ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/2021 от 12.01.2021 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 января 2021 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-265/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к Коневу Вячеславу Игоревичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с иском к Коневу В.И. о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что ПАО Ростелеком представлена справка о доходах физического лица за 2018 год от **, согласно которой Конев В.И. в 2018 году получил доход в размере 15300 руб., с которого не был удержан налог на доходы физического лица. В соответствии со ст.224, 2017 п.28 НК РФ ответчик обязан оплатить налог на доходы физического лица в размере 3955 руб. по ставке 35% исходя из следующего расчета: 15300 руб.-4000 руб.*35%=3955 руб. Налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ** через Личный кабинет налогоплательщика. Исчисленная сумма налога ответчиком не уплачена, в связи с чем в порядке ст.75 НК РФ начислены пени в размере 17,73 руб. за период с ** по **. В адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени от ** со сроком исполнения до **. В установленный срок сумма налога на доходы физического лица и пени ответчиком не уплачены. По заявлению ИФНС России по г.Ангарску мировым судьей 28 судебного участка выдан судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам, который определением мирового судьи от 03.062020 года отменен. Административный истец просит взыскать с ответчика налог на доходы физического лица за 2018 год в размере 3955,00 руб., пени в размере 17,73 руб.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Административный ответчик Конев В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представил.

Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности - налога на имущество, транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В силу требования п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (п.2 ст.226 НК РФ).

В силу положения п.4 указанной статьи налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При этом согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России Приказ ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ утверждена форма и порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога. В соответствии с указанным Приказом ФНС России данные сведения представляются налоговыми агентами в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ.

Согласно пункту 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.

В пунктах 2-3 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ указано, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, представляют сведения о доходах физических лиц и сообщают о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета.

Таким образом, именно налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, и предоставляют указанные сведения в налоговый орган. Налоговый агент является субъектом предоставления информации о получении налогоплательщиком дохода.

Положениями статьи 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Согласно п.3 ст.226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

В соответствии с п.2 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса.

В силу п.28 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 рублей, в том числе полученные налогоплательщиками в виде призов в денежной и натуральной формах на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ** Конев В.И. по результатам розыгрыша билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018получил приз в виде билета на матч Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 стоимость 15300 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи приза от **, справкой о доходах Конева В.И. за 2018 год по форме 2-НДФЛ (л.д.49-53).

Согласно справке о доходах физического лица за 2018 год, представленной ПАО Ростелеком, сумма налога исчисленная, но не удержанная налоговым агентом, составила 3955,00 руб.

На основании представленной налоговым агентом информации об исчисленном и не удержанном налоге, ИФНС России по г. Ангарску через личный кабинет налогоплательщика направила в адрес Конева В.И. налоговое уведомление от ** о необходимости уплаты налога на доходы физического лица, не удержанного налоговым агентом, сумме 3955,00 руб. не позднее **. В налоговом уведомлении указана сумма полученного дохода, размер налоговой ставки 35%, размер налога, подлежащего уплате.

В связи с неуплатой налога на доходы физического лица за 2018 год в размере 3955,00 руб. в установленный законом срок налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени в размере 17,73 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлено требование от ** об уплате налога на доходы физического лица за 2018 год в размере 3955 руб., и пени в размере 17,73 руб. со сроком исполнения до **.

В добровольном порядке ответчиком задолженность по налогу и пени в полном объеме не уплачена.

В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Налоговым органом приняты меры к принудительному взысканию указанных сумм задолженности.

Так, на основании заявления Инспекции ФНС России по г.Ангарску ** мировым судьей судебного участка № 29 по г. Ангарску и Ангарскому району выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени.

С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, ** судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов ответчиком не предпринято.

Поскольку по состоянию на ** размер недоимки превысил 3000 руб., шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования от **, а именно с ** (27.01.2020+6 месяцев=**).

При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился **.

Доказательств своевременной и полной оплаты налога и пени ответчиком не предоставлено, как и не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.

Поскольку судом достоверно установлено наличие задолженности по налогу на доходы физического лица за 2018 год в размере 3955,00 руб., пени в размере 17,73 руб. за период с ** по **, то сумма налога и пени в указанном размере подлежит взысканию с ответчика.

На момент рассмотрения дела задолженность по налогу и пени не оплачена, порядок расчета налога и пени не оспорен.

Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска (**) срок обращения в суд с административным иском не пропущен.

Учитывая, что срок для обращения с административным иском о взыскании налога на доходы физического лица за 2018 год и пени истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований, доказательства оплаты налога и пени ответчиком не представлено, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области к Коневу Вячеславу Игоревичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Конева Вячеслава Игоревича, ** года рождения, проживающего по адресу: ..., ..., в доход государства задолженность по налогу на доходы физического лица за 2018 год в размере 3955,00 руб., пени в размере 17,73 руб.

Взыскать с Конева Вячеслава Игоревича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья А.В.Черных