Дело № 2а-266/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 25 сентября 2019 года
Катайский районный суд Курганской области в составе: председательствующего, судьи Колесникова В.В.,
при секретаре Павликовской Т.Б.,
с участием представителя административного истца (ответчика по встречному административному иску) ФИО1,
административного ответчика (административного истца по встречному административному иску) ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, встречному административному исковому заявлению ФИО2 о признании требования незаконным, признании незаконными начисленных сумм страховых взносов и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец (административный ответчик по встречному административному иску) - МИФНС России № 1 по Курганской области обратился в суд с иском к ФИО2, согласно которому просит взыскать с него в бюджет задолженность по страховым взносам в сумме 40316,51 руб. (в т.ч. пени).
Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоял на налоговом учете в МИФНС России № 1 по Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
ФИО2 представил в налоговый орган расчёт по УСН (единый налог на совокупный доход) за 2017 г., в котором отразил доходы 4898914 руб. ФИО2 01.09.2017 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и его доходы превысили 300000 руб. Ему был начислен налог в виде 1 % от суммы дохода в размере (4898914 – 300000) * 1 %= 45989,14 руб.
Исходя из сумм начисленных страховых взносов недоимка по страховым взносам у ФИО2 составляет 40316,51 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 39905.29 руб., пеня – 411,22 руб. за период с 04.06.2018 по 11.07.2018.
Должник налоги, страховые взносы не уплатил, в связи с чем ему были направлены требования об уплате страховых взносов и пени № 9344 от 11.07.2018, которые налогоплательщик в установленные сроки не исполнил.
Для взыскания указанной задолженности налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, которое было удовлетворено. На основании поступивших от ответчика возражений судебный приказ № 2а-432/2019 от 01.04.2019 был отменен.
На момент направления административного искового заявления задолженность ФИО2 уплачена не была (л.д. 4).
Определением Катайского районного суда от 11.09.2019 от административного ответчика ФИО2 принято встречное административное исковое заявление к МИФНС России № 1 по Курганской области о признании требования незаконным, признании незаконными начисленных сумм страховых взносов и пеней, к участию по делу заинтересованным лицом привлечено ГУ УПФ Российской Федерации в Катайском районе Курганской области (л.д. 97-100).
Во встречном исковом заявлении к МИФНС № 1 по Курганской области, дополнении к нему, ФИО2 просит суд признать незаконным требование МИФНС России № 1 по Курганской области № 9344 от 11.07.2018. Признать незаконными суммы начисленных страховых взносов в размере 39905,29 руб., пеней – 411,22 руб., 3080,15 руб. Также просит взыскать судебные расходы по уплате ФИО2 госпошлины в сумме 300 руб.
Встречные исковые требования ФИО2 мотивировал тем, что административным истцом неверно применены положения ст. 247, 249, 250, 346.14-346.16, 346.18 и других НК Российской Федерации, ст. 14 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, Верховного Суда Российской Федерации в п. 27 Обзора судебной практики № 3 за 2017 г., письма Минтруда Российской Федерации от 07.02.2017, 31.07.2017, другие нормативные актов.
Не оспаривал осуществление им предпринимательской деятельности в период с 24.05.1995 по 01.09.2017. С 01.01.2003 по 01.09.2017 осуществлял указанную деятельность по упрощённой системе налогообложения. Также ссылается на судебные решения Кировского районного суда г. Екатеринбурга об удовлетворении аналогичных требований ФИО2. Полагает, что администрирование с 01.01.2017 полномочий по уплате страховых взносов в бюджет ПФР налоговыми органами не влечет изменения ранее применявшихся подходов к решению вопросов налогообложения (л.д. 32-39, 91-93).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС Российской Федерации) проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовавшего о рассмотреть дело в свое отсутствие. Явка представителя заинтересованного лица признана судом необязательной.
