ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2675/2018 от 19.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2675/2018 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе судьи Оплетиной Е.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения Лысьвенского городского округа «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании предписания незаконным, его отмене,

у с т а н о в и л:

Муниципальное казенное учреждение Лысьвенского городского округа «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» (далее по тексту – МКУ «Управление по делам ГО и ЧС») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконным и подлежащим отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» была проведена проверка соблюдения трудового законодательства. По результатам указанной проверки выдано оспариваемое предписание, в соответствии с которым МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» необходимо: на основании ст. ст. 57, 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установить в трудовом договоре режим работы преподавателям (ФИО1) продолжительностью рабочего времени не более 36 часов в неделю, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; на основании ч. 2 ст. 57, ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных оплачиваемых отпусках» предоставить работнику ФИО1 основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней путем внесения изменения в график отпусков на ДД.ММ.ГГГГ, установить в трудовом договоре, продолжительность основного оплачиваемого отпуска 56 календарных дней, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; на основании ст. ст. 152, 333 ТК РФ работодателю произвести оплату труда за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ работнику ФИО1 С предписанием Государственной инспекции труда в Пермском крае административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае спор между работником ФИО1 и работодателем о продолжительности трудовой недели и ежегодного оплачиваемого отпуска относится к индивидуальному трудовому спору, и подлежит рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам Гл. 33 КАС РФ.

Административный истец письменных пояснений по административному иску не представил.

Административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме (л.д.50).

Заинтересованное лицо ФИО1 представил письменный отзыв относительно административного иска (л.д.44), из которого следует, что с доводами и решением Государственной инспекции труда в Пермском крае по его обращению согласен.

Изучив материалы дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226).

В соответствии со ст. 354, 355, 356, 357, 360, 361 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 356).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (ст. 357).

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (ст. 360).

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361).

При этом абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Судом установлено, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в штаб гражданской обороны на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГФИО1 установлен <данные изъяты>. В настоящее время ФИО1 продолжает работать в МКУ Лысьвенского городского округа «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» в должности <данные изъяты>

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой (материалы проверки л.д.90-96), приказом от ДД.ММ.ГГГГ (материалы проверки л.д.156-157) и сторонами не оспариваются.

В соответствии с разделом 5 Правил внутреннего трудового распорядка МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», для работников управления и курсов гражданской обороны устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Для работников управления и курсов ГО часы работы и перерыва на обед: 1) понедельник, вторник, среда, четверг: начало ежедневного рабочего дня – 08.00 часов, перерыв на обед – с 12.00 до 12.45 часов; окончание работы – 17.00 часов; 2) пятница: начало ежедневного рабочего дня – 08.00 часов, перерыв на обед – с 12.00 до 12.45 часов; окончание работы – 16.00 часов; Выходные дни – суббота и воскресенье (пункт 5.3). Учебная нагрузка преподавателя курсов ГО оговаривается в трудовом договоре. Время начала и окончания рабочего времени определяется расписанием занятий и другими планами, утвержденными директором учреждения. Объем учебной нагрузки устанавливается, исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, по учебному плану, обеспеченности кадрами, других конкретных условий и Учебная нагрузка преподавателя курсов ГО устанавливается в объеме, не превышающем 1 440 часов в год (пункт 5.9). Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам Учреждения предоставляется в соответствии со статьями Главы 19 «Отпуска» ТК РФ с учетом отраслевых федеральных законов и локальных нормативных актов Учреждения. Продолжительность отпуска должна составлять не менее 28 календарных дней (пункт 5.14) (материалы проверки л.д.119-120,122).

ДД.ММ.ГГГГ директором МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» утверждена должностная инструкция преподавателя курсов гражданской обороны ФИО1 (материалы проверки л.д.154-155).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-27) следует, что основным видом деятельности МКУ Управление по делам ГО и ЧС» является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

ДД.ММ.ГГГГ работник МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» ФИО1, в целях защиты его трудовых прав, обратился в надзорные органы с заявлением провести в отношении административного истца проверку на предмет соблюдения трудового законодательства (л.д.45-46).

Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГматериалы проверки л.д.73-74) в отношении МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проведена проверка с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении трудовых прав). Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки в отношении МКУ «Управление по делам ГО и ЧС», административным ответчиком установлены нарушения трудового законодательства, изложенные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8/, в частности: 1) в соответствии со ст. 333 ТК РФ, Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Работодателем установлен режим рабочего времени для преподавателей (работнику ФИО1) 40 часов в неделю, что подтверждается правилами внутреннего трудового распорядка, табелями учета рабочего времени. Нарушены требования ст. ст. 57, 333 ТК РФ, Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. 2) в нарушение требований ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных оплачиваемых отпусках» за ДД.ММ.ГГГГ работнику ФИО1 не предоставлен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 56 календарных дней. 3) в нарушение ст. ст. 152, 333 ТК РФ не произведена оплата труда за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ работнику ФИО1

По результатам вышеуказанной проверки Государственной инспекцией труда в <Адрес> в адрес административного истца вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6-7/, в котором указано об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений трудового законодательства: 1) для устранения нарушений ст. ст. 57, 333 ТК РФ, Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» работодателю установить в трудовом договоре режим работы преподавателям (ФИО1) продолжительностью рабочего времени не более 36 часов в неделю, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; 2) для устранения нарушений ст. 334 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных оплачиваемых отпусках» предоставить работнику ФИО1 основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней путем внесения изменения в график отпусков на ДД.ММ.ГГГГ, установить в трудовом договоре, продолжительность основного оплачиваемого отпуска 56 календарных дней, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; 3) для устранения нарушений ст. ст. 152, 333 ТК РФ работодателю произвести оплату труда за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ работнику ФИО1

В суд с настоящим административным иском об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» обратилось ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), что свидетельствует о соблюдении административным истцом предусмотренного законом десятидневного срока для обжалования указанного предписания.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, учитывая положения ч. 8 ст. 226 КАС РФ из которых следует, что при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Пермском крае является незаконным, в силу следующего

Частью 1 ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 21 ст. 2, п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2).

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2).

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Об осуществлении дополнительного вида деятельности – образовательной деятельности материалы проверки не содержат, отсутствуют такие сведения в ЕГРЮЛ, наличие сведений о выданной лицензии об этом бесспорно не свидетельствует.

На основании вышеприведенных норм следует, что у МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» отсутствуют основания для предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установления сокращенной продолжительности рабочего времени в неделю.

Статей 334 ТК РФ предусмотрено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Нормы указанных нормативных правовых актов распространяются на организации, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела ?, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Для должности «преподаватель» Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с разд. ??? «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», учитель или преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Из представленной в материалы дела копии диплома ФИО1 следует, что он имеет среднее профессиональное образование по специальности «правоведение» (материалы проверки л.д.137, 90), что не соответствует ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

На основании вышеприведенных положений действующего законодательства, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени в неделю устанавливаются работникам, осуществляющим образовательную деятельность в образовательных организациях, а также работникам, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Поскольку административный истец не является образовательной организацией, а работник ФИО1 не является педагогическим работником, суд считает, что Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.

При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании оспариваемого предписания незаконным подлежат удовлетворению.

Заявленные требования в части отмены обжалуемого предписания удовлетворению не подлежат, поскольку в предмет рассмотрения заявленных требований входит оценка законности и обоснованности обжалуемого акта, а отмена признанного судом незаконным предписания входит в исключительную компетенцию самого органа - Государственной инспекции труда в Пермском крае, поэтому в удовлетворении требований в указанной части следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, суд полагает необходимым взыскать с Государственной инспекции труда в Пермском крае в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л:

признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2, незаконным.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Пермском крае в пользу Муниципального казенного учреждения Лысьвенского городского округа «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Муниципального казенного учреждения Лысьвенского городского округа «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий подпись Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>