ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2668/2015 от 09.09.2016 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-2668/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 09 сентября 2016 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Королева А.Н.

при секретаре Максимовой А.А.

рассмотрел в судебном заседании административное исковое заявление П.С.Н. о признании незаконным бездействия руководителя территориального отделения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о предоставлении жилищной субсидии.

Суд

УСТАНОВИЛ:

П.С.Н. обратился в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения от <дата> (<№>)) просит признать незаконным бездействие административных ответчиков (ФГКУ «Западное РУЖО» и его территориальное отделение в городе Владимире) в части не принятия решения о предоставлении ему жилищной субсидии, незаконным, а также обязать принять решение о предоставлении ему жилищной субсидии на основании заявления от <дата> и договора банковского вклада от <дата><№> об открытии лицевого счета <№>.

В обоснование требований административный истец указал, что он с <дата> по данным программы учета военнослужащих состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. <дата> в территориальном отделении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в городе Владимире он получил уведомление от <дата><№> о распределении ему и членам семьи жилого помещения. Он и члены его семьи письменно отказались от жилого помещения, в связи с чем у них возникло право на получение субсидии на приобретение указанного жилого помещения. <дата> он предоставил соответствующее заявление и необходимые документы в территориальное отделение ФГКУ «Западное РУЖО», однако в дальнейшем ему стало известно, что к компетенции начальника территориального отделения не относится принятие решения о предоставлении субсидии. Считает, что все предусмотренные законодательством требования им были исполнены, поэтому оснований для не предоставления субсидии не имеется.

Административный ответчик ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просило в административном иске отказать. Указало, что для вынесения решения о выделении субсидии необходимо выделение денежных средств, которые до настоящего времени не поступили. Кроме того, в учетном деле П.С.Н. отсутствует ряд документов, о чем ему неоднократно сообщалось. Надлежаще оформленное заявление о выделении субсидии по установленному образцу в учетное дело не представлено. Подписи членов семьи не заверены. Не представлен договор на открытие банковского счета в ПАО «<данные изъяты>», соглашение о сдаче жилого помещения в 2 экземплярах и об отсутствии жилых помещений. Также административный ответчик указал, что в реестре по Западному военному округу имеется более 3 500 военнослужащих, уволенных с военной службы, начиная с <дата> года, которым жилищная субсидия не предоставлена.

В судебное заседание П.С.Н. и члены его семьи (заинтересованные лица) не явились, извещены посредством SMS-сообщения и телеграммой. П.С.Н. прислал на мобильный телефон судьи SMS-сообщение, в котором сообщил, что не может явиться в судебное заседание ввиду того, что находится за пределами <адрес> до <дата> в отпуске.

С учетом изложенного, суд считает, что административный истец и члены его семьи извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Административные ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что также не препятствует рассмотрению административного дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области от <дата> по делу <№>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от <дата>, установлено, что отсутствует бездействие со стороны административных ответчиков в части отказа в предоставлении П.С.Н. субсидии на приобретение жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу п. 19 ст. 15 указанного закона гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется жилищная субсидия.

Приказом Минобороны РФ от 21.07.2014 N 510 утвержден «Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы».

Согласно п. 4 указанного Порядка, для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.

В силу п. 5 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» уполномоченным органом Минобороны РФ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны РФ, в том числе - через ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, за которым приказом Минобороны РФ от 27.08.2010 № 1135 (Приложение № 1 к приказу) закреплена Владимирская область.

Приказом Минобороны РФ от 06.06.2012 № 1441 создано отделение в г.Владимир ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, являющееся территориально обособленным подразделением учреждения.

По делу установлено, что П.С.Н. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, с которой уволен в <дата> года и состоит составом семьи 3 человека в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, проживает по адресу: <адрес>

Из ответа территориального отделения ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации следует, что в его учетном деле документов, подтверждающих право состоять на учете военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма, не имеется. П.С.Н. неоднократно предлагалось представить необходимый пакет документов, предусмотренный Инструкцией, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации.

П.С.Н.<дата> обращался в территориальное отделение в г. Владимире ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по вопросу обеспечения его жилым помещением.

Из ответа отделения следует, что П.С.Н. не были представлены все необходимые документы, подтверждающие его право состоять на учете для получения жилого помещения.

Одновременно департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации указал, что П.С.Н. признан нуждающимся в жилом помещении.

<дата> административный истец получил уведомления из территориального отделения в г. Владимире ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации уведомление о выделении ему жилого помещения, однако П.С.Н. и члены его семьи подали заявление о замене предоставления жилого помещения выплатой на приобретение или строительство жилого помещения.