В судебном заседании представитель административного истца (административного ответчика по встречному административному иску) ФИО1 настаивал на заявленных требованиях по доводам административного искового заявления, а также письменных пояснениях административного истца в деле. Уточнил, что произведенный ФИО2 платеж в сумме 6083,85 руб. учтён в погашение требуемой задолженности и нашло своё отражение в заявленных административным истцом исковых требованиях, сумма которых уменьшена с указанной в требовании № 9344 от 11.07.2018 на 6083,85 руб. Пени в сумме 3080,15 руб. МИФНС России № 1 по Курганской области в указанном налоговом требовании указана обоснованно, поскольку административный истец в связи со сменой места жительства ФИО2 является правопреемником по ним МИФНС России № 22 по Свердловской области. ФИО2 на указанное требование обращался с жалобой в УФНС России по Курганской области, по результатам её рассмотрения налоговым органом жалоба была оставлена без удовлетворения. Возражал против восстановления ФИО2 срока на подачу встречного административного искового заявления, полагая, что для этого отсутствуют уважительные причины.
В пояснениях на встречное административное исковое заявление, дополнении к ним, представитель МИНС России № 1 по Курганской области просит суд отказать в удовлетворении встречного административного искового заявления ФИО2. Свою позицию мотивировал тем, что ФИО2 обращался ранее с жалобой о признании указанного требования налогового органа незаконным, однако решением Управления ФНС России № 224 от 12.09.2018 жалоба ФИО2 оставлена без удовлетворения. С 08.10.2015 по 01.09.2017 ФИО2 состоял на учете в МИФНС России № 22 по Свердловской области качестве ИП. 01.09.2017 ФИО2 прекратил свою деятельность. В связи со сменой места жительства ФИО2 04.06.2018 он был снят с учета указанной ИФНС по поставлен на учет в МИФНС России № 1 по Курганской области.
В 2017 г. ФИО2 применял УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
30.11.2017 ФИО2 представил налоговую декларацию, в которой сумма полученных доходов составила 4898914 руб., сумма расходов – 3990529 руб., налоговая база составила 908385 руб., сумма исчисленного налога 63587 руб.
С 01.01.2017 администрирование страховых вносов, установленных главой 34 НК Российской Федерации осуществляют налоговые органы.
НК Российской Федерации определены плательщики страховых взносов (п. 1 ст. 419), установлен тариф (п. 1 ст. 425), порядок исчисления страховых взносов (п. 1 ст. 430), в том числе в случае прекращения физическим лицом деятельности ИП (п. 5 ст. 432). В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 430 НК Российской Федерации в целях применения положений п. 1 ст. 430 НК Российской Федерации для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346 НК Российской Федерации, то есть без учета расходов.
Учитывая, что ФИО2 снят с налогового учета в качестве ИП 01.09.2017, срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб., за расчетный период 2017 – 18.09.2017.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации, в срок, установленный п. 2 ст. 432 НК Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Поскольку заявитель был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УСН и выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма страховых взносов на ОПС, подлежащая уплате за 2017 г., в случае если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб., составила 45 989,14 руб.: (4 898 914 руб. - 300 000 руб.)*1% = 45 989,14 руб.
У заявителя в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации с 01.01.2017 (код бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202140061110160) по состоянию на 04.06.2018 (дата постановки на учет в Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области) числится задолженность в размере 45 989,14 руб.
Заявителем платежным поручением № 326 от 19.09.2017 перечислены страховые взносы на ОПС в сумме 7 428,31 руб. на КБК 18210202140061200160, который соответствует страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
В данном платежном поручении налогоплательщиком ошибочно указан КБК 18210202140061200160. В результате образовалась задолженность по КБК 18210202140061100160 «Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие с 01.01.2017».
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - ФЗ № 250 от 03.07.2016) с 01.01.2017 налоговые органы являются администратором страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В соответствии со ст. 20 ФЗ № 250 от 03.07.2016 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ № 250 от 03.07.2016.
Согласно ст. 21 ФЗ № 250 от 03.07.2016 решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФ Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Следовательно, осуществить зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет платежей за период с 01.01.2017 инспекции не представляется возможным, за возвратом переплаты по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017, заявитель может обратиться в ПФ Российской Федерации с заявлением по форме 23-ПФР.
