ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2675/17 от 30.11.2017 Щекинского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Петрова В.С.,

при секретаре Сафроновой Е.С.,

с участием административного истца Волкова А.В., представителя административных ответчиков - призывной комиссии Щекинского района Тульской области, Военного комиссариата Тульской области, призывной комиссии Тульской области - Петренко П.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2675/2017 по административному исковому заявлению Волкова А.В. к призывной комиссии Щекинского района Тульской области, Военному комиссариату Тульской области, призывной комиссии Тульской области об оспаривании решения призывной комиссии,

у с т а н о в и л:

Волков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Щекинского района Тульской области об оспаривании решения призывной комиссии.

Заявление мотивировано тем, что Волков А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, решением призывной комиссии Щекинского района Тульской области от 9 октября 2017 г. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Не согласившись с этим решением, полагая, что у него имеются заболевания, препятствующие прохождению военной службы, которые не были учтены при принятии этого решения, Волков А.В. просит суд признать незаконным это решение.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Тульской области, призывная комиссия Тульской области.

В судебном заседании административный истец Волков А.В. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель административных ответчиков - призывной комиссии Щекинского района Тульской области, Военного комиссариата Тульской области, призывной комиссии Тульской области по доверенностям Петренко П.Г. в судебном заседании иск Волкова А.В. не признал, полагал, что правовые основания для его удовлетворения отсутствуют.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, пояснения специалистов, изучив письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Волков А.В., 12 июня 1994 г. рождения, состоящий на воинском учете в Военном комиссариате Щекинского района Тульской области, по итогам медицинского освидетельствования врачами - специалистами решением призывной комиссии Щекинского района Тульской области от 9 октября 2017 г. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Оспаривая это решение призывной комиссии, Волков А.В. указывает на то, что у него имеются заболевания, препятствующие прохождению военной службы, которые не были учтены при принятии этого решения, наличие которых дает ему право на освобождение от военной службы.

Согласно п.1 ст.25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.1 ст.26 того же Федерального закона).

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п.1 ст.28 того же Федерального закона).

В соответствии с п.1 ст.23 этого Федерального закона от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно п.13 Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе", организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу на призывную комиссию.

В силу п.18 этого Положения по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей - специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно п.1 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу (приложение № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400) граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, среди прочего, медицинские документы о состоянии здоровья.

На основании жалоб призывника, представленных им медицинских документов, данных осмотра при медицинском освидетельствовании Волкову А.В. были выставлены диагнозы, перечисленные в представленной суду выписке из протокола призывной комиссии.

При этом наличие у него заболеваний, на которые он ссылается (болезни позвоночника, периферической нервной системы, сердца, половых органов, другие), дающих, по его мнению, ему право на освобождение от военной службы, с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней, в соответствии с которым определяется годность призывников к военной службе (приложение к Положению о военно - врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565), в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования Волкова А.В. врачами - специалистами подтверждено не было.

Наличие или отсутствие таких заболеваний определяется лишь с использованием специальных познаний в области медицины и может быть подтверждено только медицинскими документами.

С целью проверки доводов административного истца Волкова А.В. о наличии у него заболеваний, дающих право на освобождение от военной службы, судом были вызваны и допрошены в качестве специалистов врачи соответствующих специальностей, принимавшие участие в работе призывной комиссии (врач - терапевт ФИО5, врач - оториноларинголог ФИО6, врач - невролог ФИО7, врач - хирург ФИО8).

Эти специалисты уверенно подтвердили суду, что имеющиеся документы объективно свидетельствуют об отсутствии у Волкова А.В. на момент принятия оспариваемого решения призывной комиссии заболеваний, на которые он ссылается, дающих ему право на освобождение от военной службы, с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе.

Их пояснения ничем объективно не опровергнуты, оснований сомневаться в достоверности сообщенных ими сведений у суда нет. Предусмотренные ст.188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности специалиста им были разъяснены.

При несогласии с результатами медицинского освидетельствования Волков А.В. имел право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Положением о независимой военно - врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574 "Об утверждении Положения о независимой военно - врачебной экспертизе". Однако этим своим правом он не воспользовался. Такая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно - врачебной экспертизе, за счет средств гражданина (его законного представителя).

Согласно п.27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 240/168, призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

Инициатива прохождения такого освидетельствования должна исходить от Волкова А.В. Однако он контрольное медицинское освидетельствование не проходил.

Ни в ходе медицинского исследования состояния здоровья Волкова А.В., ни в ходе судебного разбирательства им не представлено доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования у него имелись заболевания в той степени, которая препятствует прохождению военной службы.

Суд, не обладая специальными познаниями, не имеет возможности самостоятельно оценить состояние здоровья человека на основе анализа представленных медицинских документов. Суд не устанавливает годность граждан для прохождения военной службы, а проверяет законность действий призывной комиссии, принявшей решение о призыве гражданина на военную службу.

Решение призывной комиссии о годности административного истца Волкова А.В. принято по результатам медицинского освидетельствования, проведенного комиссией в составе всех необходимых специалистов; нарушений порядка прохождения медицинского освидетельствования, организации призыва на военную службу судом при рассмотрении дела не установлено. Призывной комиссией состояние его здоровья установлено объективно и категория его годности к военной службе определена правильно на основе оценки имеющихся данных о состоянии его здоровья.

Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлялось.

При таких обстоятельствах исковые требования Волкова А.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных Волковым А.В. требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 декабря 2017 г.

Председательствующий