Дело №2а-2675/21
УИД91RS0019-01-2021-004532-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Томащака А.С.,
при помощнике ФИО1,
c участием прокурора Симферопольского района Республики Крым– Зайцева С.Н.,
представителя административного ответчика администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо- председатель Гвардейского сельского совета - Глава администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО3, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия-
установил:
Прокурор Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо- председатель Гвардейского сельского совета - Глава администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО3, о признании бездействия Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, выразившееся в оставлении без рассмотрения представления прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, обязать Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым рассмотреть представление прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам рассмотрения принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым ФИО3 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что Решением Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 избран на должность председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, переизбран в должности решением от ДД.ММ.ГГГГ№. Прокуратурой Симферопольского района ДД.ММ.ГГГГ Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с выявленными фактами непринятия мер по урегулированию конфликта интересов председателем Гвардейского сельского совета - главой администрации Гвардейского сельского поселения ФИО3 при отчуждении муниципального имущества близкому родственнику. Так, установлено, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в пользование ФИО4, являющимся близким родственником председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения ФИО3 (родным братом). В последующем, на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ объект находился в пользовании ФИО3 При этом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ решения о передаче объекта в пользование ФИО4 непосредственно принималось главой администрации сельского поселения ФИО3 без уведомления комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, то есть меры по предотвращению возникновения конфликта интересов последним не принимались. Продление договоров аренды муниципального имущества, расположенного до адресу: <адрес>, являлось одним из условий реализации ФИО4 преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Поскольку принятие мер ответственности к главе муниципального образования ввиду допущенных нарушений антикоррупционного законодательства в силу вышеприведенных положений закона отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Представление прокурора Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ на заседании представительного органа местного самоуправления до настоящего времени не рассмотрено, вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования на заседание сессии Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым не выносился. Так, ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Гвардейское сельское поселение в адрес прокуратуры района направлена информация о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики Крым. В соответствии с протоколом заседания комиссии заслушиванием представления прокурора Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ, а также докладной записки ФИО3 принято решение об отсутствии в действиях председателя Гвардейского сельского совета - главы администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым конфликта интересов. Ввиду ненадлежащего рассмотрения документа прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ Гвардейскому сельскому совету направлено замечание, с указанием на необходимость рассмотрения вышеуказанного представления об устранении допущенных ФИО3 нарушений законодательства о противодействии коррупции на заседании представительного органа, с обязательным уведомлением прокуратуры Симферопольского района Республики Крым. Вопреки указанным требованиям ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация председателя Гвардейского сельского совета о результатах рассмотрения вышеуказанного замечания, содержащая сведения аналогичные, изложенным в информации от ДД.ММ.ГГГГ. Документ прокурорского реагирования Гвардейским сельским советом не рассмотрен, уведомление о его рассмотрении в прокуратуру района не направлено. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете <адрес> Республики Крым оценка наличия у главы муниципального образования полномочий для реализации личной заинтересованности, связи между возможностью получения доходов или иных выгод ФИО3, ФИО5 и реализацией ФИО3 своих полномочий не дана, что стало основанием для обращения в суд с указанным административным иском.
В судебном заседании прокурор Симферопольского района Республики Крым Зайцев С.Н. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Гвардейского сельского совета Симферопольского района ФИО2 заявленные административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку представление прокурора рассмотрено в установленном законом порядке в соответствии с действующим законодательством, кроме того прокурором пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заинтересованное лицо председатель Гвардейского сельского совета - Глава администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайств не предоставил.
Выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Прокуратурой Симферопольского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с выявленными фактами непринятия мер по урегулированию конфликта интересов председателем Гвардейского сельского совета - главой администрации Гвардейского сельского поселения ФИО3 при отчуждении муниципального имущества близкому родственнику.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения др ед став ления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной дерме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Представление прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии с Протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, решено отказать в удовлетворении представления прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ№
Указанная информация была доведена Письмом Гвардейского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ до сведения прокуратуры Симферопольского района Республики Крым, с приложением заверенной копии указанного документа, который поступил в прокуратуру Симферопольского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Гвардейскому сельскому совету направлено замечание, с указанием на необходимость рассмотрения вышеуказанного представления об устранении допущенных ФИО3 нарушений законодательства о противодействии коррупции на заседании представительного органа, с обязательным уведомлением прокуратуры Симферопольского района Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Симферопольского района Республики Крым поступила информация председателя Гвардейского сельского совета о результатах рассмотрения вышеуказанного замечания, содержащая сведения аналогичные, изложенным в информации от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом прокурор Симферопольского района Республики Крым просит признать незаконным бездействие Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, выразившегося в оставлении без рассмотрения представления прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ № №, однако, как установлено в суде, указанное представление рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, то есть указанный документ прокурорского реагирования был рассмотрен Гвардейским сельским советом и в адрес прокуратуры Симферопольского района Республики Крым на него был предоставлен обоснованно изложенный ответ, в связи с чем отсутствует бездействие Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, которое может быть признано незаконным.
Доводы административного иска о том, что представление прокурора рассмотрено не уполномоченным органом на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики, не основаны на законе.
Так комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики создана на основании Решения 23 внеочередного заседания 2 созыва Гвардейского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№. Данным решением утверждено положение о комиссии и утвержден состав комиссии.
В соответствии с п.1.2. Положения комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности (депутатами) Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым.
В п.1.3 Положения указано, что основной задачей комиссии является содействие Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым в обеспечении соблюдения председателем совета, депутатами ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными и областными законами, в осуществлении мер по предупреждению коррупции.
Пунктом 2.2., 2.3. Положения регламентировано, что Комиссия состоит из его депутатов, действует в течение срока исполнения полномочий. В состав Комиссии входят: Председатель совета, его заместитель (при наличии), депутаты совета.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что представление прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в связи с выявленными фактами непринятия мер по урегулированию конфликта интересов председателем Гвардейского сельского совета - главой администрации Гвардейского сельского поселения ФИО3 при отчуждении муниципального имущества близкому родственнику рассмотрено уполномоченным органом на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов лиц, замещающих муниципальные должности в Гвардейском сельском совете Симферопольского района Республики, по результату принято соответствующие решение, в связи с чем оснований для удовлетворения в указанной части исковых требований не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.
Приведённая правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом заявленные исковые требования в части обязать Гвардейский сельский совет Симферопольского района Республики Крым рассмотреть представление прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам рассмотрения принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района ФИО3 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", удовлетворению не подлежат, учитывая исключительные полномочия административного ответчика в указанном вопросе, подменять которого суд не вправе.
Кроме того судом установлено, что с указанным административным иском прокурор обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, однако об отказе в удовлетворении представления прокуратуры Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр № прокурору стало известно из Письма Гвардейского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, полученное ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее - КАС РФ), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Вместе с тем, каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный срок, прокурором не приведено.
Доказательств в подтверждение того, что прокурор по объективным обстоятельствам был лишен возможности в установленный законом срок обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют, в ходе судебного заседания не установлено.
В связи с чем суд приходит к выводу о пропуске прокурором установленного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, в то время как доказательств наличия уважительных причин такого пропуска, позволяющих восстановить процессуальный срок, прокурором не представлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-
решил:
В удовлетворении административного иска прокурора Симферопольского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо- председатель Гвардейского сельского совета- Глава администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО3, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен 21 сентября 2021 года)
Судья А.С. Томащак