Таким образом, в требовании № 9344 по состоянию на 11.07.2018 инспекцией правомерно указана сумма задолженности по страховым взносам на ОПС, зачисляемым в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г., в размере 45 989,14 руб., без учета уплаты страховых взносов в сумме 7 428,31 руб. на КБК 18210202140061200160, который соответствует страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., за расчетный период 2017 г. в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации, за период с 19.09.2017 по 03.06.2018 заявителю были начислены Межрайонное ИФНС России № 22 по Свердловской области пени в размере 3 080,15 руб., за период 06.06.2018 по 11.07.2018 ему были начислены Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской области пени в размере 400,10 руб.
Согласно п. 1 ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполни обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК Российской Федерации если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 45 НК Российской Федерации, случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК Российской Федерации.
Пункт 9 ст. 45 НК Российской Федерации указывает, что правила, предусмотренные ст. 45 НК Российской Федерации применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пп. 2, 5 ст. 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога направляет налогоплательщику при наличии у него недоимки налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) и физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 8 ст. 69 НК Российской Федерации правила, предусмотренные данной статьей, применяют также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафе процентов, предусмотренных главой 9 НК Российской Федерации, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В связи с выявлением инспекцией недоимки по страховым взносам на ОПС, зачисляемым в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г., в сумме 45 989,14 руб. был сформирован документ о выявлении недоимки № 7947 от 09.07.2018. Инспекцией на основании ст. 69 НК Российской Федерации в адрес заявителя направлено требование № 9344 от 11.07.2018, из которого следует, что у заявителя имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 45 989,14 руб., установленный срок уплаты которой 18.09.2017, на вышеназванную сумму обязательств инспекцией начислены пени в размере 3 080,15 руб. и 400,10 руб.
Срок исполнения в требовании указан - 22.08.2018. Указанное требование 11.07.2018 направлено в адрес заявителя по почте заказным письмом, что подтверждается реестром об отправке заказной корреспонденции, в соответствии с п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации, считается полученным 18.07.2018.
Заявитель полагает, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН доход в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, в обоснование своей позиции ссылается на Постановление № 27-П от 30.11.2016.
Заявитель указывает, что для налогоплательщиков, выбравших объект доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на документально подтвержденные расходы, указанные в перечне ст. 346.16 НК Российской Федерации, то есть в таком случае налоговой базой признает денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.18 НК Российской Федерации).
В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 430 НК Российской Федерации в целях применения положений п. 1 указанной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 346.15 НК Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пп. 1, 2 ст. 248 НК Российской Федерации, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
НК Российской Федерации вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на ОПС за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных налогоплательщиков, применяющих другие налоговые режимы, НК Российской Федерации не содержит.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК Российской Федерации, в этом случае не учитываются.
Ссылка заявителя на Постановление № 27-П от 30.11.2016 в обоснование своей позиции несостоятельна, поскольку данное Постановление касается только плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), что, соответственно, нашло отражение в редакции пп. 1 п. 9 ст. 430 НК Российской Федерации об определении величины дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ.
По указанному вопросу имеется позиция Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ 18-273, по которому в решении отражено, что устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в главе 34 «Страховые взносы» НК Российской Федерации (ст. 419 - 432), федеральный законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в ст. 430 НК Российской Федерации плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК Российской Федерации. Также в указанном решении указано, что к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении № 27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих НДФЛ.
Следовательно, порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, не тождественен, так как НК Российской Федерации прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со ст. 346.15 НК Российской Федерации. Таким образом, изложенная Конституционным Судом позиция в данном случае неприменима.
Выводы, изложенные в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 303-КГ17-8359, от 22.11.2017 № 304-КГ16-16937 о том, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», применимы в конкретном, рассматриваемом судом случае, на что и указывает сам суд. При этом судебные акты приняты в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017.
Ссылка заявителя на Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2017 № 17-4/10/В-5861 подлежит отклонению в силу того, что указанное письмо не относится к нормативно-правовым документам и носит рекомендательный характер к порядку начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017.
