Дело № 2а – 266/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 год село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
с участием помощника прокурора Степновского района Мищенко И. Г.,
представителя административного ответчика в лице ФИО1,
при секретаре Новиковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора Степновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Степновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
В обосновании административного иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере землепользования.
Согласно ч. 2 ст. 7, ст. 25, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 4, п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 4 Закона № 8-ФЗ.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Принимая во внимание положения ст. 130, ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные кладбища являются объектами недвижимого имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В ходе проверки установлено, что на территории Степновского муниципального округа по адресу: ... расположено кладбище. Земельный участок под кладбищем имеет площадь ... кв.м., кадастровый номер земельного участка .... Вместе с тем, право собственности или иные вещные права на земельный участок с кадастровым номером ... не оформлены.
В соответствии с требованиями гражданского законодательства бремя содержания имущества возложена на собственника.
Таким образом, отсутствие надлежаще оформленного права пользования в отношении указанного земельного участка негативно влияет на его содержание, и как следствие, может привести к нарушению законодательства о похоронном деле.
По результатам проверки прокуратурой района ... в адрес главы Степновского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении выявленных нарушений.
... в прокуратуру района из администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края поступил ответ на представление, согласно которому требования прокуратуры района отставлены без удовлетворения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по оформления права муниципальной собственности на земельный участок расположенный по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка ..., на котором расположено общественное кладбище и обязать администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 1 месяца со дня вступления в силу решения суда оформить право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., кадастровый номер земельного участка ..., на котором расположено общественное кладбище.
В судебном заседании помощник прокурора Мищенко И.Г. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик - Администрация Степновского муниципального округа Ставропольского края в лице представителя ФИО1, возражений относительно исковых требований не представил.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что административное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 7, ст. 25, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 4, п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 4 Закона № 8-ФЗ.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Принимая во внимание положения ст. 130, ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные кладбища являются объектами недвижимого имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В судебном заседании установлено, что на территории Степновского муниципального округа по адресу: ... расположено кладбище. Земельный участок под кладбищем имеет площадь ... кв.м., кадастровый номер земельного участка .... Вместе с тем, право собственности или иные вещные права на земельный участок с кадастровым номером ... не оформлены.
В соответствии с требованиями гражданского законодательства бремя содержания имущества возложена на собственника.
Таким образом, отсутствие надлежаще оформленного права пользования в отношении указанного земельного участка негативно влияет на его содержание, и как следствие, может привести к нарушению законодательства о похоронном деле.
По результатам проверки прокуратурой района ... в адрес главы Степновского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении выявленных нарушений.
... в прокуратуру района из администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края поступил ответ на представление, согласно которому требования прокуратуры района отставлены без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по оформления права муниципальной собственности на земельный участок расположенный по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка ..., на котором расположено общественное кладбище и обязать администрацию Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 1 месяца со дня вступления в силу решения суда оформить право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., кадастровый номер земельного участка ..., на котором расположено общественное кладбище.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Степновский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий судья - М.Е. Котляров
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023г.