Дело № 2а-267/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 5 декабря 2018 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
с участием административного ответчика Соколова И.М.
при секретаре Смирновой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области к Соколову И.М. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Костромской области обратилась в суд с административным иском к Соколову И.М. о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе: земельного налога в размере <данные изъяты>. и пени <данные изъяты>., налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>. и пени 0<данные изъяты>., транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты>.
Административный иск мотивирован тем, что на налоговом учете в межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Соколов И.М. С 13.10.1999 года и до настоящего времени Соколов И.М. состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП №.
В соответствии с ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежат следующие транспортные средства: автомобиль грузовой марки МАЗ54323, <данные изъяты>, автомобиль грузовой марки ГАЗ3307, <данные изъяты>, автомобиль легковой марки УАЗ ПАТРИОТ, <данные изъяты>, автомобиль грузовой марки ГАЗ <данные изъяты>, автомобиль грузовой марки УРАЛ4320, <данные изъяты>, прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу марки МТЗ-80Л, <данные изъяты>.
На основании ст.ст. 357-363 НК РФ, ст.ст. 3,4 Закона Костромской области от 28.11.2002 года №80-ЗКО «О транспортном налоге» Соколов И.М. признается налогоплательщиком и обязан уплатить транспортный налог.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 363 НК РФ срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговое уведомление № от 23.08.2017 года отправлено в адрес налогоплательщика филиалом ФКУ Налог-Сервис ФНС России в Красноярском крае заказным письмом 27.09.2017 года и было вручено Соколову И.М. 05.10.2017 года.
Расчет транспортного налога производится по следующей формуле: налоговая база* для в праве* налоговая ставка (руб)* количество месяцев пользования объектом- сумма налоговых льгот= сумма налога.
Исходя из представленной формулы исчислен транспортный налог за 2016 год в размере <данные изъяты>. по сроку уплаты 01.12.2017 года по указанному налоговому уведомлению:
120 (налоговая база ГАЗ 3307) * 1 (доля в праве) * 40 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.,
78,04 (налоговая база МТЗ-80Л) * 1 (доля в праве) * 25 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.,
240 (налоговая база МАЗ54323) * 1 (доля в праве) * 62 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.,
115 (налоговая база ГАЗ САЗ 3507) * 1 (доля в праве) * 40 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.,
128 (налоговая база УАЗ ПАТРИОТ) * 1 (доля в праве) * 26,80 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.,
210 (налоговая база УРАЛ4320) * 1 (доля в праве) * 62 (налоговая ставка) *12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п.3 ст. 75 НК РФ, были начислены пени в общей сумме <данные изъяты> руб. по формуле: недоимка для пени* (ставка пени или 1/300 ставка Центробанка РФ *1/100) * количество дней просрочки), а именно: пени, начисленные на недоимку за 2016 год, в размере <данные изъяты> руб., за 2012 год - <данные изъяты>., за 2013 год - <данные изъяты>., за 2014 год - <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Соколов И.М. признается плательщиком земельного налога и обязан его уплатить.
Согласно сведениям государственного земельного кадастра, представленным в налоговый орган в соответствии с п.11 ст. 396 НК РФ Соколову И.М. с 13.08.2003 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером №4 в размере 1/2 доли в праве площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: д.<адрес>.
В соответствии со ст. 397 НК РФ платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с абз. 3 п.4 ст. 52 НК РФ в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абз.3 п.2 настоящей статьи.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая ставка на территории д. Повалихино Чухломского района установлена решением Совета депутатов Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 25.11.2010 года № 9 «Об установлении земельного налога», в соответствии с п. 5 указанного решения ( в ред. от 22.09.2014 года № 173, от 28.09.2015 года № 208) ставка земельного налога за 2015-2016 год в том числе в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства составляет 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков.
За 2015 - 2016 годы земельный налог по сроку уплаты 01.12.2017 года исчислен в размере <данные изъяты>. по формуле: <данные изъяты> (кадастровая стоимость участка) * 1/2 (доля в праве) * 0,30 % (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = <данные изъяты>. за каждый год.
В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п.3 ст. 75 НК РФ, были начислены пени в размере <данные изъяты>. по формуле: недоимка * (ставка пени или 1/300 ставка Центробанка РФ *1/100) * количество дней просрочки, а именно: пени, начисленные на недоимку за 2016 год - <данные изъяты> руб., за 2015 год - <данные изъяты> руб., за 2014 год - <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 400, 401 НК РФ Соколов И.М. признается налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и обязан уплатить налог.
