Дело № 2а-2661/2021
УИД 27RS0006-01-2021-003673-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 28 декабря 2021 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Зыковой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Корольковой А.И.
с участием представителя административного истца ФИО3 ФИО4
представителя заинтересованного лица ФИО5
старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО6, ФИО7 к администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании частично недействительным проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 465 от 11.08.2015г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с указанным иском, требования мотивировали следующим. Постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 11.08.2015 № 465 утвержден «Проект планировки и проекта межевания территории в границах ул. Гаражной, ул. Перспективной, ул. Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря» в с. Тополево (далее также – постановление № 465, Проект планировки).
ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенным в <адрес>.
ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым № в районе <адрес>.
ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенным в <адрес>.
Земельные участки истцов расположены в границах территории, в отношении которой постановлением № 465 утвержден Проект планировки.
Проект планировки территории является документом по планировке территории (ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Согласно ч.19 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Полномочия по утверждению документации по планировке территории в силу положений ст. 46 ГрК РФ, п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляются администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определены статьями 45 и 46 ГрК РФ.
Проекты планировки территории в соответствии с требованиями ч. 5 46 ГрК РФ до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно ч. 7 ст. 46 ГрК РФ (в ред. на дату принятия постановления № 465) в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой проводится подготовка такого проекта планировки, правообладателей земельных участков, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией проекта планировки.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46 ГрК РФ в ред. на дату принятия постановления № 465).
Участники публичных слушаний по проекту планировки вправе предоставить в органы местного самоуправления свои предложения и замечания ст. 46 ГрК РФ (в ред. на дату принятия постановления № 465).
Вместе с тем, о проведении публичных слушаний по Проекту планировки административные истцы не оповещались. Более того, информацией о принятии постановления № 465 истцы также не обладали.
Так, в отношении земельных участков с кадастровыми №, в октябре 2018 и июне 2020 года соответственно администрацией Хабаровского района выданы градостроительные планы земельных участков, в которых информация об утверждённом Проекте планировке (постановлении № 465) отсутствует.
Вместе с тем, согласно ст. 57.3 ГрК РФ сведения об утверждённой документации по планировке должны быть в обязательном порядке отражены в градостроительном плане земельного участка.
Кроме того, ранее в 2019, 2020, 2021 ФИО3 в отношении принадлежащего ей земельного участка № обращалась в администрацию Хабаровского муниципального района с заявлениями о перераспределении земель, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, выдачи разрешения на использование земель. Ни в одном из своих отказов, администрация района никогда не ссылалась на постановление № 465.
Информацию о том, что земельные участки истцов расположены на территории, в отношении которой постановлением № 465 утверждён Проект планировки, истцы узнали только в августе 2021 года из ответов администрации Хабаровского района на обращения истцов от 04.08.2021г. №.
Данным письмом ФИО3 было отказано в перераспределении земель в связи с несоответствием схемы земельного участка Проекту планировки.
При этом, как было указано выше, сведениями о проведении публичных слушаний и утверждении Проекта планировки истцы не обладали.
В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 06.08.2019 по делу № 5-КГ19-140:
публичные слушания - это форма реализации населения, проживающего соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов;
цель публичных слушаний является выявление общественного мнения то вопросам, вынесенным на публичные слушания;
как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 № 931-0-О, публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого надлежит компетентным органам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности определённым организациям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта;
регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания;
при проведении публичных слушаний обязательно не только соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 46 ГрК РФ, но и учет мнения населения, чьи права непосредственно затрагиваются принятием соответствующего решения; иное противоречит существу публичных слушаний.
формальное проведение публичных слушаний без уведомления о них жителей, не позволяет выявить общественное мнение по вопросам планировки территории и является основанием для признания правового акта об его утверждении недействительным, как нарушающим права жителей.
Согласно пояснительной записке к Проекту планировки, документация по планировке разрабатывалась применительно к подлежащей застройке территории 8,5 га, расположенной в границах участка 27:17:0302810:85, то есть непосредственно земельные участки истцов не должна была затрагивать.
Вместе с тем, Основной частью Планировки территории (чертежи планировки территории) земельные участки истцов включены в Проект планировки.
При этом, сведениями о проведении в 2015г. публичных слушаний и утверждении Проекта планировки истцы не обладали. О проведении публичных слушаний истцы не оповещались. Проект планировки территории ответчиком на официальном сайте или ином информационном ресурсе не размещались.
