не приняли.

Суд с учетом мнения прокурора, ФИО3, ФИО17, представителя административных ответчиков ФИО13, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании прокурор Кулижский А.А. уточнил заявленные требования, предъявив их также и к межведомственной комиссии администрации МО «Лешуконское», уточненное административное исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил признать заключение Межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, обязать Межведомственную комиссию муниципального образования «Лешуконское» провести оценку соответствия жилого помещения – <адрес> в <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО3, а также ФИО17 в судебном заседании уточненное административное исковое заявление прокурора поддержали, считая его законным и обоснованным.

Представитель администрации МО «Лешуконское» ФИО13, являясь также председателем межведомственной комиссии администрации МО «Лешуконское» в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст.1Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Данное Положение распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу пунктов 42, 46, 47 названного Положения указанная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя),

либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Согласно пункту 44 данного Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО17, ФИО3, ФИО18, несовершеннолетние ФИО17, ФИО12, ФИО10 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в равных долях, то есть по 1/7 доли каждый.

В записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы администрации МО «Лешуконское» -р от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории МО «Лешуконское» в составе: ФИО2 – советника главы администрации по муниципальному хозяйству (председатель комиссии); ФИО13 – консультанта-юриста администрации, заместителя председателя комиссии; ФИО4 – главного специалиста администрации; ФИО5 – начальника отдела архитектуры и строительства администрации МО «Лешуконский муниципальный район»; ФИО6 – мастер по ремонту и обслуживанию жилфонда УК ООО «Эталон»; ФИО7 – главный специалист ГУ БТИ Архангельской области по Лешуконскому району; ФИО8 – дознаватель ОНДиПР Лешуконского и Мезенского районов; ФИО9 – специалист Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области.

Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указанная двухкомнатная квартира общей площадью 72 кв.м. находится на втором этаже деревянного жилого дома. Дом на деревянном фундаменте, с шиферной кровлей. Отопление печное, канализация – люфт-клозет, водоснабжение от водоразборной колонки. Входная дверь в результате неравномерной осадки стен имеет перекос и с трудом поддается открыванию. Полы в помещениях имеют значительный уклон. Стены деформированы, имеют отклонения от вертикали. Дверные и оконные проемы имеют перекос. У печей имеются трещины в кладке, отслоение штукатурки. Имеется частичное разрушение кровли. В квартире нарушен температурно-влажностный режим в результате деформации стен, оконных и дверных заполнений, половых и потолочных покрытий. Оценкам результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проводилась. Межведомственная комиссия рекомендовала проведение капитального ремонта фундаментов, перекрытий, кровли, печей, проведение работ по утеплению жилого помещения (восстановление герметичности оконных и дверных заполнений, стеновых, потолочных покрытий с их утеплением). Выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана необходимость и возможность проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными требованиями Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В силу п. 43 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 44 приведенного выше Постановления Правительства РФ установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фундамент дома комиссией не обследовался.

Состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома межведомственной комиссией оценивалось визуально, без применения каких-либо измерительных приборов, сведений о наличии соответствующего заключения, отвечающего требованиям закона, содержащего оценку результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследования, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания, акт не содержит.

Кроме того, акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подписаны председателем межведомственной комиссии ФИО2, членом межведомственной комиссии ФИО7

Таким образом, допустимые доказательства того, что обследование проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере соответствует требованиям указанного Положения, отсутствуют.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и интересов несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12 к администрации муниципального образования «Лешуконское», межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности провести оценку соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежат удовлетворению.

В случае удовлетворения заявленияопризнаниинезаконнымрешениямежведомственнойкомиссии, суд вправе возложить на межведомственнуюкомиссиюобязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа. Последствия вынесенного судом решенияопризнаниизаключениямежведомственнойкомиссиинезаконнымзаключаются в том, что недействительноезаключениерассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса.

В связи с чем, суд возлагает на Межведомственную комиссию муниципального образования «Лешуконское» обязанность в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения – <адрес> в <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 4 ст.103 ГПК РФиздержки, понесенные судом при рассмотрении дела, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета, поскольку истециответчикосвобожденыот уплаты госпошлины на основании п. 9 и п.19 ч.1 ст.333.36Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту прав и интересов несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12 к администрации муниципального образования «Лешуконское», межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности провести оценку соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом удовлетворить.

Признать заключение Межведомственной комиссии муниципального образования «Лешуконское» об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ- незаконным.

Обязать Межведомственную комиссию муниципального образования «Лешуконское» в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия жилого помещения – <адрес> в <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Лешуконский районный суд (<...>) в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Е.И. Кокотова