ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-266/2022 от 03.08.2022 Пудожского районного суда (Республика Карелия)

2а-266/2022

УИД 10RS0015-01-2022-001170-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина с.А.,

с участием прокурора Лебединского К.С.,

административного ответчика- представителя администрации Куганаволокского сельского поселения – главы Пафнучева И.П., действующего на основании Устава и распоряжения,

при секретаре Игроковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пудожского муниципального района о понуждении ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в обоснование которого указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды была выявлена несанкционированная свалка отходов в границах д.Куганаволок Пудожского района, а именно в кадастровом квартале 10:15:0030107, расстояние до озера Водлозеро составляет 203-205 метров, до жилой застройки – 400 метров. При въезде на территорию объекта размещения отходов расположено ограждение в виде ворот, объект не огражден, к свалке имеется свободный доступ, площадь объекта отходов составляет 0,5 га. Несанкционированное размещение отходов размещено на территории земельного участка, собственность на который не разграничена за пределами лесного фонда, а также за пределами территории земель особоохраняемых природных территорий Национального парка «Водлозерский». По периметру территории свалки отсутствует обводной канал, что создает пожароопасную ситуацию. Прокурор полагает, что наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления свидетельствует о том, что администрация Пудожского муниципального района, уклоняясь от решения вопросов, входящих в компетенцию данного органа местного самоуправления, допускает бездействие, выражающееся в неорганизации очистки указанной территории. Поскольку наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации Пудожского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Куганаволокского сельского поселения; обязать администрацию Пудожского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале 10:15:0030107 по адресному ориентиру д.Куганаволок Пудожского района Республики Карелия.

К участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика – администрация Куганаволокского сельского поселения, в качестве заинтересованных лиц - Министерство природных ресурсов и экологии РК, НП «Водлозерский», ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество».

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам административного иска.

Административный ответчик – представитель администрации Куганаволокского сельского поселения в судебном заседании полагал, что надлежащим ответчиком является Администрация Пудожского муниципального района, поскольку вопросы ликвидации свалки относятся к полномочиям органа местного самоуправления.

Административный ответчик - представитель администрации Пудожского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и участие в в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Таковых межпоселенных территорий на территории района нет. Несанкционированная свалка отходов расположена на территории Куганаволкского сельского поселения. К вопросам местного значения сельского поселения относится только участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Также в соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим полагает, что администрация Пудожского муниципального района не обязана принимать меры для ликвидации несанкционированных свалок отходов. Администрацией принимаются исчерпывающие меры по недопущению возникновения несанкционированных свалок отходов и исполнения вышеуказанных полномочий путем выделения специальных площадок для контейнеров в местах возникновения свалок или прилегающих территориях, регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения и путем принятия других организационных мер. При невозможности установить действительных виновников захламления земельных участков, уполномоченные органы предъявляют требования к правообладателям земельных участков. Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республика Карелия» полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти Республики Карелия. В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация Пудожского муниципального района осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации Пудожского муниципального района. В случае, если несанкционированные свалки бытовых отходов обнаружены уполномоченными контрольными или надзорными органами, указанные органы обязаны установить собственника указанных бытовых отходов или собственника земельного участка. Возложение на муниципальные района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета влечет нарушение норм Бюджетного кодекса РФ, но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления. Просит в удовлетворении требований к администрации Пудожского муниципального района отказать.

Заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии РК в рамках рассмотрения обращения гражданина по вопросу образования несанкционированной свалки вблизи д.Куганаволок в Пудожском муниципальном районе было проведено обследование территории на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. В ходе проверки выявлены твердые бытовые отходы, крупногабаритные отходы (фрагменты и лом мебели), строительные отходы, медицинские отходы. Несанкционированное размещение отходов расположено в границах координат: 62.217833, 36.869517; 62.217883,36.870200; 62.217583, 36.870433; 62.217427, 36.869752; 62.217350, 36.869383; 62.217427, 36..869752, 62.217067, 36.870159, 62.216950, 36.870017.

В ходе проведения выездной проверки Прокуратуры Пудожского района с привлечением специалистов Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора во исполнение запроса Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено несанкционированное размещение отходов, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале 10:15:0030107 по адресному ориентиру д.Куганаволок Пудожского района. Расстояние до водного объекта озеро Водлозеро составляет 203-205 метров, свалка размещена за пределами территории земель Национального парка «Водлозерский». При въезде на территорию свалки расположено ограждение в виде ворот, по периметру объект не огражден, к свалке имеется свободный доступ. При осмотре территории обнаружены предметы мебели, оконные рамы со стеклом, бытовая техника, покрышки и пищевые отходы, строительный мусор. По периметру территории отсутствует обводной канал, что создает пожароопасную ситуацию. Площадь свалки составляет 0,5 га.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 12 статьи 7 Устава Пудожского муниципального района, принятого решением Совета Пудожского муниципального района от 24.04.2015, к вопросам местного значения Пудожского муниципального района отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-О, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. "Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как следует из материалов дела, собственник отходов, размещенных на указанной несанкционированной свалке, не установлен, свалка до настоящего времени не ликвидирована.

Более того, в ответе от 23.06.2022 г. на запрос Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры администрация Пудожского муниципального района сообщает, что готова взять на себя обязательства по выполнению работ по ликвидации свалки в д.Куганаволок в рамках заключенных контрактов и освоению выделяемых финансовых средств в полном объеме до конца 2022 года. В настоящее время вопрос о предоставлении субсидии находится на рассмотрении, после его положительного рассмотрения будут приниматься решения о сроках ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах Куганаволокского сельского поселения.

Таким образом, в силу вышеназванных нормативных положений именно Администрация Пудожского муниципального района обязана обеспечить действия по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района.

При таких обстоятельствах суд освобождает администрацию Куганаволокского сельского поселения от обязанностей административного ответчика, возложив обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Пудолсжкого муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пудожского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Куганаволокского сельского поселения Пудожского муниципального района.

Обязать администрацию Пудожского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участка в кадастровом квартале 10:15:0030107 по адресному ориентиру д.Куганаволок Пудожского района Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2022 г.

Судья Копин С.А.