Представленные заявителем решения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.02.2019, 13.05.2019 подлежат отклонению, в виду того, что по решению от 13.02.2019 судом проверялась правильность начисления страховых взносов за 2015 г., решению от 13.05.2019 – правильность начисления страховых взносов за 2014 г., которые регулировались указанным Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, о чем отражено в принятых решениях (л.д. 85-87, 108).
Административный ответчик (административный истец по встречному административному иску) ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, настаивал на удовлетворении встречного административного иска по изложенным в нём доводам (л.д. 117-118). Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на подачу встречного административного иска, которое мотивировал сменой своего места жительства, места налогового учета, судебными разбирательствами по взысканию излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в г. Екатеринбурге за периоды 2014, 2015 гг. Не знал куда необходимо было подать соответствующее заявление (л.д. 116).
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ Российской Федерации в Катайском районе в отзыве сообщил, что 12.03.2019 осуществлена регистрация и прекращение деятельности страхователя по Курганской области, с целью учета денежных средств в счет погашения задолженности, образовавшейся с 01.01.2017 по прежнему месту регистрации в качестве ИП под регистрационным №. С 01.01.2017 в силу изменений требований действующего законодательства налоговые органы являются администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В УПФР в Катайском районе Куранской области в отношении ФИО2 отсутствует электронное наблюдательное дело, уточнить период и сумму задолженности не представляется возможным (л.д. 111-112).
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что исковые требования МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени – удовлетворению не подлежат ввиду необоснованности, встречные административные требования ФИО2 о признании незаконными требования, начисленных сумм страховых взносов и пеней, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу данного встречного административного искового заявления, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст. 19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК Российской Федерации) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшего до 01.01.2017), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (п. 2, 8 ст. 16 указанного Федерального закона).
С 01.01.2017 вопросы исчисления, уплаты страховых взносов, пени, взыскание недоимки по страховым взносам и пени, в том числе возникших до 01.01.2017, разрешаются в соответствии с нормами НК Российской Федерации.
В силу ст. 69, 70 НК Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено НК Российской Федерации.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
При этом, согласно п. 8 ст. 69, п. 3 ст. 70 НК Российской Федерации правила, предусмотренные указанными статьями, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В силу п. 2 ст. 57 НК Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК Российской Федерации.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Из материалов дела следует, что ФИО2 в период с 08.10.2015 по 01.09.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлась плательщиком страховых взносов (л.д.85, 88-89).
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование) за 2017 г. в установленные в законе сроки ФИО2 было направлено требование № 9344 по состоянию на 11.07.2018 об уплате пени по страховым взносам по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 45989,14 руб. (установленный срок уплаты 04.06.2018), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 3080,15 руб. (срок уплаты 04.06.2018), 400,10 руб. (срок уплаты 11.07.2018). Срок исполнения требования указан до 22.10.2018 (л.д. 21).
Требование было направлено ответчику почтой, что подтверждается списком на отправку (л.д. 22).
Факт получения указанного требования ответчик не оспаривает. В установленный срок данное требование исполнено ответчиком не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Сроки взыскания указанной в требовании № 9344 задолженности административным истцом МИФНС России № 1 по Курганской области соблюдены.
Согласно п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации требование об уплате страховых взносов, пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Учитывая, что указанная недоимка по страховым взносам возникла у ФИО2 по состоянию на 04.06.2018, а требование № 9344 было направлено ответчику 11.07.2018, то срок направления требования был соблюден.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены ст.48 НК Российской Федерации.
Согласно ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абз.2 п.2 указанной статьи).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (6 месяцев) и минимального срока на исполнение требования, установленного п. 4 ст. 69 НК Российской Федерации.
Сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК Российской Федерации, не нарушены.
Так, учитывая, что требование № 9344 имело срок исполнения до 22.10.2018, то судебный приказ от 01.04.2019 о взыскании с ФИО2 страховых взносов и пени (л.д. 8) вынесен в пределах, установленного законом срока (22.10.2018 + 6 месяцев). После отмены данного судебного приказа определением мирового судьи от 09.04.2019 (л.д.8) в суд в порядке административного искового производства налоговый орган обратился 12.08.2019 (л.д. 26), то есть также с соблюдением срока, установленного ст. 48 НК Российской Федерации.
