24RS0033-01-2021-005173-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Коростелевой Е.В., при секретаре Вебер Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-601/2022г. по административному исковому заявлению администрации города Лесосибирска к ОСП по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Лесосибирска обратилась с административным исковым заявлением к ОСП по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивирует тем, что администрация является должником в исполнительном производстве № 282270/21/24035-ИП от 25.11.2021г. на основании исполнительного документа, исполнительный лист № ФС 033260591 от 26.08.2021 г., выданный Лесосибирским городским судом по делу № 2а-572/2021 от 07.07.21г., предметом которого было обязать администрацию г.Лесосибирска, провести детальное обследование скважин Колесниковского месторождения специализированной организацией, в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу, провести консервацию, ликвидацию фонтанирующих скважин Колесниковского месторождения согласно проектной документации, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
14.12.2021г. по исполнительному производству № 282270/21/24035-ИП от 25.11.2021г. административным ответчиком было принято Постановление № б/н от 14.12.2021г. о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Административный истец считает необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку администрацией города Лесосибирска предприняты меры для устранения нарушения.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения администрацией города Лесосибирска комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура исполнения таких решений.
Подведомственным администрации учреждением МКУ «УКС» были запрошены ценовые предложения для размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о закупках. В срок, определенный для исполнения решения, провести процедуры по обследованию и консервированию скважин, разработки проектной документации не представляется возможным. Кроме того, для выделения денежных средств для закупки определенных в решении суда работ, необходимо проведение определённых Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действий, требующих больших временных затрат.
При таких обстоятельствах административный истец считает, что исполнительный сбор взысканию не подлежит. Взыскание исполнительского сбора нарушает права и законные интересы должника, а именно: возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от исполнения должником, требующих соблюдения других законных актов. В указанные сроки провести работы по исполнению решения суда не предоставляется возможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе и это не является умыслом по неисполнению решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве в случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения
Согласно ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора не подавалась.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава- исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Просят освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного-пристава исполнителя от 14.12.2021 года по исполнительному производству № 282270/21/24035-ИП от 25.11.2021г., предмет исполнения: обязать администрацию г. Лесосибирска, провести детальное обследование скважин Колесниковского месторождения специализированной организацией, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу, провести консервацию, ликвидацию фонтанирующих скважин Колесниковского месторождения согласно проектной документации, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Административный истец надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Остальные лица также надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
С учетом обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением
в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Лесосибирского городского суда от 21 апреля 2021 года исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Лесосибирска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности, удовлетворены.
На администрацию города Лесосибирска возложена обязанность провести детальное обследование скважин Колесниковского месторождения специализированной организацией, в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу. На администрацию города Лесосибирска возложена обязанность провести консервацию (ликвидацию) фонтанирующих скважин Колесниковского месторождения согласно проектной документации, в течение трех месяцев после их детального обследования.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 ноября 2021 года возбуждено исполнительное производство № 282270/21/24035-ИП, должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не установлен (л.д. 28).
Копия данного постановления получена администрацией г. Лесосибирска 06.12.2021г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01 декабря 2021 года внесены изменения в ранее вынесенное постановление. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия данного постановления администрацией г. Лесосибирска получена 06 декабря 2021 года (л.д. 30).
14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в отношении администрации г. Лесосибирска в размере 50 000 рублей, ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (л.д.31-32).
14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено требование об исполнении требований. Содержащихся в исполнительном документе (л.д. 33-34).
Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от 21 апреля 2021 года, вместе с тем, исполнительный документ исполнить в установленный срок невозможно вследствие того, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения администрацией города Лесосибирска комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура исполнения таких решений.
С учетом того, что решение суда от 21 апреля 2021 года, вступило в законную силу 07 июля 2021 года, что фактически невозможно было сделать в 5-дневный срок, предоставленный для его добровольного исполнения.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227-228, 360 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Лесосибирска к отделу судебных приставов по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю от 14 декабря 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 282270/21/24035-ИП, возбужденного на основании решения Лесосибирского городского суда № 2а-572/2021 по иску прокурора г.Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Лесосибирска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Е.В.Коростелева