ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/2022 от 05.05.2022 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-267/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,

при секретаре Черёмушкиной Т.В.,

с участием: представителя административного истца помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Пахарукова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Змеиногорский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей. В ходе проверки установлено, что 28.08.2019 уполномоченными органами утвержден паспорт безопасности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ». Согласно подп. «б» п. 6.2 паспорта безопасности Парка предусмотрены первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: а) дооборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», архивирование и хранение данных в течение 30 дней; б) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ»; в) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Паспортом безопасности Парка срок исполнения указанных мероприятий предусмотрен март 2021. В нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) указанные мероприятия в срок, предусмотренный паспортом безопасности Парка, ответчиком не исполнены. 05.03.2022 в адрес главы администрации города Змеиногорска внесено представление, которое рассмотрено, при этом нарушения не устранены.

Ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», просит признать незаконным бездействие администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ» и возложить обязанность на ответчика провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

а) дооборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

б) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ»;

в) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закон о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения городского поселения является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии ч. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 определено, что к основным задачам противодействия терроризму относится обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее по тексту - Постановление) антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:

а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;

б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;

в) контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;

г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;

д) оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами;

е) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

ж) осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей: установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; организация допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения; определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и принимаемых мерах по ее усилению; организация и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;

з) проведения следующих мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (в том числе при их получении посредством почтовых отправлений): периодическая проверка (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений) и территорий мест массового пребывания людей в порядке, определяемом правообладателями мест массового пребывания людей; организация контролируемого допуска в места массового пребывания людей физических лиц и автотранспортных средств при проведении в таких местах публичных, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; оперативное оповещение и эвакуация людей в случае угрозы применения (применения) в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;

и) назначения лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 16 Постановления предусмотрено, что паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей. В ходе проверки установлены нарушения администрацией г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края законодательства об антитеррористической защищенности объекта массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ».

Правообладателем места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ» является администрация города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, что не оспаривалось сторонами и следует из паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Согласно подп. «б» п. 6.2 паспорта безопасности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», составленному 15.07.2019, утвержденному 28.08.2019 предусмотрены первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: а) дооборудовать Парк системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории Парка, архивирование и хранение данных в течение 30 дней; б) оборудовать Парк автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории Парка; в) оборудовать Парк информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего Парка, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. Паспортом безопасности Парка срок исполнения указанных мероприятий предусмотрен март 2021.

С целью устранения вышеуказанных нарушений 05.03.2022 в адрес главы администрации г. Змеиногорска внесено представление.

Согласно ответу администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края на представление от 21.03.2022, в нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) указанные в подп. «б» п. 6.2 паспорта безопасности Парка мероприятия в установленный срок не исполнены. Данные мероприятия не выполнены в полном объёме в связи с тем, что в связи с тем, что в бюджете администрации города Змеиногорска на 2021 год отсутствовало финансирование на вышеизложенные мероприятия, кроме того администрацией города запланировано участие в программе «Формирование современной городской среды города Змеиногорска, Змеиногорского района Алтайского края в 2023 году», в котором запланировано ограждение по всему периметру «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», включающие в себя оборудование системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории Парка, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории Парка. После ограждения территории, Парк будет оборудован информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего Парка, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. В настоящее время территория Парка не имеет какого-либо ограждения, что не позволяет оборудование Парка по всему периметру системой видеонаблюдения, системой оповещения. Учитывая вышеизложенное, принято решение об установлении дополнительного контроля со стороны руководства администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края по соблюдению требований действующего законодательства. Привлечь к дисциплинарной ответственности кого-либо за вышеуказанные нарушения не представляется возможным в связи с кадровыми изменениями в администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края до марта 2021 года.

Указанные мероприятия в срок, предусмотренный паспортом безопасности Парка, администрацией города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края не исполнены.

Бездействие администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края может привести к чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь, здоровье посетителей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ».

Ответчиком выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе с целью обеспечения безопасности граждан.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

В связи с вышеизложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Следует признать незаконным бездействие администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ».

Возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

а) дооборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

б) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ»;

в) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Руководствуясь главами 15 и 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ».

Возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей «Парка имени 60-летия ВЛКСМ» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

а) дооборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» системой видеонаблюдения с учетом количества видеокамер и мест их размещения, обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

б) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» автономной системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, и обеспечивающей необходимую слышимость на всей территории «Парка имени 60-летия ВЛКСМ»;

в) оборудовать «Парк имени 60-летия ВЛКСМ» информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего «Парка имени 60-летия ВЛКСМ», аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05.05.2022.

Судья А.Ю. Сафронов