ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2664/16 от 21.11.2016 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2664\16

Решение

Именем Российской Федерации

21 ноября 2016 года г. Джанкой

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего – судьи Басовой Е.А.,

при секретаре – Кузь Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Джанкой административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в регистрации трактора, возложении обязанности зарегистрировать трактор,

установил:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в суд административный иск, в котором указывает, что в апреле 2014 года по договору купли-продажи приобрел у <данные изъяты> трактор <данные изъяты>, обратившись ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин с заявлением о регистрации приобретенного трактора, ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, мотивированный отсутствуем у собственника паспорта самоходной машины, свидетельства о регистрации машины, выданного в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о снятии с регистрации, оригинала договора купли-продажи. С таким отказом административный истец не согласился и просит суд обязать ответчика произвести регистрацию трактора. Требования мотивирует тем, что трактор приобрёл новым, на территории Республики Крым, у представителя изготовителя, поэтому техника не была зарегистрирована в органах технадзора ранее и паспорт самоходной машины отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал уточненное исковое заявление, в котором, при ранее изложенных обстоятельствах, ссылается на Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 года № 286 «О некоторых вопросах регистрации самоходных машин и других видов техники на территории Республики Крым и г. Севастополя» и просит обязать ответчика зарегистрировать за ним трактор, поскольку он является гражданином РФ, зарегистрирован на территории Республики Крым, имеет страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, что является основанием для регистрации трактора по указанному Постановлению.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали, пояснили, что ФИО1 заключал договор купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ как физическое лицо и приобретал трактор для личного использования, поэтому, не смотря на то, что сейчас имеет статус индивидуального предпринимателя, в спорных отношениях выступает как физическое лицо. Также указывают на то, что в настоящее время административный истец лишен возможности получить паспорт самоходной машины, что делает невозможным использование трактора без регистрации, поэтому просят суд обязать ответчика зарегистрировать технику хотя бы временно с целью допуска к эксплуатации.

Представитель ответчика в судебном заседании административный иск в первоначальном и измененном варианте не признал, пояснил, что регистрация трактора без наличия предусмотренных документов, невозможна. Поскольку трактор приобретался на территории РФ, собственник должен был получить паспорт самоходной машины. Регистрация трактора по Постановлению № 286 невозможна, поскольку в нём речь идет о лицах, не имеющих документов, подтверждающих право собственности, тогда как ФИО1 является собственником трактора, кроме того, в таком порядке к ответчику не обращался.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> и ФИО1 заключен договор купли-продажи, по которому общество продало, а административный истец купил трактор колесный <данные изъяты> заводской , номер двигателя за <данные изъяты>. Согласно договору, оригинал которого обозревался судом, местом его заключения был г. Николаев Украина, а пунктами 3.1 – 3.1.2 договора предусмотрена обязанность продавца доставить товар продавцу и передать ему паспорт на товар, справку-счет, копию таможенной декларации, накладные, сервисную книжку на товар и инструкцию по эксплуатации (л.д. 10). Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ продавец передал, а покупатель получил предмет договора купли-продажи (л.д. 12), в том числе с транзитными номерами II95750 (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым заявление, в котором просил зарегистрировать трактор Беларус-82.1, предоставив при этом полис ОСАГО, договор купли-продажи, спецификацию, сертификат, акт приема-передачи машины, транзитный номер, паспорт гражданина РФ (л.д. 7).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ инспекция гостехнадзора отказала ФИО1 в регистрации трактора. Основанием для такого отказа послужило не предоставление заявителем паспорта самоходной машины, свидетельства о регистрации машины, выданного в соответствии в законодательством Украины от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о снятии ее с учета по месту прежней регистрации, оригинала договора купли-продажи на самоходную технику (л.д. 15-16).

18 марта 2014 года подписан межгосударственный Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Системный анализ указанных законоположений указывает на то, что с 18 марта 2014 года правоотношения в Республике Крым, касательно регистрации или изменения регистрационных данных в инспекциях гостехнадзора, регулируются нормами законодательства Российской Федерации.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, в редакции 26 июня 2014 г. (далее - Правила).

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).

Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно п. 1.8. Правил обязательная регистрация машин не производится до их реализации предприятиями-изготовителями или когда они приняты для продажи организациями, учреждениями или гражданами-предпринимателями, осуществляющими торговлю ими на основании лицензий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 были введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, и пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 2 этого же Постановления установлено, что паспорта выдаются:

предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Судом установлено, что самоходная машина изготовлена <данные изъяты> (г. Николаев) в 2013 году (л.д. 14), договор купли-продажи трактора заключен 14.04.2014 года, т.е. в период государственности на территории Республики Крым Российской Федерации, между юридическим лицом государства Украина (продавцом) и административным истцом, являющимся гражданином Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», вступившего в законную силу с 01.07.2014, Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 52-ФЗ) дополнен статьей 19, частью 1, которой предусмотрено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса. Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, которое не привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства. Однако, при переходе права собственности на транспортное средство, в частности к физическому лицу, получившему гражданство Российской Федерации, такое транспортное средство считаются принадлежащим иностранному юридическому лицу, которое подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспорта транспортного средства в таможенных органах.

На основании изложенного, с учетом того, что предъявление паспорта на самоходную машину для ее регистрации инспекцией гостехнадзора является обязательным, принимая во внимание, что <данные изъяты> - юридическое лицо государства Украина, продало ФИО1- гражданину Российской Федерации, по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ трактор, в отношении которого таможенные процедуры не проводились, паспорт транспортного средства на него таможенными органами не выдавался, суд делает вывод о правомерности отказа административного органа в регистрации трактора.

Довод административного истца об утрате возможности оформить паспорт, суд считает несостоятельным.

Иные обстоятельства, изложенные в отказе инспекции гостехнадзора зарегистрировать трактор административного истца и послужившие основанием к отказу, как то не предоставление оригинала договора купли-продажи самоходной машины и свидетельства о регистрации машины с отметкой о снятии ее с регистрационного учета, своей правомерности в судебном заседании не нашли, вместе с тем, это не дает суду правовых основания для возложения обязанности зарегистрировать трактор на имя ФИО1 при отсутствии паспорта на самоходную машину, без предоставления которого регистрация невозможна.

Также суд не принимает во внимание довод административного истца о возможности применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах регистрации самоходных машин и других видов техники на территориях Республики Крым и г. Севастополя», поскольку это Постановление устанавливает возможность временной регистрации до 1 января 2018 г. тракторов, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на машины.

Учитывая, что административный истец имеет документ, подтверждающий его право собственности на приобретенный трактор, суд считает, что на него правила, установленные названным Постановлением Правительства, не распространяются. А требования ФИО1 хоть каким-то способом защитить его права и допустить приобретенный им трактор к эксплуатации, не основаны на законе.

Таким образом суд считает, что решение инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым об отказе в регистрации приобретенного ФИО1 трактора принято в рамках предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, таким решением не допущено нарушение прав административного истца и не созданы препятствия для осуществления им своих прав и свобод.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении его административного иска.

Руководствуясь ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в регистрации трактора, возложении обязанности зарегистрировать трактор - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Басова

24.11.2016 года