Налогоплательщику Соколову И.М. на праве собственности по сведениям регистрирующих органов (БТИ) принадлежат:
- с 17.01.2002 года объект незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>
- с 20.06.2008 года жилой дом с кадастровым номером № (доля в праве 1/2 ) площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговая ставка по налогу на имущество на 2016 год на территории д. Повалихино Чухломского района установлена решением Совета депутатов Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 13.11.2015 года № 7 «Об установлении на территории Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области налога на имущество физических лиц», в соответствии с п. 2 указанного решения ставка налога на имущество в отношении жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, составляет 0,1 %.
За 2016 год налог на имущество физических лиц по сроку уплаты 01.12.2017 года исчислен в размере <данные изъяты>. по формуле:
<данные изъяты> (кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства №) * 1 (доля в праве) * 0,10 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев пользования объектом) * 1,0 (коэффициент к налоговому периоду) = <данные изъяты>.,
<данные изъяты> (кадастровая стоимость жилого дома №) * 1/2 (доля в праве) * 0,10 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев пользования объектом) * 0,2 (коэффициент к налоговому периоду) = <данные изъяты>.
В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п.3 ст. 75 НК РФ, были начислены пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 0,01 руб. по формуле: недоимка * (ставка пени или 1/300 ставка Центробанка РФ *1/100) * количество дней просрочки.
Налоговым органом в отношении Соколова И.М. выставлены требования от 17.11.2017 года №, от 04.12.2017 года №, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и о сумме начисленной на недоимку пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Требования от 17.11.2017 года № и от 04.12.2017 года № были направлены в адрес налогоплательщика заказными письмами с уведомлением и были вручены Соколову И.М. 23.11.2017 года и 19.12.2017 года соответственно.
Таким образом, Соколов И.М. признается налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество и обязан уплатить задолженность по налогам в сумме <данные изъяты>.
Ранее налоговая инспекция обращалась за взысканием указанной задолженности в порядке приказного производства (в соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ) к мировому судье судебного участка №35 Чухломского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от 28.05.2018 года №2а-233/2018. В связи с поступившими возражениями от налогоплательщика судебный приказ был отменен, о чем свидетельствует определение от 14.06.2018 года.
Руководствуясь п. 3 ст. 48 НК РФ, п. 2 ст. 123.7 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит взыскатьс Соколова И.М задолженность в сумме <данные изъяты>.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Начальник Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Цанько Е.К. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, поддержав заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что документы об уплате задолженности в инспекцию ответчиком не предоставлялись.
В дальнейшем исковые требования были уточнены. В учетом того, что в соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу 29.12.2017 года, пени в размере <данные изъяты>., начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу за 2012 год, и пени в размере <данные изъяты>., начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу за 2013 год, подлежат списанию, административный истец поддержал требования в уточненном размере, а именно в размере <данные изъяты>.:
налог на имущество физических лиц- <данные изъяты>., пени-<данные изъяты>.,
транспортный налог -<данные изъяты>., пени <данные изъяты>.,
земельный налог- <данные изъяты>., пени- <данные изъяты>.
Административный ответчик Соколов И.М. в судебном заседании исковые требования фактически признал, расчет задолженности по налогам и пени не оспаривал. Вместе с тем, пояснил, что уплачивать задолженность по указанным в требованиях и в исковом заявлении реквизитам не намерен, поскольку цифровой код «810» исключен из Общероссийского классификатора валют. В настоящее время применяется цифровой код «643», которого в реквизитах для уплаты задолженности по налогам и пени не содержится. Кроме того, он применяется только при международных расчетах. Указ Президента об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков не утратил силу. Считает, что оплатить задолженность по указанному истцом коду «810» он не может, но готов это сделать по коду «643». Кроме того, налоговая инспекция не представила заключенного с ним договора, на основании которого она требует взыскать задолженность. Требования об уплате задолженности ему присылает налоговый инспектор, не имеющий права действовать от имени налоговой инспекции без доверенности. Просил суд принять решение, закрыть дело и вернуть его истцу, в связи с неявкой последнего в судебные заседания.
