Решение Именем Российской Федерации 14 ноября 2019 г. г. Симферополь Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Мамедова В.В., при секретаре судебного заседания Положий А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-269/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части и начальника федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» (далее – 6 ФЭС), связанных с обеспечением денежным довольствием не в полном объеме, установил: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: - признать незаконными действия 6 ФЭС связанные с отказом в выплате ему командировочных расходов в размере 16500 рублей за период с 1 по 31 июля 2019 г., удержанием части денежного довольствия в размере 17 296 рублей 26 копеек и отказом в выплате командировочных за период с 1 по 14 августа 2019 г. в размере 8256 рублей; - взыскать указанные денежные средства в его пользу; - обязать командира войсковой части № издать приказ на выплату командировочных расходов в полном объеме; - взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В судебном заседании административный истец не присутствовал, направил в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил: - признать незаконными действия 6 ФЭС связанные с: отказом в возмещении ему командировочных расходов, возникших в связи с проживанием вне места постоянной дислокации воинской части за период с 1 по 31 июля 2019 г.; отказом в выплате надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (далее – надбавка) за период с 1 по 14 августа 2019 г; удержанием из его денежного довольствия денежных средств в счет погашения аванса в размере 17 296 рублей 26 копеек; - обязать 6 ФЭС возместить командировочные расходы и выплатить надбавку за указанные периоды, а также выплатить удержанные денежные средства в указанном размере. В остальной части административные исковые требования поддержал. В обоснование требований указал, что в период с 1 по 31 июля 2019 г. на основании телеграммы начальника морской авиации и противовоздушной обороны Черноморского флота (далее МА и ПВО ЧФ), приказа командира войсковой части находился в служебной командировке в г. Петрозаводске для участия в Главном военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем получен и израсходован аванс в размере 64100 рублей, а также потрачены личные денежные средства в размере 16500 рублей в связи с проживанием в гостинице. Жильем для временного проживания не обеспечивался. Направленный в 6 ФЭС авансовый отчет с приложениями, возвращен без реализации. В период с 1 по 14 августа 2019 г. на основании телеграммы МА и ПВО ЧФ, участвуя в учениях «Океанский щит – 2019», выполнял служебное задание в г. Мончегорске, за которое не установлена и не выплачена надбавка в размере 2 % от оклада по воинской должности. Кроме того, 10 октября 2019 г. узнал об удержании у него ответчиком из денежного довольствия 17296 рублей 26 копеек без его согласия в целях компенсации выданного ранее аванса. Представитель ответчика командира войсковой части №, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не прибыл. Представитель начальника 6 ФЭС в судебное заседания не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении административных требований по основаниям, изложенным в возражениях. В обосновании своей позиции представитель административного ответчика указал, что с административным истцом авансовый установленным порядком отчет после командировки в установленные сроки не представлен. Одновременно истец в письменном виде дал свое согласие на удержание невозвращенной суммы аванса в случает его неиспользования, в связи с чем было произведено удержание из его денежного довольствия. Отказ в выплате надбавки за период с 1 по 14 августа 2019 г. обусловлен отсутствие соответствующего приказа командира войсковой части. Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам. В суде установлено, что ФИО1, участвовавшему период с 1 по 31 июля 2019 г. в составе летного звена в воздушном показе авиационной техники Главного военно-морского парада, находившемуся в указанный период в г. Петрозаводске, не обеспеченному жильем для временного проживания, не возмещены затраты на проживание в гостинице в размере 13400 рублей, а также из его денежного довольствия начальником 6 ФЭС в сентябре 2019 г. без проведения разбирательства в счет возмещения ранее выданного аванса в размере 64100 рублей удержаны денежные средства в размере 17 296 рублей 26 копеек. Кроме того, в суде установлено, что административный истец в период с 1 по 14 августа 2019 г. участвовал в учениях, выполняя служебное задание в г. Мончегорске. Однако приказ командира воинской части об установлении административному истцу надбавки в размере 2 % от оклада по воинской должности за указанный период возвращен начальником 6 ФЭС без реализации, поскольку из представленных документов не усматривается факт непосредственного участия административного истца в мероприятиях, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № Указанные обстоятельства подтверждаются: - выпиской из плана служебных командировок Южного военного округа на 2019 г. (Черноморского флота) от 26 декабря 2018 г., согласно которому запланирована служебная командировка для военнослужащих войсковой части № для участи в Главном военно-морском параде с местом проживания в гостинице; - копией телеграммы начальника МА и ПВО ЧФ от 21 июня 2019 г. № 53/2/216/1411, в соответствии с которой командиру войсковой части № предписано командировать ФИО1 в г. Петрозаводск для участия в Главном параде ВМФ, а также оплатить командировочные расходы установленным порядком; - копией выписки