ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2672/20 от 21.08.2020 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-003775-36

№2а-2672/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Воронежа Цисарь М.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баженова Сергея Алексеевича к территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа о признании незаконным и отмене решения № 155/01-04 от 31.07.2020 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, о возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24,

по административному исковому заявлению Баженова Сергея Алексеевича к избирательной комиссии городского округа город Воронеж о признании незаконным решения № 32/112-3 от 07.08.2020 об отказе в удовлетворении жалобы Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020,

У с т а н о в и л:

Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 № 1452-IV "О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.

Баженов С.А. уведомил территориальную избирательную комиссию Центрального района города Воронежа о своем выдвижении кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 в порядке самовыдвижения.

22 июля 2020 Баженовым С.А. предоставлены подписные листы.

Решением территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа № 155/01-04 от 31.07.2020 Баженову С.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Баженов С.А., полагая указанное решение незаконным и нарушающим его пассивное избирательное право, обратился с жалобой в избирательную комиссию городского округа город Воронеж.

Решением избирательной комиссии городского округа город Воронеж № 32/112-3 от 07.08.2020 жалоба Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020 оставлена без удовлетворения.

Баженов С.А. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с административными исковыми требованиями к территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа о признании незаконным и отмене решения № 155/01-04 от 31.07.2020 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, о возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Административный истец просить также признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии городского округа город Воронеж № 32/112-3 от 07.08.2020 об отказе в удовлетворении жалобы Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020.

Обосновывая заявленные исковые требования, Баженов С.А. указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства им был открыт специальный избирательный счёт. В целях изготовления подписных листов 25.06.2020 им были сняты наличные денежные средства. На основании договора от 25.06.2020 и акта выполненных работ к вышеуказанному договору 25.06.2020 им было оплачено изготовление подписных листов.

Указанные документы не были предоставлены в избирательную комиссию.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.1. ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ, избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

Административный истец указывает, что указанную обязанность избирательная комиссия не исполнила, в связи с чем то обстоятельство, что комиссия не располагала такими сведениями об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда, не является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно ч. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ.

В судебном заседании административный истец Баженов С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Суду предоставлены письменные объяснения.

Представитель административного истца Баженова С.А., действующий на основании доверенности Новиков Д.В., заявленные требования поддержал. Обращает внимание суда, что кандидатом в избирательную комиссию были предоставлены все необходимые документы. Подписные листы изготовлены за счет избирательного фонда, что подтверждено предоставленным в комиссию первым финансовым отчетом, выпиской из банка. Предоставление иных документов законодательством не предусмотрено. Оснований для выводов о том, что изготовление подписных листов произведено не из избирательного фонда у избирательной комиссии не имелось.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.Воронежа, действующие на основании доверенности Леденева Е.К. и Кошелева Н.И., возражали относительно заявленных требований. Суду пояснили, что решение принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке. Утверждают, что в соответствии с действующим законодательством, на момент проверки подписных листов избирательная комиссия должна располагать сведениями об оплате изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата. Обращают внимание суда, что из документов, предоставленных на рассмотрение комиссии, не усматривается, что изготовление подписных листов произведено из избирательного фонда, так как в справке, выданной дополнительным офисом Центрально-Черноземного банка такое назначение платежа, как изготовление подписных листов, отсутствует. Предоставленные одновременно с административным исковым заявлением документы: договор на оказание услуг и акт выполненных работ сведений об оплате изготовления подписных листов за счет избирательного фонда не содержат. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 34-44).

Представитель административного ответчика избирательной комиссии городского округа город Воронеж Бражникова В.В. заявленные административные исковые требования не признала. Утверждала, что у вышестоящей избирательной комиссии городского округа город Воронеж отсутствовали основания для отмены решения об отказе в регистрации кандидата, так как оно принято в соответствии с действующим законодательством. Суду предоставлены письменные возражения.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего оспариваемые решения законным и обоснованным, приходит к следующим выводам:

Баженов С.А. уведомил территориальную избирательную комиссию Центрального района города Воронежа о своем выдвижении кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 в порядке самовыдвижения.

Решением территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа № 155/01-04 от 31.07.2020 Баженову С.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 (л.д. 77-78).

