Дело № 2а-2677/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 17 октября 2016 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Королева А.Н.,
при секретаре Лещевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит»,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (далее Отделение Владимир) обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит».
В обоснование административного иска указано, что сельскохозяйственный кредитный кооператив «Посевной кредит» (далее СКПК «Посевной кредит», СКПК) согласно сведениям о юридическом лице, размещенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru является действующим юридическим лицом. Согласно перечню сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, размещенному на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по web-адресу http://www/cbr.ru в разделе «Финансовые рынки», СКПК «Посевной кредит» является сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом. Информация об исключении сведений о СКПК из перечня сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов отсутствует. Согласно ч.3 ст.31 Закона № 193-ФЗ кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации, кредитный кооператив также подлежит ликвидации на основании решения суда по требованию Банка России. Вышедшие из ревизионного союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе. Кооператив, а также союз кооперативов не вправе одновременно являться членом более чем одного ревизионного союза. Отделением Владимир в адрес саморегулирующих организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов РСО «Агроконтроль» и СРО «Союз Чаянов» направлены запросы о предоставлении сведений относительно членства СКПК в ревизионных союзах, являющихся членами указанных саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Во исполнение запросов саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов сообщили, что СКПК членом ревизионных союзов не являлся и не является. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что СКПК нарушает требования ч.3 ст.31 Закона № 191-ФЗ, а именно не вступил в установленный законом срок в один из ревизионных союзов. Кроме того, руководствуясь ст.76.5 Закона № 86-ФЗ, п.9 ч.1 ст.40.2 Закона № 193-ФЗ Отделение Владимир направило в адрес СКПК обязательные к исполнению предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в связи с непредставлением отчета о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, представляемого не позднее 15 календарных дней после отчетного года. До настоящего времени СКПК предписания не исполнено. Обязанность по представлению кооперативами в установленный срок отчетности в Банк России является важной составляющей, обеспечивающей надлежащее функционирование финансового рынка. Последствия допущенных СКПК нарушений имеют существенный характер, поскольку их длительность и неоднократность влекут невозможность осуществления контроля и надзора за соблюдением СКПК требований законодательства, предъявляемых к его деятельности. Отсутствие актуальных сведений о месте нахождения, фактическом, почтовом адресе, сведений о счетах кооператива, сведений о займах и средствах, привлеченных кооперативом, о составе руководящих органов и соблюдении требований к нему фактически делает невозможным эффективное осуществление надзора за деятельностью кооператива при рассмотрении обращений потребителей финансовых услуг, что создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц – потребителей услуг кооператива. Неисполнение в установленный срок законных предписаний Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, свидетельствует о пренебрежительном отношении СКПК к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, что создает угрозу охраняемым общественным отношениям. На основании изложенного, просит ликвидировать СПКП «Посевной кредит». В силу ч.5 ст.61 ГК РФ, просит возложить обязанность по ликвидации СКПК «Посевной кредит» на его учредителей с установлением шестимесячного срока для выполнения ликвидационных процедур.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Центральный банк Российской Федерации (далее Банк России) ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц 02.12.1990 ГУ «Московская регистрационная палата», регистрационный номер 394-1, является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, к которым в том числе относятся сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Судом установлено, что сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Посевной кредит» является действующим юридическим лицом.
Согласно перечню сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, размещенному на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по web-адресу http://www/cbr.ru в разделе «Финансовые рынки», СКПК «Посевной кредит» является сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом. Информация об исключении сведений о СКПК из перечня сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов отсутствует.
Согласно ч.3 ст.50 и ч.1 ст.123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительский кооператив является некоммерческой организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовые, экономические основы деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов определены Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее Закон № 193-ФЗ).
В соответствии с ч.1,2 ст.4 Закона № 193-ФЗ сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности
Согласно ч.3 ст.31 Закона № 193-ФЗ кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза и саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации, кредитный кооператив также подлежит ликвидации на основании решения суда по требованию Банка России. Вышедшие из ревизионного союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе. Кооператив, а также союз кооперативов не вправе одновременно являться членом более чем одного ревизионного союза.
Отделением Владимир в адрес саморегулирующих организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов РСО «Агроконтроль» и СРО «Союз Чаянов» направлены запросы о предоставлении сведений относительно членства СКПК в ревизионных союзах, являющихся членами указанных саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Во исполнение запросов саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов сообщили, что СКПК членом ревизионных союзов не являлся и не является.
Таким образом, СКПК «Посевной кредит» не вступил в установленный законом срок в один из ревизионных союзов, чем нарушил требования ч.3 ст.31 Закона № 191-ФЗ.
Невыполнение кооперативом установленного ч.3 ст.31 Закона № 193-ФЗ требования нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит действующему в сфере сельскохозяйственной кооперации законодательству и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кооператива в судебном порядке.
В соответствии с ч.3 ст.40.2 Закона № 193-ФЗ кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
В силу п.3,4,9 ч.1 ст.40.2 Закона № 193-ФЗ Банк России осуществляет надзор за выполнением кредитными кооперативами требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России; запрашивает у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние документы и иные документы, связанные с осуществлением кредитным кооперативом своей деятельности и необходимые для осуществления надзора за выполнением кредитным кооперативом требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России; дает кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Документы, содержащие отчет о деятельности кредитного кооператива, должны быть представлены в Банк России в соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Отделением Владимир в адрес СКПК «Посевной кредит» были направлены обязательные к исполнению предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
До настоящего времени СКПК «Петр Столыпин» предписания не исполнены.
Несмотря на то, что установленные Банком России неоднократные и грубые нарушения носят устранимый характер, СКПК «Посевной кредит» до настоящего времени не предприняло никаких необходимых и возможных мер для исправления существующих нарушений действующего законодательства.
В соответствии п.11 ч.1 ст.40.2 Закона № 193-ФЗ неоднократное неисполнение в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок является основанием для обращения Банком России в суд с заявлением о ликвидации данного кредитного кооператива
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, следует сделать вывод о том, что неоднократные и грубые нарушения закона СКПК «Посевной кредит» являются существенными и поэтому восстановление законности возможно только путем его ликвидации.
В силу ч.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В суд представлено ходатайство от председателя кооператива ФИО1 о возложении обязанностей ликвидатора на него.
Принимая во внимание неоднократные и грубые нарушения, допущенные СКПК «Посевной кредит», объем ликвидационной процедуры, суд приходит к выводу о целесообразности возложения обязанности по осуществлению ликвидации СКПК «Петр Столыпин» на ФИО1 и на органы управления кредитного потребительского кооператива.
В целях осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица с соблюдением требований, предусмотренных ст.ст.62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, данными нормами не установлены.
Суд полагает предложенный административным истцом шестимесячный срок обоснованным и достаточным для представления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
В соответствии с п.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" суд считает возможным освободить административных ответчиков от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу удовлетворить.
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Посевной кредит» ОГРН <№>, ИНН <№>, адрес местонахождения: <адрес>.
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит» ОГРН <№>, ИНН <№> на органы управления сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит» и ФИО1.
Обязать органы управления сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит» и ФИО1 предоставить в Ковровский городской суд утвержденный ликвидационный баланс и завершить процедуру ликвидации, предоставив подтверждающую выписку из ЕГРЮЛ в отношении сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Посевной кредит» ОГРН <№>, ИНН <№> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Н. Королев