из приказа командира войсковой части № от 25 июня 2019 г. № 731 о направлении в командировку ФИО1 для участия в воздушном показе авиационной техники Главного парада ВМФ в г. Санкт-Петербурге, с выдачей аванса на проживание и суточных; - копией командировочного удостоверения от 27 июня 2019 г.; - выпиской из приказа командира войсковой части № от 27 июля 2019 г. № 221 об убытии в командировку ФИО1 в г. Петрозаводск для выполнения служебного задания и снятии с продовольственного обеспечения с 1 июля по 10 августа 2019 г.; - копией заявления от 24 июня 2019 г. на выдачу аванса в размере 64100 рублей, с резолюцией начальника 6 ФЭС, разрешившего его выдать; - выпиской из приказа командира войсковой части № от 14 августа 2019 г. № 288 о прибытии из командировки г. Петрозаводска, г. Мончегорска ФИО1 и зачисления на продовольственное обеспечение; - счетами ООО «Русстрой» от 3 июля 2019 г. № 8220 на сумму 2500 рублей, от 10 июля 2019 г. № 8279 на сумму 25000 рублей, от 21 июля 2019 г. № 8341 на сумму 20000 рублей, от 24 июля 2019 г. № 8374 на сумму 2500 рублей, от 30 июля 2019 г. № 8429 на сумму 2 500 рублей, от 31 июля 2019 г. № 8463 на сумму 2 500 рублей, а также соответствующими чеками; - копиями подтверждений ООО «Русстрой» от 31 июля и 1 августа 2019 г., согласно которым ФИО1 проживал в одноместном номере стоимостью 2500 рублей в сутки в период с 1 по 31 июля 2019 г.; - выпиской из ЕГРЮЛ от 14 ноября 2019 г., согласно которой ООО «Русстрой» разрешено заниматься деятельностью гостиниц и прочих мест для временного проживания; - справкой войсковой части № от 25 июля 2019 г. № 993, из которой следует, что в указанной воинской части в период с 1 июля по 10 августа 2019 г. отсутствовал жилой фонд для проживания военнослужащих войсковой части №; - сообщением начальника 6 ФЭС от 9 октября 2019 г. № 3/3432 о возвращении документов на оплату расходов военнослужащих, в том числе ФИО1 за участие в Главном военно-морском параде в связи с отнесением указанного мероприятия к боевой подготовке и необходимости установления надбавки 2 % от оклада по воинской должности; - копией телеграммы начальника МА и ПВО ЧФ от 24 июля 2019 г. № 53/848/27,28,29,30 о перебазировании на аэродром Мончегорск в порядке учений авиационной группы 3 СУ-30СМ; - сообщением 6 ФЭС о размере выплаченного и удержанного денежного довольствия, согласно которому в сентябре 2019 г. из денежного довольствия ФИО1 удержано 17 296 рублей 26 копеек для погашения аванса на командировочные расходы; - копией приказа командира войсковой части 59882 от 25 сентября № 344 об установлении ФИО1 надбавки 2 % от оклада по должности за период с 1 по 14 августа 2019 г.; - копией сообщения 6 ФЭС о возвращении документов на выплату надбавки от 11 ноября 2019 г. № 4/4247, из которого следует, что приказ командира войсковой части № от 25 сентября 2019 г. № 433 о выплате надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время и оправдательные документы возвращены без реализации, так как из представленных документов не усматривается факт непосредственного участия административного истца в мероприятиях, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № Пункт 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусматривая в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязанности военнослужащих по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, отражению вооруженного нападения, выполнению задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и предоставляя им в связи с этим социальные гарантии и компенсации, а также определяя ответственность военнослужащих, федеральный законодатель исходил из принципа единства правового статуса лиц, проходящих военную службу. Таким образом, основы правового статуса военнослужащих, определенные с учетом необходимости обеспечить эффективную деятельность военной организации государства, воинскую дисциплину, неукоснительное исполнение военнослужащими своих обязанностей и надлежащую защиту их интересов, в равной мере установлены для всех лиц, проходящих военную службу. В соответствии с п. 1, 3 и 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, в том числе обеспечение органами военного управления реализации военнослужащими прав, социальных гарантий и компенсаций при исполнении ими обязанностей военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» установлено, что порядок и размеры возмещения военнослужащим суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, определяют руководители федеральных органов исполнительной власти – главные распорядители средств федерального бюджета. Вместе с тем согласно подпункту «и» пункта 125 Порядка, не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 Порядка. В пункте 58 Порядка предусмотрено, что военнослужащим за период непосредственного участия в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № утвержден Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. В указанный перечень включены стратегические учения и полеты воздушных судов. Анализ фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, связанных с направлением истца в г. Петрозаводск, а также с целями и задачами его пребывания там, свидетельствует, что по смыслу вышеприведенных норм его поездка была обусловлена осуществлением полетов воздушных судов в составе авиационной группы и с учетом характера этих мероприятий не являлась командировкой. Вопреки мнению истца, само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в данном конкретном случае не может повлечь возникновения у него права на получение командировочных расходов за период нахождения вне места постоянной дислокации воинской