Кроме того, на официальном сайте администрации Тополевского сельского поседения размещено только постановление № 465. Непосредственно Проект планировки, в нарушение ч. 14 ст. 46 ГрК РФ не размещался.
По смыслу ГрК РФ проект планировки конкретной территории призван обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки: защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п.
Вместе с тем, утвержденный проект планировки вышеназванным требованиям законодательства не отвечает.
Проезд к земельному участке ФИО7 с кадастровым номером № Проектом панировки не предусмотрен, что приводит к нарушению прав собственника данного земельного участка на его использование.
Согласно Проекту планировки, проезд к земельным участкам истцов является тупиковым.
В соответствии с п. 8.13 СП4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной зашиты, утверждённых приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, максимальная протяженность тупикового проезда (подъезда) не должна превышать 150 метров. Однако данное требование в Проекте планировки не учтено, поскольку протяженность проезда превышает 160 метров, что является нарушением указанного СП и законодательства о пожарной безопасности, положениями ст. 45 ГрК РФ.
Исходя из графической части Проекта планировки, проезд к земельным участкам ФИО3 и ФИО6 на чертежах обозначен не по границам существующего на местности белее 30 лет проезда, а по земельным участкам данных истцов, находящимся в их фактическом владении и пользовании.
Проект планировки не позволяет ФИО3 и ФИО6 провести процедуру перераспределения земельных участков под фактически используемые.
При подготовке чертежей проекта планировки не было учтено фактически сложившееся землепользование. Перенос проезда на основании Проекта планировки технически невозможно осуществить.
В соответствии со ст. 1, 42 ГрК РФ территории общего пользования (включая проезды) обозначаются в обязательном порядке красными линиями. В графических материалов, применительно к проезду истцов, земли общего пользования красными линиями (как существующими, так и планируемыми) не обозначены. В силу ч. 17 ст. 45 ГрК РФ физические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
На основании вышеизложенного, просили признать недействительным и не подлежащим применению Проект планировки и проекта межевания территории в границах ул. Гаражной, ул. Перспективной, ул. Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря» в с. Тополево, утверждённой постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 11.08.2015г. № 465 «Об утверждении проектной документации» в части графических материалов размещения проезда к земельным участкам истцов.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени его проведения, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, направила для участия в судебном заседании представителя по доверенности ФИО4, который исковое заявление поддержал, дополнил, что процедура принятия постановления была нарушена. Копия бюллетеня не была представлена. На сайте размещено только постановление, без приложения. Идентифицировать, что данное постановление относится к документации, которая оспаривается, не возможно. Документация о публичных слушаниях, также, не размещалась на сайте. Было размещено только постановление № 465 на сайте. Информации, о его размещении, нигде не представлено. В соответствии с ч. 16 ст. 45 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование документации планировки. Учитывая, что сама документация не была размещена, считает, что порядок опубликования оспариваемого документа не был соблюден, что является основанием признания акта несоответствующим закону. Красные линии – это территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению, либо отмене документации по планировки территорий. Соответственно, ст. 43 ГрК РФ предусмотрено: основная часть планировки должна содержать в себе чертеж. Проект межевания подразумевает установление, изменение, отмену красных линий для застроенных территорий. Исходя из пояснений администрации Тополевского сельского поселения, красные линии не установлены. Красные линии не учитываются для последующего использования земельного участка, то есть в последующем, что бы обеспечить правильное использование, необходимо соблюдать отступ от красных линий, но определить их по старой документации невозможно. Специалист администрации Тополевского сельского поселения говорит о том, что при разделе земельных участков границы не были согласованы, однако документами это не подтверждается. Было отменено постановление, из-за того, что собственники не были уведомлены о публичных слушаниях. И проезд к земельному участку с кадастровым номером 428 не был спроектирован. Также не были опровергнуты доводы, что раз проезд является тупиковым, то должно быть запроектировано два пожарных проезда. И о том, что длина проезда свыше 150 метров, доказательств тоже не было представлено. Просил удовлетворить иск.
