ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/2018Г от 14.06.2018 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а -265/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Жирновск 14 июня 2018 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Л.П.Кучеровой

единолично,

с участием старшего помощника прокурора Жирновского района Прокофьевой Ю.Ю.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействий, и обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильные дороги

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства при содержании улично-дорожной сети г. Жирновска. Проведенной проверкой 10.05.2018 установлено, что на участке автомобильной дороги расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров) обнаружены многочисленные выбоины с превышением требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по длине превышающие 30 см, по ширине от 30 и более, глубиной более 5 см. Имеются просадки автодороги, на протяжении всего обследуемого участка, сплошная сетка трещин. Указанный участок автомобильной дороги не обслуживается, собственник отсутствует.

Таким образом, указанный участок автомобильной дороги является бесхозяйным имуществом.

Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности муниципального образования по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Следовательно, бездействие Администрации Жирновского городского поселения по принятию мер по постановке на муниципальный баланс участка автомобильной дороги местного значения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, и представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог городского поселения Жирновское, утвержденным решением Совета Жирновского городского поселения от 26.12.2014 № 6/20,участок автомобильной дороги расположенный по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров) не включен в Перечень автомобильных дорог городского поселения Жирновское.

Просит признать незаконным бездействие администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги, расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров), обязать администрацию Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - участка автомобильной дороги, расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров).

Помощник прокурора Прокофьева Ю.Ю. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1, в судебное заседание не прибыл, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования прокурора признает полностью.

Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России по Жирновскому району от 13.06.2018 года ФИО2, в судебное заседание не прибыл, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 Федерального закона 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Исходя из положений ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Судом установлено, что на участке автомобильной дороги расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров) обнаружены многочисленные выбоины с превышением требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по длине превышающие 30 см, по ширине от 30 и более, глубиной более 5 см. Имеются просадки автодороги, на протяжении всего обследуемого участка, сплошная сетка трещин. Указанный участок автомобильной дороги не обслуживается, собственник отсутствует.

Таким образом, указанный участок автомобильной дороги является бесхозяйным имуществом.

Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности муниципального образования по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Следовательно, бездействие Администрации Жирновского городского поселения по принятию мер по постановке на муниципальный баланс участка автомобильной дороги местного значения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, и представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог городского поселения Жирновское, утвержденным решением Совета Жирновского городского поселения от 26.12.2014 №6/20, участок автомобильной дороги расположенный по адресу: ул. Коммунистическая, г. Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров) не включен в Перечень автомобильных дорог городского поселения Жирновское.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 10.05.2018 года, справкой, фототаблицами, ответом и.о. главы администрации поселения прокурору Жирновского района от 24.11.2017 года, перечнем автомобильных дорог городского поселения Жирновское.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Жирновского района.

Суд также принимает во внимании, что административный ответчик административные исковые требования прокурора Жирновского района признал в полном объеме.

В соответствии с ч.3. ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч.1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным ответчиком. Изложенное заявление в письменной форме о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

С учетом изложенного, принимая во внимание законность и обоснованность требований прокурора, учитывая признание административного иска административным ответчиком и принятие его судом, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ч.3. ст. 46, ч.1 ст. 65, ч.1 ст.157, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жирновского городского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги, расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров),

Обязать администрацию Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - участка автомобильной дороги, расположенного по адресу: ул. Коммунистическая, г.Жирновск (от д.34 до промышленной зоны ЗАО «Нижневолжское Управление технологического транспорта» протяженностью 600 метров).

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через Жирновский районный суд.

Судья подпись Л.П.Кучерова

Копия верна: судья Л.П.Кучерова