Баженов С.А., полагая указанное решение незаконным и нарушающим его пассивное избирательное право, обратился с жалобой в избирательную комиссию городского округа город Воронеж.

Решением избирательной комиссии городского округа город Воронеж № 32/112-3 от 07.08.2020 жалоба Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020 оставлена без удовлетворения.

Указанные решения административный истец просит признать незаконными.

В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Воронеж от 15 мая 2020 г. N 20/29-3 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Воронежской городской думы пятого созыва» в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 18 марта 2015 года N 1720-III "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Воронежской городской Думы", руководствуясь статьями 25, 26, 31, 109 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области" и статьей 28 Устава городского округа город Воронеж, для организации проведения выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва постановлено сформировать девять окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов: N 1, N 5, N 7, N 9, N 11, N 13, N 17, N 19, N 21.

В соответствии с ч. 2 Решения от 15 мая 2020 г. N 20/29-3 полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам № 23 и 24 возложены на Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа.

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 27.11.2015 N 133/857-5 "О назначении председателя Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа" председателем Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа назначен ФИО1.

В соответствии с Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 27.11.2015 N 133/856-5 "О формировании Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа" в состав комиссии включена ФИО2.

Решением территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа № 65 от 12.11.2018 ФИО2 избрана секретарем избирательной комиссии Центрального района города Воронежа (л.д. 50).

Избирательная комиссия действует на основании положения о территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, утвержденного решением Избирательной комиссии Воронежской области от 24 декабря 2010 года № 538/14 (л.д. 51-56).

В соответствии с Положением решения и протоколы заседания комиссии подписывают председатель комиссии (п. 5.3.9) и секретарь комиссии (5.5.4).

Суду предоставлен протокол заседания территориальной избирательной комиссии № 21 от 31.07.2020, из которого следует, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией в составе 9 человек, а, следовательно, решение принято уполномоченным органом.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, установлены Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ).

Согласно пунктам 35, 36 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Порядок регистрации кандидатов, а также основания отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен частью 24 указанной статьи, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Решением Воронежской городской Думы от 17.06.2020 N 1452-IV"О назначении выборов в Воронежскую городскую Думу" назначены выборы в Воронежскую городскую Думу пятого созыва на 13 сентября 2020 года.

Баженов С.А. уведомил территориальную избирательную комиссию Центрального района города Воронежа о своем выдвижении кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 в порядке самовыдвижения.

25.06.2020 Баженов С.А. открыл в ПАО «Сбербанк России» специальный избирательный счет кандидата (л.д. 171-172).

Как следует из предоставленного суду подтверждения 22 июля 2020 года в 15 часов 55 минут Баженовым С.А. предоставлены в территориальную избирательную комиссию: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на 121 листах, протокол об итогах сбора подписей, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию на 4 листах, первый финансовый отчет, фотографии 3х4 см., 10х15 см., автобиографию.

Решением территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа № 155/01-04 от 31.07.2020 Баженову С.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Правовым основанием для принятия оспариваемого решения указаны: подпункт "и" пункта 6.4. статьи 38, подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункт 7 части 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области".

В соответствии с подпунктом "и" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27.06.2007 г. N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области" выявление 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества отобранных для проверки подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам составляет - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Воронеж от 29 мая 2020 г. N 21/36-3 «О количестве подписей, необходимых для регистрации кандидата, списков кандидатов и размерах избирательного Фонда на выборах депутатов воронежской городской думы Пятого созыва» определено, что на выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва в поддержку кандидата по одномандатному избирательному округу № 24 списков кандидатов должно быть собрано количество подписей избирателей необходимых для регистрации – 160, максимальное количество подписей, которое допускается представить в комиссию – 176.

Правила оформления подписных листов предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Основанием принятия оспариваемого решения послужило признание недействительными подписей в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов из средств избирательного фонда.

Как следует из оспариваемого решения, в результате проверки всех подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва Баженова С.А. из 176 подписей недостоверными и недействительными было признано 176 подписей, что составило 100 процентов от общего количества подписей, предоставленных кандидатом.