Административные истцы ФИО3, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, ФИО3, ФИО7 просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем предоставили заявления, ФИО6 просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем составлена телефонограмма.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся административных истцов, в порядке ст. 150 КАС РФ.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении не ходатайствовал, представителя не направил.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 в судебном заседании поддержала возражения. Считает, что администрация Тополевского сельского поселения не нарушила интересов истцов. Существующий проезд имеется в документации. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании специалист ФИО1 пояснила, что утвержденный проект планировки был разработан в 2015 году в соответствии со всеми нормами градостроительного законодательства. По части публикации нормативных актов, публичных слушаний в отношении рассмотрения проекта планировки, все процедуры по подготовке, утверждению и публикации были соблюдены. Все материалы опубликованы на сайте в бюллетене 2015 года по перечисленным вопросам. Знакома со схемами в данном проекте планировки. На данной схеме пунктиром обозначен существующий проезд, который существовал всегда. На месте данной территории был машинно-тракторный двор, механический цех, подъезд к данному земельному участку, история предоставления которого начинается с 2003 года. Когда распродавались участки и объекты недвижимости совхоза, этот проезд существовал всегда. Он был, есть и будет, поскольку, сейчас новые правообладатели. Не проектируемый проезд, а фактически существующий. Параллелепипед обозначает разворотную площадку. Поскольку, проезд тупиковый и проезда далее нет, то по нормам градостроительного проектирования необходима разворотная площадка. В соответствии с градостроительным законодательством разрабатывается проект планировки – это документация по планировки территории, которая предполагает развитие функциональное, дорожно-транспортной сети, планировочных элементов, в частности квартала «Гринвиль», как развитие этой территории. Поэтому, красные линии, в данном случае, определяют границы этой территории и выделяется квартал территории «Гринвиль», на которой разработан проект межевания. Проект межевания может быть в составе проекта планировки, который разрабатывается для уточнения границ основных градостроительных элементов. В данном случае, этот элемент планировочной структуры квартала «Гринвиль» и элементы дорожно-транспортной сети, то есть дороги и подъезды. Проект межевания был только в отношении «Гринвиль», и подъездная дорога, так как планировалось осуществлять подъезд в «Гринвиль» не по ул. Гаражной, а по ул. Дачной. Красные линии, в соответствии с градостроительным законодательством, это линии, которые утверждаются проектом планировки и проектом межевания. В данном проекте планировки и, как следствие проекта межевания, красная линия этого проезда не устанавливалась. По факту, он существует, по нему возможен проезд к земельному участку : 6 и красные линии утверждены не были. Проект межевания этого проезда был разработан, когда у администрации поселения не было полномочий по вопросам градостроительства, и он был разработан администрацией Хабаровского муниципального района и утвержден. Но по не известным мне основаниям, он был отменен. И теперь, учитывая сложившуюся градостроительную ситуацию и ситуацию по документации, данный проезд есть, но он не утвержден красными линиями. Эти участки были образованы, в соответствии с земельным законодательством, путем раздела земельных участков, находящихся в собственности и выходящих на улицу Гаражную. Если посмотреть старые документы, то следует, что граждане разделили земельные участки сами, что земельным законодательством не предусматривает, какие-либо согласования с градостроительными органами. Мне неизвестна история раздела и год образования этих участков. Они просто разделили и все. Статьей 11 Земельного кодекса РФ об образовании земельных участков, предусмотрено следующее, при постановке на кадастровый учет должны рассматриваться вопросы организации подъездов к данным земельным участкам. Есть участок с кадастровым номером :428, он образовался из большого земельного участка, как он выглядел раньше этот земельный участок, возможно узнать только запросив историю земельных участков. В Росреестре есть история земельных участков. Был один земельный участок, затем его разделили, образовались новые. Все данные земельные участки образовались путем раздела. Законодательством разрешено правообладателям делить земельные участки по своему усмотрению, но при постановке на кадастровый учет, органы Росреестра должны учитывать, что образование земельных участков без возможного проезда к ним – запрещается. С органом местного самоуправления никто не должен согласовывать. Расширить границы в пределах тупикового проезда или что-то пристроить со стороны тупикового проезда является вопросом образования земельного участка путем перераспределения. По законодательству возможно, но, если это не нарушает различных норм. Данный проезд был образован очень давно путем проезда, условно говоря, телегами. В границах земельного участка с кадастровым номером :428имеется напорный канализационный коллектор, показан на карте желтым цветом. Это собственность Хабаровского муниципального района, поставленная на кадастровый учет по координатам. При строительстве или постановке на кадастровый учет, либо при принятии имущества в собственность муниципального района, канализационному коллектору устанавливаются охранные зоны от 5 до 25 метров, в зависимости от напора, диаметра трубы, покрытия, геологии и т.д. Если этот коллектор по нормам только 5 метров, то увеличить земельный участок возможно. А если коллектор 25, то будет проходить через все земельные участки собственников. Проезд может быть, т.к. коммуникации подземные. Но перераспределить земельные участки в собственность будет нельзя. Не знает, почему не был предоставлен проезд к земельному участку с кадастровым номером :428. Публичный сервитут устанавливается на землях собственности. В данном случае, под собственностью подразумевается квартал застройки «Гринвиль», участок с кадастровым номером :85, на котором построен квартал «Гринвиль». Остальные земельные участки были не разграничены, поэтому речи о публичном сервитуте не может идти. Коллектор находится в собственности администрации района. Все инженерные коммуникации в полномочиях района. Проезд не является муниципальной собственностью Тополевского сельского поселения и в реестре не значится.
