ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2672/2016 от 15.07.2016 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2672/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2016 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Чапайкиной Е.П.,

при секретаре Сидоровой Е.А.,

с участием помощника прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Бизиной С.М.., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении оборудовать светофорные объекты средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что 09.06.2016 прокуратурой города была проведена проверка соблюдения норм и стандартов, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, а также норм, регламентирующих права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта на территории г.Димитровграда.

В результате проверки было установлено, что по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.***, пересечение автомобильных дорог по ул.*** светофорные объекты на регулируемых пешеходных переходах не оборудованы устройством звуковой сигнализации для слабовидящих пешеходов.

Между тем, в районе пешеходного перехода на пересечении автомобильных дорог по ул.*** расположено ООО *, в районе пешеходного перехода на пересечении автомобильных дорог по ул.*** расположена поликлиника для взрослых №1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России, ООО «Медицинский кабинет» и другие объекты социальной инфраструктуры, которыми имеют право пользоваться все граждане, в том числе инвалиды и другие маломобильные группы населения.

Полагает, что указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку противоречит следующим нормам действующего законодательства.

Таким образом, неисполнение Администрацией г.Димитровграда и МКУ «Городские дороги» возложенных на них обязанностей, создает препятствия к реализации инвалидам права на свободу передвижения, гарантированного ст.27 Конституции РФ, провоцирует ситуации, при которых подвергаются угрозе гарантированное инвалидам ст.20 Конституции РФ право на жизнь, а также ведет к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Просит признать незаконным бездействие Администрации города Димитровграда, муниципального казенного учреждения «Городские дороги» по необорудованию светофорных объектов на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда, пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда.

Обязать Администрацию г.Димитровграда, муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать светофорные объекты на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.****, пересечение автомобильных дорог по ул.**** г.Димитровграда.

В судебном заседании помощник прокурора Бизина С.М. исковые требования уточнила, указав, что просит признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Городские дороги» по необорудованию светофорных объектов на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.**** г.Димитровграда, пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда; обязать муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать светофорные объекты на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда, пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда.

Представитель ответчика администрации г.Димитровграда Губин С.С., действующий на основании доверенности от 11.07.2016 г. против исковых требований возражал.

Представитель ответчика МКУ «Городские дороги» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, возражений на иск не представил.

Суд, руководствуясь ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов.

Частью 1 ст.9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для населения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также в другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Согласно ст.ст.2, 15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На основании ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.6.6 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В силу п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст.4 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав и других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из приложенного к иску акта от 09.06.2016 обследования улично-дорожной сети автомобильных дорог г.Димитировграда Ульяновской области на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52289-2004, видно, что на пересечении автомобильных дорог по ул.***, а также по ул.*** отсутствует дополнительная звуковая сигнализация светофора в нарушение п.7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004.

Доказательств отсутствия указанных в иске нарушений ответчиками суду не представлено, тогда как, согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно Уставу МО «Город Димитровград» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация г.Димитровграда. постановлением Администрации г.Димитровграда от 16.01.2012 №105 «О создании муниципального казенного учреждения «Городские дороги» утверждено создание МКУ «Городские дороги». Согласно п.1.1 Устава МКУ «Городские дороги» осуществляет деятельность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством российской Федерации на территории г.Димитровграда. В силу указанных норм МКУ «городские дороги» наделен полномочиями по осуществлению дорожной деятельности и по обеспечению безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованным и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.39,125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования прокурора города Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Городские дороги» по необорудованию светофорных объектов на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда, пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать светофорные объекты на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов, по адресам: пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда, пересечение автомобильных дорог по ул.*** г.Димитровграда.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, 20.07.2016 года.

Судья Е.П. Чапайкина