Ответчик ФИО2 во встречном исковом административном заявлении оспаривает законность требования № 9344 МИФНС России № 1 по Курганской области, а также наличие требуемой административным истцом задолженности.
В силу требований чч. 1, 3 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин наряду с другими указанными в законе лицами может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Обращение возможно непосредственно в суд, также гражданин вправе оспорить решения, действия (бездействие) указанных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. При этом, законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, установленных федеральнымзаконом.
Из материалов административного дела усматривается, что решением от 12.09.2018 № 224 и.о. руководителя УФСН России по Курганской области М.Т. жалоба ФИО2 на требование МИФНС России № 1 по Курганской области № 9344 оставлена без удовлетворения (л.д. 65-74). Жалоба ФИО2 подавалась 25.07.2018 (л.д. 67).
Таким образом, досудебный порядок по спорам по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа, предусмотренный п. 2 ст. 138 НК Российской Федерации, ФИО2 соблюдён.
Статьей 219 КАС Российской Федерации установлены сроки такого обращения в суд.
Так, если КАС Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС Российской Федерации)
Пропущенный по указанной вч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС Российской Федерации (ч. 7 ст. 219 КАС Российской Федерации).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации).
Поскольку ФИО2 со встречным административным исковым заявлением обратился в суд только после обращения налогового органа с рассматриваемым административным иском, установленный законом 3-х месячный срок обращения в суд при изложенных обстоятельствах ФИО2 пропущен.
Вместе с тем, учитывая возраст ФИО2, достижение им 69-ти лет (л.д. 40), являющегося пенсионером, его жизненные обстоятельства, связанные со сменой места жительства, судебные разбирательства по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за предшествующие налоговые периоды, согласно представленных ФИО2 вступивших в законную силу решений Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.02.2019, 13.05.2019 (л.д. 47-50), на что также ссылался ФИО2 в заявлении о восстановлении пропущенного срока на подачу встречного административного иска (л.д. 118), суд разрешая данное ходатайство, приходит к выводу о признании указанных причин уважительными и считает необходимы восстановить ФИО2 пропущенный срок на подачу встречного административного иска. Отказано в удовлетворении данного ходатайства по доводам представителя МИФНС России № 1 по Курганской области быть не может.
Разрешая заявленные требования суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 являлся индивидуальным предпринимателем, в спорном периоде применял УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Инспекцией в адрес заявителя направлено требование от 11.07.2018 N 9344 об уплате страховых взносов в размере 45989,14 руб. - сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, пени – 3080,15 руб., 400,10 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 12.09.2018 № 224 от жалоба ФИО2 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с требованием от 11.07.2018 № 9344 об уплате страховых взносов, пени, налогоплательщик ФИО2 обратился со встречным административным иском в суд.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 утратил силу. С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 430 НК Российской Федерации, в редакции, действовавшей в исследуемый период, установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для упоминаемой категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период 2017 г. на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода:
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 г. не превысила 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на 01.01.2017, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК Российской Федерации;
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 г. превысила 300 000 руб.;
в вышеуказанном фиксированном размере, плюс 1% с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК Российской Федерации в целях применения положений п. 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК Российской Федерации.
Статья 346.15 НК Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
В силу положений ст. 346.14 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов (ч. 1).
Выбор объекта налогообложения при использовании упрощенной системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренногоп. 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщикуведомитоб этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения (ч. 2).
Положения статьи 346.16 НК Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Доводы МИФНС России № 1 по Курганской области о том, что Постановление N 27-П не применимо к рассматриваемым правоотношениям, суды подлежат отклонению, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем.
Указанным Постановлением не были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации какие-либо положения закона, а дано разъяснение по вопросу о применении закона.