В судебном заседании свидетель ФИО2 пояснила, что проект планировки был принят по всем нормам, действовавшим на тот момент. Принимала проект администрация Тополевского сельского поселения, поскольку это их полномочия. Процедура проходила в рамках действующего законодательства. Все было опубликовано и вывешено, как требовали нормативы, принятые сельским поселением. На чертежах все понятно и доступно отображено, где что проходит, какие разграничения и дороги. Существует тупиковый проезд, который отделяет участки с кадастровыми номерами :20, :19 и :575 от промышленной зоны, расположенной на участке :6. В утвержденном проекте планировки данный проезд обозначен как транспортные инфраструктуры, и обозначен как проезд к жилой застройке, является тупиковым, в конце разворотная площадка, которая должна быть согласно СанПин в силу правил градостроительства планировок и застроек сельских поселений. Согласно п. 8.13 СП4.13130.2013г., которое нормирует систему противопожарной защиты и ограничение распространения пожаров в населенных пунктах, так же, тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками для пожарной техники, размером не менее чем 15 на 15 метров. Норма действующая и не отменена. С учетом перераспределения этих участков, будет нарушена норма проезда, в следствии чего, пожарная техника может не проехать к месту тушения. Постановление № 465 нормирует существование данного проезда, но не межует. Потому что, он расположен в существующих границах. На момент разработки постановления, уже были приняты проезды, которые существовали до этого, то есть он обозначен в тех границах, которые были на тот период по факту. В дальнейшем надо будет устанавливать с нормированием и санитарными нормами строительство дороги, если вдруг запланируют граждане. Дорога строится тогда, когда на нее выделен бюджет. Проезд есть, он будет отмежёван, скорее всего Тополевским сельским поселением. Должна быть подготовлена схема на этот проезд и поставлен на кадастровый учет. Нормирование будет рассматривать существующие границы. У каждого проезда, в зависимости от его категории, есть параметры свои: ширина, какое должно быть освещение, сколько тротуаров, все это нормируется. Сейчас проезд разработан: две полосы по три метра, в конце разворотная площадка, поскольку он тупиковый. ФИО8 должна заехать, развернуться и выехать. Есть установленная длина проезда, и если она превышена, то обязательно должна быть разворотная площадка. Проездами внутри населенных пунктов занимается администрация Тополевского сельского поселения. Они должны следить за этими проездами и обслуживать их. В проекте планировки сервитут не установлен. Слушания были проведены в соответствии с законом, она присутствовала на них как архитектор. Было много народу. Это был мощный проект, которым устанавливалось строительство высотных домов для с. Тополево. Обсуждения проходили в доме культуре с. Тополево. Когда проектировщик делал проезд, руководствовался фактическим расположением дороги. Границы земельных участков обозначены по схемам ЕГРН и предоставлены гражданам в тех границах и площадях, которые им были выделены. Проект разрабатывался на квартал. Установленная красная линия, непосредственно, квартальная, а внутренний проезд уже существовал. Красные линии для этого проезда не устанавливались. Информации по длине проезда в настоящее время нет. Чтобы проезд стал дорогой необходимо его отмежевать, поставить на кадастровый учет и поставить на баланс.