Выслушав объяснения административного ответчика Соколова И.М., исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
В соответствии со ст.ст. 14, 15 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов, а налог на имущество с физических лиц и земельный налог - местными налогами и сборами.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Плата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого (ст. 57 Конституции Российской Федерации).
Транспортный налог
Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Из пункта 1 ст. 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
На территории Костромской области Законом Костромской области № 80-ЗКО от 28.11.2002 года «О транспортном налоге» введен транспортный налог.
Статьей 3 указанного Закона установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской федерации.
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Материалами дела подтверждается, что за Соколовым И.М. было зарегистрировано шесть транспортных средств, а именно:
автомобиль грузовой марки МАЗ54323, <данные изъяты>
автомобиль грузовой марки ГАЗ3307, <данные изъяты>
автомобиль легковой марки УАЗ ПАТРИОТ, <данные изъяты>
автомобиль грузовой марки ГАЗ САЗ3507, <данные изъяты>
автомобиль грузовой марки УРАЛ4320, <данные изъяты>
самоходное транспортное средство марки МТЗ-80Л, <данные изъяты>
Факт принадлежности данных транспортных средств Соколову И.М. подтвержден сведениями, представленными административным истцом (л.д. 34).
Налоговой инспекцией был исчислен транспортный налог за 2016 год, Соколову И.М. направлено налоговое уведомление от 23.08.2017 года № с расчетом транспортного налога по сроку уплаты 01.12.2017 года.
Налог на имущество физических лиц
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, ответчику Соколову И.М. с 17.01.2002 года принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и с 20.06.2008 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Факт принадлежности данных объектов налогообложения административному ответчику подтверждается сведениями, представленными налоговой инспекцией (л.д. 35). Документального опровержения указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, в силу ст. 357-358, 400-401 НК РФ административный ответчик Соколов И.М. в указанные периоды являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом согласно п. 3 ст. 363, ч. 2 ст. 409 НК РФ, обязан уплачивать установленный налог.
Налоговое уведомление о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме <данные изъяты> было направлено 23.08.2017 года за №.
Земельный налог
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Статьей 392 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, которая определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с информацией, представленной административным истцом по сведениям государственного земельного кадастра, в собственности Соколова И.М. в размере 1/2 доли в праве имеется земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> Дата возникновения права 13.08.2003 года (л.д. 36).
В соответствии со ст. 388 НК РФ Соколов И.М. признается налогоплательщиком земельного налога и на основании налогового уведомления от 23.08.2017 года № обязан уплатить налог за 2015 - 2016 годы в размере <данные изъяты> по сроку уплаты до 01.12.2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.
В соответствии со ст. ст. 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В указанный в уведомлениях срок суммы транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц Соколовым И.М. не уплачены, в связи с чем, на них в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ налоговой инспекцией были начислены пени.
Соколову И.М. заказными почтовыми отправлениями были направлены требования об уплате налогов и пеней: от 04.12.2017 года № с расчетом налогов по сроку уплаты 01.12.2017 года, и от 17.11.2017 года № с расчетом пени на сумму недоимки за предыдущие периоды.
Указанные требования Соколовым И.М. не исполнены до настоящего времени.
В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Определением мирового судьи судебного участка № 49 Чухломского судебного района Костромской области от 14.06.2018 года по заявлению Соколова И.М. был отменен судебный приказ, вынесенного 28.05.2018 года по заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Костромской области о взыскании задолженности по налоговым платежам, которым с должника Соколова И.М. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пеня по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., по налогу на имущество с физических лиц в размере <данные изъяты>., пеня по налогу на имущество с физических лиц в размере <данные изъяты>., по земельному налогу в размере <данные изъяты>., пеня по земельному налогу в размере <данные изъяты>.
С административным исковым заявлением Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Костромской области обратилась в суд 24.09.2018 года. таким образом, срок обращения в суд с административным иском соблюден.
Расчет задолженности по налогу и пени административным ответчиком не оспаривался и осуществлен налоговым органом правильно.
Из материалов дела следует, что решением Чухломского районного суда Костромской области от 25.05.2016 года № 2а-207/2016, с Соколова И.М. взыскивалась недоимка по транспортному и земельному налогу за прошлые годы.