ФГКУ «Западное РУЖО» решение о предоставлении П.С.Н. жилищной субсидии не принималось и в ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Владимирской области», ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в соответствии с п. 7 Порядка не направлялось в связи с отсутствием учетного дела административного истца, поскольку им в территориальное отделение ФГКУ «Западное РУЖО» не был представлен надлежащим образом оформленный пакет документов, в том числе для принятия решения о выплате жилищной субсидии.

Указанное дело не направлялось в ФГКУ «Западное РУЖО» из его территориального отделения по причине не предоставления административным истцом полного пакета документов.

Административный истец, обращаясь в суд, ссылается на незаконное бездействие ФГКУ «Западное РУЖО» по непринятию решения о предоставлении ему жилищной субсидии.

Суд принимает во внимание, что заявление в произвольной форме о перечислении жилищной субсидии не соответствует требованиям, предъявляемым уполномоченными органами Минобороны РФ, поскольку подписи членов семьи не заверены нотариально, что не гарантирует осведомленность членов семьи о принятом военнослужащем решении; также не заверены нотариально подписи в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений по образцу приложения № 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280.

Поэтому суд считает, что отсутствие в личном деле П.С.Н. документов, предусмотренных приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в том числе: справки о составе семьи, о выслуге лет, копии договора социального найма, выписок из домовой книги, а также надлежащим образом оформленных документов, необходимых для выделения жилищной субсидии, препятствует направлению учетного дела П.С.Н. в ФГКУ «Западное РУЖО» для принятия соответствующего решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика относительно непринятия решения о предоставлении жилищной субсидии П.С.Н.

В соответствии с п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минобороны РФ от 21.07.2014 N 510, субсидия перечисляется на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет, и данный пункт не содержит требования об открытии счета именно в ПАО «Сбербанк».

В целях организации мероприятий по выдаче жилищных субсидий военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, уполномоченным органом - Департаментом жилищного обеспечения МО РФ в пределах его компетенции направлено Указание в адрес региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым в целях исключения случаев утраты средств жилищных субсидий в связи с отзывом лицензии банка, либо иным причинам указано на необходимость требования у военнослужащих - открывать счета в российских кредитных организациях, при наличии у кредитной организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в валюте РФ или в иностранной валюте, присвоенного одним из международных рейтинговых агентств, на одну ступень ниже суверенного рейтинга РФ по обязательствам в валюте РФ или в иностранной валюте (не ниже уровня «ВВВ-» по классификации, перечисленных в Указании конкретных рейтинговых агентств). Таким требованиям соответствует ПАО «Сбербанк».

Не противоречит законодательству и требование ФГКУ «Западное РУЖО» и его территориального отделения в г.Владимир о необходимости нотариального удостоверения подписей членов семьи П.С.Н. в заявлении о перечислении жилищной субсидии, в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы, поскольку Приложением к Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, и Приложением № 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280, предусмотрено заверение подписей военнослужащего и членов его семьи командиром войсковой части. Поскольку П.С.Н. уволен с военной службы, то требование о нотариальном удостоверении подписей правомерно и не нарушает прав административного истца.

Кроме того, П.С.Н. не было оформлено направленное территориальным органом Соглашение о сдаче жилого помещения, фактически являющееся обязательством о расторжении договора социального найма, освобождении жилого помещения и передаче органу, предоставившему жилое помещение. Истребование такого документа не противоречит п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76. При этом обязательство о расторжении договора социального найма, направленное административным истцом <дата>, было ненадлежащим образом оформлено, в том числе в одном экземпляре, нотариально не удостоверены подписи заявителя и членов его семьи, не указаны конкретные сведения о передаваемом жилом помещении, что влечет невозможность требования его исполнения.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Из содержания п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минобороны РФ от 21.07.2014 № 510, следует, что на момент принятия решения о предоставлении жилищной субсидии заявитель должен соответствовать требованиям нуждаемости, должны отсутствовать основания для снятия его с учета признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В связи с этим требование о предоставлении перечисленных в Инструкции документов не противоречит положениям указанных выше нормативно-правовых актов, а также п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, и п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.

В соответствии с п. 10 указанной выше Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

Согласно п. 11 данной Инструкции жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения также должна производиться исходя из даты принятия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, поскольку выплата субсидии на приобретение или строительство жилого помещения является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.

В материалы дела не представлено доказательств того, что в настоящее время П.С.Н., исходя из даты принятия его на учет, имеет приоритет перед другими военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, состоящими на учете нуждающихся в получении жилых помещений, и в настоящее время именно ему согласно очередности должна быть выплачена жилищная субсидия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований П.С.Н. о признании незаконным бездействия руководителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и начальника его территориального отделения отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья А.Н. Королев