Выслушав стороны, заключение старшего прокурора, который полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенным в <адрес>, ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым № в районе <адрес> ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенным в <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРП, свидетельствами о праве собственности.
Право собственности ФИО6 зарегистрировано 31.07.2018г., ФИО7-10.02.2014г., ФИО3- с 25.07.2005г.
Указанные земельные участки являются смежными. Права собственности зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРН. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, учтены в ЕГРН. Границы истцами не оспариваются.
Постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района № 465 от 11.08.2015г. утвержден оспариваемым «Проект планировки и проект межевания территории в границах ул. Гаражной, ул. Перспективной, ул. Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря» в с. Тополево Хабаровского района» (далее также – постановление № 465, Проект планировки) в части графических материалов размещения проезда к земельным участкам истцов.
Земельные участки административных истцов расположены в границах территории, в отношении которой постановлением № 465 утвержден Проект планировки.
Проектом планировки предусмотрен проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами №со стороны <адрес> через подъездную дорогу (проезд) с грунтовым покрытием.
При этом, административные истцы утверждают, что проезд к земельному участку с кадастровым № проектом планировки не предусмотрен, проезд к земельным участкам истцов является тупиковым, что запланированный проезд фактически проходит по территории их земельных участков, кроме того, проект планировки не позволяет ФИО3 и ФИО6 провести процедуру перераспределения земельных участков под фактически используемые, при подготовке чертежей проекта планировки не было учтено фактически сложившееся землепользование, перенос проезда на основании Проекта планировки технически невозможно осуществить.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ, здесь и далее в редакции на дату принятия оспариваемого постановления).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления муниципального района уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 8 ГрК РФ), а именно согласно части 4 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 статьи 45 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции на дату принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления сельского поселения утверждают подготовленную на основе генеральных планов поселения документацию по планировке территории (пункт 20 части 1 статьи 14) в случае, если это предусмотрено законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Законом Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» указанный выше вопрос за сельскими поселениями Хабаровского края не закреплен, следовательно, в силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ он является вопросом местного значения муниципального района.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Советом депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 31.12.2014 № 81-35 принято решение принять с 01.01.2015 сроком до 31.12.2015 администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения установлены статьей 46 ГрК РФ.
В частности, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4).
В силу предписаний части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Согласно части 2 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».
Согласно статье 8 Положения «О публичных слушаниях в Тополевском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края», утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.05.2005 № 8 (с изменениями и дополнениями на основании решении Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 06.04.2006 № 71 (далее – Положение о публичных слушаниях), население Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района извещается оргкомитетом через публикацию в средствах массовой информации о проводимых публичных слушаниях не позднее 10 дней до даты их проведения.
В соответствии со статьей 35 Устава Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в сельском поселении. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 1).
Нормативные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию) в учреждаемом Советом депутатов печатном средстве массовой информации или в других средствах массовой информации (часть 2).
Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов устанавливается органами местного самоуправления сельского поселения, в компетенцию которых входит принятие указанных актов, и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан (часть 3).
Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 07.10.2005 № 38, решено утвердить для официальных сообщений, материалов, нормативно-правовых актов ежеквартальный информационный бюллетень – официальное наименование «Информационный бюллетень Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» и положение об Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно ч. 1 вышеуказанного положения Информационный бюллетень Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края учреждается в целях своевременного опубликования и ознакомления жителей Тополевского сельского поселения с официальными сообщениями, нормативно-правовыми и иными актами Совета депутатов и главы Тополевского сельского поселения.
Информационный бюллетень печатается на компьютере администрации тиражом 10 экземпляров и распространяется «бесплатно»: совет депутатов 1 экз., администрация поселения 2 экз., администрация района 1 экз., прокуратура 1 экз., с. Тополево дом культуры 1 экз., с. Тополево МУП ЖКХ 1 экз., с. Тополево библиотека 1 экз., с. Матвеевка дом культуры 1 экз., с. Заозерное дом культуры 1 экз. (пункт 4).