Поскольку обязанность по уплате пеней возникла в связи с неуплатой сумм налога, взысканных в установленном законом порядке, Соколову И.М. административным истцом правомерно выставлено требование № от 04.12.2017 года об уплате пеней, в которых установлен срок уплаты до 29.01.2018 года.
В соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу 29.12.2017 года, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимаются налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ).
В ходе рассмотрения данного административного дела Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области уточнила исковые требования в части размера задолженности по пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, указав, что пени в размере <данные изъяты>., начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу за 2012 год, и пени в размере <данные изъяты>., начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу за 2013 год, подлежат списанию в соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, на момент разрешения административного спора задолженность Соколова И.М. по пеням за неуплату транспортного налога за 2014 и 2016 год составляет <данные изъяты>.
С учетом недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты> и пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2014 и 2016 год в размере <данные изъяты>; недоимки по земельному налогу за 2015-2016 год в размере 134 <данные изъяты> и пени, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2014-2016 год в размере <данные изъяты>; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> и пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и в размере 0 рублей 01 копейка, общий размер задолженности по налогам и пени, подлежащий взысканию с Соколова И.М. составляет <данные изъяты>.
Доводы ответчика Соколова И.М. об отсутствии гражданско-правового договора между ним и Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области, о невозможно уплатить задолженность по налогам и пени по указанным административным истцом реквизитам, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Обязанность каждого лица по уплате законно установленных налогов вытекает из прямого указания закона (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ), а не из договорных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговые отношения, основанные на нормах налогового законодательства РФ, возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Наличие доверенности у конкретных работников налогового органа на составление уведомлений и направление требований налогоплательщику законом не предусмотрено.
Из разъяснений Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области от 03.12.2018 года следует, что в соответствии с приложением 1 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного Банком России 19.06.2012 №383-П и приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» в качестве номера счета получателя средств указывается номер расчетного счета получателя средств в банке, сформированный в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России или правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 01.01.1998 все операции совершаются и отражаются в бухгалтерским учете кредитными организациями Российской Федерации исходя из нового масштаба цен.
Само по себе изменение цифровых или буквенных кодов в номерах лицевых
счетов никак не влияет на обращение денег.
В соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей Российской Федерации является российский рубль.
Суммы налога (страховых взносов) в извещениях указана с учетом действующего законодательства, в том числе с соблюдением Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен».
В пп.6 п. 1 ст. 32 НК РФ установлено, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства в банке.
Счет в банке - это учетная запись, используемая банками для учета денежных операций. Центробанк определяет порядок цифр в расчетном счете. Установлено это Положением о Плане счетов бухучета для кредитных организаций от 27.02.2017 №579-П.
Информирование о счете Федерального казначейства осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@ "Об утверждении Порядка доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации".
В п. 1 Порядка установлено, что Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в пятидневный срок после получения от соответствующего управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации информации об изменении реквизитов счета, направляет нижестоящим территориальным налоговым органам указанные сведения, а также размещает данные сведения на официальном сайте управления ФНС России по субъекту Российской Федерации в сети Internet.
При таких обстоятельствах налоговый орган является пользователем данной информации и не имеет возможности влиять на реквизиты платежных документов.
Кроме того, служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации в своем ответе от 25.12.2017 года разъяснила Соколову И.М., что для нумерации лицевых счетов при осуществлении операций по счетам в валюте Российской Федерации следует руководствоваться Положением Банка России от 27.02.2017 года № 579-П «О плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций и порядке его применения» и письмом Банка России от 04.12.2000 года № 176-Т, которое не утратило силу.
В соответствии с Приложением 1 к Положению № 579-П по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля «810». При этом признак рубля «810» является обязательной составной частью номера лицевого счета. Согласно письму № 176-Т код российского рубля «643» применяется при международных расчетах, когда код валюты является отдельным реквизитом расчетных документов.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Соколова И.М. подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, от уплаты которой при подаче административного иска в суд был освобожден административный истец и которая подлежит зачислению в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Соколова И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Костромской области
задолженность по уплате налогов и пеней в сумме <данные изъяты>, в том числе:
транспортный налог за 2016 год в размере <данные изъяты> и пени за 2014 и 2016 год в размере 3259 <данные изъяты>,
земельный налог за 2015-2016 год в размере <данные изъяты> и пени за 2014-2016 год в размере <данные изъяты>,
налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> и пени за 2016 год в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Соколова И.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Юхман Л.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.12.2018 года.