Комиссией установлено, что кандидатом в депутаты Баженовым С.А. предоставлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения при проведении выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва Баженова С.А. Из отчета следует, что на организацию сбора подписей Баженовым С.А. было израсходовано 5000 руб., из них на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей – 0 руб. Однако, в предоставленной справке от 22.07.2020 за период с 25.06.2020 по 22.07.2020, выданной дополнительным офисом № 9013/0161 Центрального-Черноземного банка г. Воронежа БИК 042007681, такое назначение платежа как изготовление подписных листов отсутствует.

Обосновывая заявленные административные исковые требования, Баженов С.А. указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства им был открыт специальный избирательный счёт. В целях изготовления подписных листов 25.06.2020 им были сняты наличные денежные средства. На основании договора от 25.06.2020 и акта выполненных работ к вышеуказанному договору 25.06.2020 им было оплачено изготовление подписных листов. Указанные документы не были предоставлены в избирательную комиссию.

Представители административного ответчика настаивают на том, что представленный договор, акт выполненных работ не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку ни один из указанных документов не подтверждает факт оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата. Предоставленный расходный кассовый ордер от 25.06.2020, по которому Баженов С.А. получил 5000 руб., не содержит информации, что данные денежные средства снимались для оплаты подписных листов. Согласно данному документу основания получения денежных средств – «под отчёт». Обращают внимание суда, что действующим законодательством предусмотрена необходимость указания точного назначения платежа для создания возможности идентификации поступающих и перечисляемых денежных средств, подтверждение целевого использования денежных средств.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

Согласно пункту 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.

Закон Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ (ред. от 28.05.2020) "Избирательный кодекс Воронежской области" устанавливает срок предоставления документов для регистрации, а также исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются кандидатами.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закон Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования до восемнадцати часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, которые представляются в сброшюрованном и пронумерованном виде;

1.1) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Воронежской области (при выборах депутатов областной Думы);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы;

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 - 4 (при проведении выборов в органы государственной власти Воронежской области, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также в соответствии с частью 4.1) статьи 43 настоящего Закона Воронежской области;

4) первый финансовый отчет кандидата;

5) утратил силу. - Закон Воронежской области от 19.10.2009 N 115-ОЗ;

6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (при выборах депутатов областной Думы);

7) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (при проведении выборов в органы государственной власти Воронежской области, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов).

Таким образом, на момент принятия решения о регистрации кандидата избирательная комиссия должна располагать сведениями об оплате услуг по изготовлению подписных листов из средств избирательного фонда в целях обеспечения возможности контроля за источниками финансирования избирательной компании каждого кандидата.

Как установлено в судебном заседании, на рассмотрение территориальной избирательной комиссии кандидатом предоставлен первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва Баженова С.А. (л.д. 79), из которого следует, что на организацию сбора подписей (строка 3.1.) израсходовано 5000 руб., на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей (строка 3.1.1.) - 0 руб.

В соответствии с требованиями закона, Баженовым С.А. также предоставлена справка, выданная дополнительным офисом № 9013/0161 Центрально-Черноземным банком БИК 042007681 за период с 25.06.2020 по 22.07.2020 (л.д. 80).

Указанный документ не содержит сведения о наличии платежа с назначением «на изготовление печатного материала подписного листа».

В строке 1 справки имеются сведения о получении 25.06.2020 Баженовым С.А. денежных средств налично в размере 5000 руб. с назначением платежа «под отчёт».

Другие документы Баженовым С.А. комиссии предоставлены не были.

На основании объяснений сторон, протокола заседания территориальной избирательной комиссии № 21 от 31.07.2020, судом установлено, что в ходе рассмотрения вопроса о регистрации кандидатов на заседании территориальной комиссии 31.07.2020 дополнительные документы Баженовым С.А. не предоставлялись.

Как следует из протокола заседания контрольно-ревизионной службы ТИК Центрального района № 1 от 30.07.2020 (л.д. 81-82) до сведений территориальной избирательной комиссии доведена информация о наличии правовых оснований для отказа Баженову С.А. в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что на момент принятия решения комиссией отсутствовали сведения об оплате изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.

В обоснование заявленных требований и доводов о незаконности принятого решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы административным истцом предоставлены договор №бн от 25.06.2020, акт выполненных работ к договору от 25.06.2020, расходный кассовый ордер от 25.06.2020.