части на территории других воинских частей и изменить существо реально имевших место правоотношений. Вместе с тем проживание военнослужащего за счет личных средств в месте дислокации воинской части, в которую он прибыл для выполнения служебного задания, ведомственными нормативными актами не предусмотрено. Согласно п. 4 и 5 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права. При таких обстоятельствах с учетом того, что ФИО1 после выполнения служебного задания и прибытия к месту службы в установленном порядке обратился в адрес довольствующего органа с просьбой о возмещении ему расходов, понесенных в связи с проживанием за период с 1 по 31 июля 2019 г. и приложил документы, подтверждающие данные расходы, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия административного ответчика, связанные с отказом в возмещении административному истцу расходов, связанных с проживанием за свой счет в месте выполнения служебного задания, следует признать незаконными, а требования административного истца в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом возражения представителя ответчика Саковича о том, что истцом не был установленным порядком представлен авансовый отчет, суд признает несостоятельными, поскольку указанные затраты не относятся к командировочным расходам, а являются убытками военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы. Кроме того, действия начальника 6 ФЭС связанные с отказом исполнить приказ командира войсковой части № от 25 сентября 2019 г. об установлении ФИО1 надбавки за период с 1 по 14 августа 2019 г., следует признать необоснованными и незаконными, а требования административного истца о возложении обязанности выплатить надбавку за указанный период, подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» указанный Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. При этом в соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 3, ст. 7, ч. 1 ст. 8 этого же Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб (далее - ущерб), который представляет собой утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. В случае если причины ущерба, его размер и виновные лица не установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, в результате ревизии, проверки, дознания или следствия, командир обязан провести административное расследование. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Поскольку начальником 6 ФЭС в суд не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении в отношении ФИО1 административного расследования, которым установлена вина военнослужащего, размер причиненного ущерба, а также приказ командира воинской части об удержании денежных средств из денежного довольствия административного истца, то действия начальника 6 ФЭС в части удержания денежных средств в размере 17 296 рублей 26 копеек в возмещение авансового отчета следует признать незаконными. Ссылку представителя ответчика на ст. 137 Трудового кодекса РФ суд признает ошибочной, поскольку денежные средства, выданные ФИО1 в качестве аванса, переданы ему под отчет, в связи с чем могут быть отнесены к ущербу, возмещение которого урегулировано специальным законом «О материальной ответственности военнослужащих». На основании вышеизложенного доводы представителя административного ответчика об обратном следует признать ошибочными. Что же касается требований о возложении на командование воинской части обязанности издать приказ о выплате командировочных расходов в полном объеме, то указанные требования не подлежат удовлетворению, поскольку административный истец в командировке не находился, а приказ об установлении надбавки издан командиром до обращения истца в суд с указанным иском. Поскольку административные исковые требования удовлетворены частично, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ подлежат удовлетворению требования ФИО1 о взыскании с ответчика 6 ФЭС судебных расходов связанных с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, решил: административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконными действия начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с отказом в возмещении убытков понесенных ФИО1 в связи с исполнением служебного задания в период с 1 по 31 июля 2019 г. Признать незаконными действия начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с невыплатой ФИО1 надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за период с 1 по 14 августа 2019 г. Признать незаконными действия начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба», связанные с удержанием из денежного довольствия ФИО1 денежных средств на сумму 17 296 рублей 26 копеек, в счет погашения аванса на командировочные расходы. Обязать начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» в течение 14 дней со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда возместить ФИО1 убытки понесенные им в связи с исполнением служебного задания в период с 1 по 31 июля 2019 г., а также произвести выплату административному истцу: - надбавки в размере 2% оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за период с 1 по 14 августа 2019 г., - ранее удержанных из денежного довольствия административного истца денежных средств в размере 17 296 рублей 26 копеек, в счет погашения аванса на командировочные расходы; о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу. Взыскать с филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины. В удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на командира войсковой части № издать приказ о выплате командировочных расходов, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий В.В. Мамедов |