Такой вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 27 Обзора судебной практики N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017. Согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенное в Определениях от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937, 30.05.2017 N 304-КГ16-20851, от 13.06.2017 N 306-КГ17-423, от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359, и п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
Судом установлено, что в спорный период 2017 г. индивидуальный предприниматель ФИО2 применял упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов; размер полученных доходов составил 4878914 руб., при этом в налоговой декларации отражено также расходы в размере 3990529 руб. Налоговая база с учетом произведенных расходов составила 908385 руб.
Налоговым органом с 4878914 руб., уменьшенных на 300 000 руб., исчислены подлежащие уплате ИП ФИО2 по сроку 11.07.2018 страховые взносы за 2017 г. в размере 45989,14 руб. ((4878914 - 300 000) х 1%, но не более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов) (л.д. 86).
Требованием № 9344 от 11.07.2018 ФИО2 предложено произвести не позднее 22.10.2018 уплату страховых взносов, неуплаченных в 2017 г., в с сумме 45989,14 руб., а также пени – 3080,15 руб., 400,10 руб.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации, в срок, установленный п. 2 ст. 432 НК Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу указанной нормы налоговым органом определена сумма налоговой базы без учета произведенных расходов ФИО2. По расчету МИФНС России № 1 по Курганской области подлежащая уплате ФИО2 сумма страховых взносов на ОПС за 2017 г.составляет 45989,14 руб. Из которых по утверждению представителя истца ФИО2 уплачено 6083,85 руб.
С учётом расходов сумма налога будет составлять 6083,85 руб. (908385 руб. – 300000 руб.*1%).
ФИО2 представлен чек-ордер об уплате указанной суммы 09.07.2019 (л.д. 55). Зачисление данных денежных средств в счет погашения задолженности подтвердил представитель МИФНС России № 1 по Курганской области в судебном заседании. Таким образом, задолженности по уплате указанных платежей у ФИО2 перед МИФНС России № 1 по Курганской области не имеется. Суд рассматривает данное административное дело в пределах заявленных сторонами требований, в том числе встречных (ч. 1 ст. 178 КАС Российской Федерации).
С учетом указанных разъяснений высших судов при разрешении возникшего между сторонами спора суд руководствуется тем, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 г., подлежала учету информация о доходах предпринимателя за эти периоды, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговой декларации за 2017 г. (л.д. 19-20, 51-54), в связи с чем признает незаконным требование инспекции в оспариваемой ФИО2 части.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконном начислении инспекцией сумм страховых взносов в указанном в требовании размере, а также пени, являющихся производными от начисленной налоговым органом недоимки по указанным платежам ФИО2.
Ссылка сторон на правовые позиции, изложенные в письмах Министерства финансов Российской Федерации, ФНС России и других подлежит отклонению, поскольку данные письма в силу требований ст. 15 КАС Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что поскольку оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации в силу требований ст. 15 КАС Российской Федерации, ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит их не опровергающими изложенное.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренныхст. 107 ич. 3 ст. 109КАС Российской Федерации. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку неимущественные исковые требования ФИО2 к МИФНС России № 1 по Курганской области удовлетворены, судебные расходы ФИО2 в виде уплаченной им госпошлины при подаче встречного административного иска подлежат взысканию в его пользу с МИФНС России № 1 по Курганской области в размере 300 руб. (л.д. 90).
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МИФНС России № 1 по Курганской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без удовлетворения ввиду необоснованности.
Восстановить ФИО2 пропущенный срок на подачу встречного административного искового заявления к МИФНС России № 1 по Курганской области о признании незаконными требования, начисленных сумм страховых взносов и пеней.
Встречные исковые требования ФИО2 к МИФНС России № 1 по Курганской области о признании незаконными требования, начисленных сумм страховых взносов и пеней - удовлетворить.
Признать требование МИФНС России № 1 по Курганской области № 9344 от 11.07.2018, начисленные в нем ФИО2 суммы страховых взносов в размере 39905,29 руб., пеней – 411,22 руб., 3080,15 руб. – незаконными.
Взыскать с МИФНС России № 1 по Курганской области в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 (Триста) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Колесников В.В.
Мотивированное решение изготовлено: 27.09.2019