Как следует из договора №бн от 25.06.2020, заключенного между кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва Баженовым С.А. и Новиковым Д.В., исполнитель принимает на себя обязанность выполнить своими средствами и за свой счет печать подписных листов для сбора подписей избирателей одномандатного избирательного округа № 24 на выборах депутатов Воронежской городской Думы пятого созыва, назначенных на 13.09.2020 по заданию заказчика в точном соответствии с приложением № 1 к договору (п. 1.2).

В соответствии с п. 2.2.1. Баженов С.А. принимал на себя обязанность оплатить работы по цене, указанной в пункте 3 настоящего договора, в размере 100 % в форме предоплаты.

Цена настоящего договора, в соответствии с п. 3.1 устанавливается из расчета 5000 руб. за 250 подписных листов.

Уплата Баженовым С.А. исполнителю цены договора осуществляется путем наличного расчета с исполнителем.

Предоставленный акт выполненных работ к договору от 25.06.2020 подтверждает, что Баженовым С.А. передано Новикову Д.В. 25.06.2020 вознаграждение в размере 5000 руб.

Оценка предоставленных доказательств бесспорно свидетельствует о том, что 25.06.2020 Баженовым С.А. произведена оплата услуг по договору в размере 5000 руб.

Однако, анализ условий договора и сведений, содержащихся в акте, не свидетельствует о том, что оплата оказанных услуг производилась из избирательного фонда кандидата.

Товарные или кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру территориальной избирательной комиссии не предоставлены.

Указанные документы не предъявлялись и в ходе рассмотрения дела судом.

Таким образом, достоверных сведений об источнике оплаты изготовления подписных листов Баженовым С.А. не предоставлено.

Статьей 59 Федерального закона N 67-ФЗ установлен порядок расходования средств избирательных фондов.

Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (пункт 1 статьи 59).

Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании (пункт 2 статьи 59).

Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 настоящего Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета (пункт 4 статьи 59).

Так, исходя из указания Центрального банка Российской Федерации от 9декабря 2019 года N 5348-У-У "О правилах наличных расчетов", наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей (пункт 4).

В этом случае кандидат или уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам проводит расходную операцию по снятию наличных денежных средств с избирательного счета. Подотчетные суммы подтверждаются после оплаты иных расходов, связанных с проведением избирательной кампании кандидата, но не связанных с оплатой выполненных работ (оказанных услуг), товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному кассовому ордеру, а также бланками строгой отчетности.

Частью 5 ст. 59 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" прямо запрещено выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах без оплаты из соответствующего избирательного фонда.

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об обоснованности решения территориальной избирательной комиссии о том, что отсутствуют сведения о том, что изготовление подписных листов произведено из средств избирательного фонда.

Доводы заявителя, что оплата либо отсутствие оплаты изготовления подписных листов не затрагивает сам порядок сбора подписей избирателей, и подписи нельзя считать недействительными, так как оплата подписных листов произведена из средств избирательного фонда, не могут быть приняты во внимание. Указанные доводы административного истца основаны на неверном толковании правовых норм, примененных в данном деле, и не могут служить основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку законодательными нормами прямо предусмотрена обязанность кандидата изготавливать подписные листы за счет избирательного фонда, а при отсутствии надлежащих доказательств данного факта подписи признаются недействительными.

Ссылка административного истца на то, что законом установлен исчерпывающих круг документов, которые подлежат предоставлению в избирательную комиссию для регистрации кандидата, поскольку ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон Воронежской области N 87-ОЗ не содержат обязательных требований к документам, прилагаемым к первому финансовому отчету, не может повлиять на выводы суда, так как из предоставленных Баженовым С.А. документов не следует, что подписные листы изготовлены из средств избирательного фонда, что не лишает кандидата по своему усмотрению предоставить иные документы, в целях подтверждения надлежащей реализации им своего пассивного избирательного права.

Избирательным законодательством строго регламентирован период времени для предоставления в избирательную комиссию документов, подтверждающих факт изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.

Закон не указывает конкретный перечень таких документов, однако, в установленный законом срок кандидат должен предоставить все необходимые для принятия решения документы.