В подтверждение опубликования постановления администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 22.05.2015 № 162 «О разработке градостроительной документации по планировке территории с. Тополево по планировке территории, расположенной в с. Тополево, в границах улиц Гаражная, Перспективная, Дачная, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря», согласно прилагаемой схеме расположения территории» и постановления от 26.06.2015 № 292 «О назначении публичных слушаний» административным ответчиком в материалы дела представлена копия информационного бюллетеня Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 18, опубликованного 27.05.2015г., копия информационного бюллетеня Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 22, опубликованного 29.06.2015г.,скриншоты с сайта администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, из которых следует, что постановление администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 22.05.2015 № 162 «О разработке градостроительной документации по планировке территории с. Тополево» создано на сайте 25.05.2015, постановление от 26.06.2015 № 292 «О назначении публичных слушаний» создано на сайте 30.06.2015.
Проверяя, соблюдены ли установленный частью 2 статьи 46 ГрК РФ трехдневный срок и установленный статьей 8 Положения о публичных слушаниях 10-дневный срок суд приходит к следующему.
Так, постановление администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 22.05.2015 № 162 «О разработке градостроительной документации по планировке территории с. Тополево по планировке территории, расположенной в с. Тополево» опубликовано в нарушение ч. 2 ст. 46 ГрК РФ в Информационном бюллетене, но в срок установленый ст. 8 Положения о публичных слушаниях.
Постановление от 26.06.2015 № 292 «О назначении публичных слушаний» опубликовано в срок установленный частью 2 статьи 46 ГрК РФ и статьей 8 Положения о публичных слушаниях.
При этом, на сайте администрации Тополевского сельского поселения отсутствует приложение к постановлению администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 22.05.2015 № 162 «О разработке градостроительной документации по планировке территории с. Тополево по планировке территории, расположенной в с. Тополево» в виде графических изображений, графические изображения к проекту опубликованы только в Информационном бюллетене № 18.
Административным ответчиком представлено объявление в виде доказательства в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Положения о публичных слушаниях, что жители Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района были оповещены о проведении публичных слушаний иным способом, а именно через обнародование необходимых сведений путем вывешивания объявлений в общественных местах, на досках объявлений и т.п.
Кроме этого, в нарушение пункта 3 статьи 7 Положения о публичных слушаниях, согласно которому в оргкомитет по проведению публичных слушаний в обязательном порядке включаются представители администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района по согласованию с главой Тополевского сельского поселения, представители Совета депутатов Тополевского сельского поселения по согласованию с председателем Совета депутатов Тополевского сельского поселения, а также представители общественности, в состав оргкомитета не были включены представители Совета депутатов Тополевского сельского поселения и представители общественности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком был нарушен установленный законодательством порядок принятия оспариваемого Проекта планировки и проекта межевания территории, в результате чего право заинтересованных лиц, в том числе административных истцов, на участие в публичных слушаниях и, как следствие, на выражение своего мнения относительно Проекта, обеспечено не было.
Кроме того, в нарушение частью 14 статьи 46 ГрК на официальном сайте администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района 20.08.2015 было опубликовано только постановление от 11.08.2015 № 465, сама утвержденная документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) опубликована не была.
Сведений об опубликовании указанного выше постановления и документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в Информационном бюллетене в материалы дела не представлено, хотя в пункте 3 постановления от 11.08.2015 № 465 постановлено опубликовать постановление в Информационном бюллетене Тополевского сельского поселения.
Также нарушен семидневный срок опубликования утвержденной документации установленный части 14 ст. 46 ГрК РФ (постановление вынесено 11.08.2015г., создано на сайте 20.08.2015г.).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, процедура опубликования Постановления N 465 от 11.08.2015 года, не соблюдена.
Помимо изложенного выше, суд считает необходимым отметить следующее.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Основная часть проекта планировки территории, в числе иного, включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3).
В соответствии с частью 4 материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе, карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры (пункт 1); схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети (пункт 4); схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 8); иные материалы для обоснования положений по планировке территории (пункт 14).
По смыслу Градостроительного кодекса РФ, проект планировки конкретной территории призван обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки; защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п.
Вместе с тем, утвержденный проект планировки вышеназванным требованиям законодательства не отвечает.
