ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/16 от 26.07.2016 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-267/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 26 июля 2016 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по Удмуртской Республике к БХС о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

с участием административного ответчика БХС,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Удмуртской Республике обратилась в Камбарский районный суд УР с административным иском к БХС с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013 г. и 2014 г. в сумме ХХХ руб., и пени в сумме ХХХ

Свои требования административный истец мотивировал тем, что БХС является налогоплательщиком транспортного налога.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговая база, в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощностью двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно Закону УР «О транспортном налоге в УР» от 27.11.02 г. № 63-P3 (в ред. 28.11.2006 г.), налоговая ставка на легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л/с = 20 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Объектом налогообложения транспортным налогом в 2014 г., по сведениям, имеющимся в Межрайонной ИФНС России № 5 по Удмуртской Республике, являлись транспортные средства, указанные в налоговом уведомлении.

Сумма транспортного налога за 2013 г., 2014 г. составила ХХХ руб. (расчет налога (130 л/с х 20 руб.) + (130 л/с х 20 руб.) произведение мощности двигателя транспортного средства и ставки налога и количества месяцев владения).

В установленный законодательством срок сумма транспортного налога за 2014 г. полностью не уплачена. На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени, которые по состоянию на 18.04.2016 г. составляют ХХХ.

Плательщику направлены требования об уплате сумм налога, пени с предложением добровольно погасить имеющуюся задолженность в срок, указанный в требовании. В установленный срок налогоплательщик не исполнил вышеуказанное требование (л.д. 5).

В судебное заседание административный истец Межрайонная ИФНС № 5 по УР своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании административный ответчик БХС признал административные исковые требования.

Дело рассмотрено при данной явке в порядке ст. 289 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) транспортного налога регулируются главой 28 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик БХС в спорный период являлся правообладателем автомобиля Авто.

Абзацем 3 п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

03.06.2014 г. в адрес БХС направлено налоговое уведомление , согласно которому БХС был обязан уплатить в срок до 05.11.2014 г. транспортный налог за 2013 г. в сумме ХХХ руб. (л.д. 11).

12.06.2015 г. в адрес БХС направлено налоговое уведомление от 02.05.2015 г., согласно которому БХС был обязан уплатить в срок до 01.10.2015 г. транспортный налог за 2014 г. в сумме ХХХ руб. (л.д. 8).

Однако, плательщик БХС в установленные сроки налоговые уведомления не исполнил, за что ему, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.

В связи с выявленной недоимкой, БХС выставлены требования:

- об уплате по состоянию на 14.11.2014 г. транспортного налога за 2013 г. в размере ХХХ руб. и пени в размере ХХХ (л.д. 13);

- об уплате по состоянию на 30.10.2015 г. транспортного налога за 2014 г. в размере ХХХ руб. и пени в размере ХХХ (л.д. 7).

БХС в добровольном порядке требования об уплате обязательных платежей и санкций не исполнено.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

В соответствии с п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

Аналогичные нормы содержатся в ст. 48 НК РФ.

Поскольку БХС в добровольном порядке не исполнены требования об уплате обязательных платежей и санкций, то у Инспекции возникло право на обращение в суд в соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени.

Из требования об уплате обязательных платежей следует, что БХС был установлен срок для исполнения требования по уплате транспортного налога за 2013 г. - до 20.01.2015 г.

Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском 19.05.2016 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Ходатайства о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи административного искового заявления о взыскании транспортного налога за 2013 г., административным истцом заявлено не было.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России № 5 по УР о взыскании с БХС задолженности по транспортному налогу за 2013 г.

Из требования об уплате обязательных платежей следует, что БХС был установлен срок для исполнения требования по уплате транспортного налога за 2014 г. - до 26.01.2016 г.

Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском 19.05.2016 г., то есть в пределах предусмотренного законом срока.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 5 по УР правомочна обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени.

Согласно заявленным требованиям, административный истец просит взыскать с БХС по состоянию на 18.04.2016 г. задолженность по транспортному налогу за 2013 г., 2014 г. в сумме ХХХ руб. и пени в сумме ХХХ

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Исходя из правового толкования п. 1 ст. 75 НК РФ, пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам и служат компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

С учетом изложенных положений закона, требование о взыскании пени в судебном порядке может быть заявлено как одновременно с требованием о взыскании недоимки, на которую начислена пеня, так и отдельно, то есть после уплаты налогоплательщиком суммы налога в добровольном порядке либо после вынесения судом решения о взыскании недоимки. При этом размер пени может быть исчислен как за период, предшествующий вынесению судом решения, так и за период после решения суда до полного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Таким образом, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013 г., то не подлежат удовлетворению и требования о взыскании пени по транспортному налогу за указанный период.

Как установлено в судебном заседании, в предписанный срок требование об уплате транспортного налога за 2014 г. ответчиком исполнено не было, не исполнено оно и на момент вынесения данного решения.

Из материалов дела следует, что у административного ответчика на момент подачи заявления в суд (18.04.2016 г.) имелась задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме ХХХ руб., следовательно, размер пени на 18.04.2016 г. составит ХХХ: ХХХ

Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 г. и пени за данный период.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Исходя из заявленных требований, при подаче иска подлежала уплате государственная пошлина в размере ХХХ

Поскольку истец согласно положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, то в силу ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере ХХХ в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по Удмуртской Республике, удовлетворить частично.

Взыскать с БХС в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Удмуртской Республике:

- задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере ХХХ

- задолженность по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере ХХХ

Взыскать с БХС государственную пошлину в размере ХХХ в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2016 года.

Судья Мавлиев С.Ф.