22.07.2020 Баженов С.А. соответствующие документы не предоставил, что не позволило избирательной комиссии установить, что изготовление подписных листов произведено за счет средств избирательного фонда кандидата.

Установленные законодательством правовые последствия неисполнения, ненадлежащего исполнения норм, регулирующих порядок и условия оформления подписных листов, обусловлены публичным характером работы избирательных комиссий, установленными законом сроками проведения проверок документов, предоставленных на регистрацию кандидатами, принципом равенства всех кандидатов, а также возложенной на кандидатов обязанностью по надлежащему оформлению подписных листов.

Обосновывая доводы о незаконности оспариваемого решения, в административном исковом заявлении Баженов С.А. указывает, что в соответствии с п. 1.1. ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Настаивает, что возложенная законом обязанность избирательной комиссией не исполнена, в связи с чем то обстоятельство, что комиссия не располагала такими сведениями об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда не является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно ч. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ.

Указанный довод в ходе судебного заседания не поддерживался.

Представители административного ответчика настаивают на том, что законодательство устанавливает обязанности избирательной комиссии извещать о неполноте сведений о кандидате либо несоблюдении требований закона к оформлению документов и предполагает наличие права кандидата заменить предоставленные документы в случае их оформления с нарушением требований закона, но за исключением подписных листов, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов. Утверждают, что ни один из этих пунктов не относится к спорным правоотношениям. Обращают внимание суда, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, возлагающие на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата о том, какие документы дополнительно должны быть предоставлены кандидатом.

В соответствии с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Действительно, в судебном заседании установлено, что избирательная комиссия Баженова С.А. в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не извещала.

Суд принимает во внимание доводы представителя территориальной избирательной комиссии о том, что Баженовым С.А. были предоставлены все предусмотренные законом документы. Предоставленные документы соответствовали предъявляемым законом требованиям к оформлению документов.

Обязанности избирательной комиссии уведомлять кандидата о наличии оснований для отказа в принятии документы действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем сам факт не извещения кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.

Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона.

Установив, что решение принято уполномоченным органом, соответствует нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности решения № 155/01-04 от 07.08.2020 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Решением избирательной комиссии городского округа город Воронеж № 32/112-3 от 07.08.2020 жалоба Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020 оставлена без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В судебном заседании представитель административного ответчика избирательной комиссии городского округа город Воронеж настаивала на том, что у комиссии отсутствовали основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии № 155/01-04 от 31.07.2020, обращала внимание суда, что дополнительно предоставленные кандидатом документы не повлияли на выводы о наличии оснований для отказа Баженову С.А. в регистрации кандидатом.

В судебном заседании установлено, что не согласившись с законностью решения территориальной избирательной комиссии № 155/01-04 от 31.07.2020, Баженов С.А. обратился с жалобой в избирательную комиссию городского округа город Воронеж.

Решением избирательной комиссии городского округа город Воронеж № 32/112-3 от 07.08.2020 жалоба Баженова С.А. оставлена без удовлетворения.

Как следует из решения вышестоящей комиссии, основания для отмены решения территориальной комиссии не установлены, так как в нарушение требований действующего законодательства: ч. 5 ст. 37, ч. 1, 2, 4, 5 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1 ст. 49, ст. 72 Закона Воронежской области от 27.06.2007 г. N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области" Баженовым С.А. не предоставлены сведения о том, что оплата изготовления бумажных бланков подписных листов произведена за счет средств избирательного фонда.

Предоставленные с жалобой договор на печатание подписных листов от 25.06.2020, акт выполненных работ, согласно оспариваемому решению не приняты во внимание, так как не были предоставлены кандидатом в установленный законом срок.

Принимая во внимание, что решение избирательной комиссии городского округа город Воронеж полностью соответствует требованиям действующего законодательства, основания для удовлетворения требований Баженова С.А. в данной части также отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Баженова Сергея Алексеевича к территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа о признании незаконным и отмене решения № 155/01-04 от 31.07.2020 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, о возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Воронежской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, к избирательной комиссии городского округа город Воронеж о признании незаконным решение № 32/112-3 от 07.08.2020 об отказе в удовлетворении жалобы Баженова С.А. на решение № 155/01-04 от 31.07.2020 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 24 августа 2020 года в 12.00.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-003775-36

№2а-2672/2020