Согласно пояснительной записки, подготовка документации по планировке территории осуществляется применительно к подлежащей застройке территории, расположенной в границах участка 27:17:0302810:85. Проектируемая территория расположена в границах квартала примыкающего с южной стороны к ул. Гаражной. Площадь проектируемой территории 8,5 га. В северо-западной части участка расположена малоэтажная жилая застройка по ул. Гаражная. С юго-восточной стороны к участку примыкает береговая полоса существующего озера. С южной стороны участка расположена свободная от застройки территория, с западной стороны примыкает территориальная зона ПК - зона коммунальных предприятий, складирования и распределения товаров. В п.п. 2.1 п. 2 Проекта планировки и проекта межевания предлагается основной въезд на территорию квартала с ул. Перспективной. Планировочное решение обеспечивает пешеходную доступность и проезд автотранспорта ко всем объектам. В п.п. 2.2 п. 2 проекта планировки и проекта межевания предлагается на территорию квартала два въезда. Основной въезд - с ул. Перспективной. Ввиду отсутствия на прилегающей к участку территории дорог и благоустроенных проездов, необходимо строительство участка дороги протяженностью 98 метров от ул. Дачной. Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей осуществляется через проектируемый проезд. Проезды в жилой застройке приняты с 2-мя полосами движения шириной 3,0 метра с усовершенствованным покрытием. Пешеходные тротуары примыкают к дорогам и приняты шириной 1.5 метра. Радиусы закругления проезжей части дорог по кромке тротуаров принимается не менее 6 метров.
Из графической части Проекта следует, что в границу проектируемой территории входят не только земельные участки административных истцов и земельный участок с кадастровым номером27:17:0302810:85, но и иные земельные участки, расположенные вдоль ул. Гаражной, северо-восточнее указанных земельных участков.
При этом, согласно показаниям специалиста ФИО1 и графической части Проекта планировки территории, последний предусматривает организацию проезда только к земельным участкам с кадастровыми №. Проезд к земельному участку ФИО7 с кадастровым № Проектом планировки не предусмотрен. Данный проект разработан в частности для квартала «Гринвиль». Данным проектом также не предусмотрен публичный сервитут.
Согласно показаний свидетеля ФИО2 и графической части Проекта планировки территории, последний предусматривает тупиковый проезд, в конце разворотная площадка, которая должна быть согласно правил СанПин правил градостроительства планировок и застроек сельских поселений. Существующий тупиковый проезд, отделяет участки с кадастровыми № от промышленной зоны, расположенной на участке с кадастровым №. Данный проезд обозначен как транспортные инфраструктуры, и обозначен как проезд к жилой застройке.
Вместе с тем, проезд к земельному участку с кадастровым № со стороны вышеназванных земельных участков не предусмотрен, проезд к земельным участкам с кадастровыми № является тупиковым.
В соответствии с п. 8.13 СП4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной зашиты, утверждённых приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 установлено, что тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга. Однако данное требование в Проекте планировки не учтено, административным ответчиком не представлено сведений о протяженности проезда, что является нарушением указанного СанПин, законодательства о пожарной безопасности, положения ст. 45 ГрК РФ.
Данная информация до сведения участников публичных слушаний доведена не была, в результате чего после постановки образованного земельного участка (кадастровый№) на кадастровый учет, проезд к земельному № вообще, что приводит к нарушению прав собственника данного земельного участка на его использование.
В судебном заседании установлено, и следует из пояснений специалиста администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, что Проектом планировки проезд к земельным участкам истцов красными линиями не был утвержден. Красными линиями обозначен в утвержденном проекте планировки земельный участок №.
Доводы административных истцов о том, что при подготовке чертежей проекта планировки не было учтено фактически сложившееся землепользование, судом не принимается, поскольку положениями градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержит обязательных требований учитывать фактическое пользование земельных участков при разработке и утверждению проектов планировки территории.
С учетом изложенных обстоятельств, допущенного нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, утвержденная постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 11.08.2015 № 465 документация по планировке территории в границах ул. Гаражной, ул. Перспективной, ул. Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря» в с. Тополево в части графических материалов размещения проезда к земельным участкам истцов, подлежит признанию недействующей с даты принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Хабаровского муниципального района и размещена на сайте администрации района.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО6, ФИО7 к администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании частично недействительным проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 465 от 11.08.2015г. удовлетворить.
Признать недействующей с даты принятия документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в границах ул. Гаражной, ул. Перспективной, ул. Дачной, квартала Крылатское и озера в районе с/т «Заря» в с. Тополево, утверждённую постановлением администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 11.08.2015 № 465, в части графических материалов размещения проезда к земельным участкам истцов.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Информационном бюллетене» Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и разместить на официальном сайте администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Зыкова
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.