ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/2022 от 05.10.2022 Озерского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-267/2022

УИД: 39RS0013-01-2022-000373-31

Категория дела 3.203

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2022 года г. Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретаре судебного заседания Кореневской В.А., с участием представителя административного истца Калининградской областной таможни Гречухиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининградской областной таможни к Кочаряну Армену Симоновичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Административный истец Калининградская областная таможня (далее –Таможня) обратился в суд к административному ответчику Кочаряну А.С. с административным иском, в котором просил взыскать с него утилизационный сбор в сумме 5200 руб., пени по состоянию на ДД.ДД.ДД в размере 897 руб. 28 коп., пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что ДД.ДД.ДДКочаряном А.С. на территорию Калининградской области ввезено транспортное средство .......ДД.ДД.ДД года выпуска, , с регистрационным номером . Факт ввоза на территорию РФ ДД.ДД.ДД указанного автомобиля гражданином РФ Кочаряном А.С. подтвержден информацией, изложенной в письме Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области от ДД.ДД.ДД. В соответствии с п. 1 ст.24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию уплачивается утилизационный сбор. Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила исчисления, взимания, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. Таким образом, Кочарян А.С. является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом транспортного средства в Российскую Федерацию. Согласно п. 3 Правил № 1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляет плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 Федерального закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. Правилами № 1291 установлено, что при ввозе транспортного средства на территорию РФ расчет утилизационного сбора, платежные документы об уплате сбора представляется в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесного транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования). В случае непредставления в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой документов, указанных в пунктах 11 и 14 Правил № 1291, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, начисляются пени за его неуплату. Размер пени составляет одну трехсотую ставки рефинансирования (1/300), действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения указанного срока по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно (пункт 11 (2) Правил № 1291). В связи с неуплатой в установленный срок утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство: ......., ДД.ДД.ДД года выпуска, VIN , регистрационный номер , Кочаряну А.С. необходимо уплатить утилизационный сбор в сумме 5 200,00 руб., пени за просрочку уплаты в сумме 897,28 руб. (по состоянию на ДД.ДД.ДД), а также сумму пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно. Направленное ДД.ДД.ДД в адрес административного ответчика уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство оставлено без удовлетворения. Поскольку в установленный срок обязанность по уплате утилизационного сбора административным ответчиком не исполнена, административный истец просил взыскать с Кочаряна А.С. утилизационный сбор в сумме 5200 руб., пени по состоянию на ДД.ДД.ДД в размере 897 руб. 28 коп., а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

В судебном заседании представитель административного истца Калининградской областной таможни по доверенности Гречухина Е.А. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем доводам, указала, что у Кочаряна А.С. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора в момент ввоза на территорию РФ транспортного средства – автомобиля марки ......., года выпуска, VIN , регистрационный номер . Вместе с тем, до настоящего времени утилизационный сбор ответчиком не оплачен.

Административный ответчик Кочарян А.С., надлежащим образом извещенный о принятии иска к производству, а также о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с п.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, возражений по существу административного иска не представил.

На основании определения суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71 пункт «з»); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75 часть 3).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и следует из материалов дело, что ДД.ДД.ДДКочаряном А.С. осуществлен ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара для личного пользования – автомобиля марки ......., ДД.ДД.ДД года выпуска, идентификационный номер (VIN) , регистрационный номер . Указанный факт подтверждается сведениями Пограничного управления по Калининградской области от ДД.ДД.ДД, представленными в адрес Таможни.

Актом камеральной таможенной проверки от ДД.ДД.ДД установлен, в том числе факт приобретения Кочаряном А.С.ДД.ДД.ДД в ....... транспортного средства – автомобиля ....... года выпуска, идентификационный номер (VIN) , регистрационный номер , ввоза указанного транспортного средства в Российскую Федерацию для личного пользования и неуплаты Кочаряном А.С. утилизационного сбора в отношении данного транспортного средства. Сведения о таможенном декларировании транспортного средства в ходе проверки не установлены.

По результатам таможенной проверки начальником Калининградской областной таможни принято решение от ДД.ДД.ДД о доначислении и взыскании с Кочаряна А.С. утилизационного сбора при ввозе товара в размере 5200 руб.

В связи с этим в адрес Кочаряна А.С. направлено уведомление от ДД.ДД.ДД о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое получено Кочаряном А.С.ДД.ДД.ДД.

Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Кочаряном А.С. не была произведена, Таможня обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Таким образом, в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор подлежит уплате за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию.

Ввезенное Кочаряном А.С. транспортное средство не подпадает под исключения, перечисленные в пункте 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 24.1 указанного Закона плательщиками утилизационного сбора являются, в числе прочих, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Исходя из положений статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) установлены общие принципы технического регулирования, обращения продукции и действия технических регламентов, а также утвержден Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС).

Согласно пункту 2 Протокола под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции с целью распространения на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности.

Таким образом, по смыслу статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений под «ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию» следует понимать транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

Пунктом 11(2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.

Из сообщения МО МВД России «Черняховский» от ДД.ДД.ДД следует, что согласно реестру транспортных средств по состоянию на ДД.ДД.ДД за Кочаряном А.С. транспортных средств не зарегистрировано. Автомобиль марки ......., государственный регистрационный знак , VIN , в государственном реестре транспортных средств Российской Федерации по состоянию на ДД.ДД.ДД не значится.

Поскольку сведений об иных лицах, приобретших право собственности на автомобиль ......., года выпуска, идентификационный номер (VIN) , регистрационный номер , в ходе судебного заседания не установлено, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство должна быть возложена на Кочаряна А.С.

Размер утилизационного сбора определен Таможней, исходя из действовавших на момент выпуска транспортного средства базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утверждении Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

В нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств уплаты утилизационного сбора ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах требование Таможни о взыскании с ответчика утилизационного сбора подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в течение 15 дней с моменты выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Расчет предъявленных Таможней ко взысканию пени в сумме 897 руб. 28 коп. за просрочку уплаты утилизационного сбора (по состоянию на 02.03.2022) ответчиком не оспорен, судом проверен, признан правильным.

Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (пункт 15(1)).

При изложенных обстоятельствах требования Таможни о взыскании пени также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ч.2 ст. 286, ст. 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Калининградской областной таможни удовлетворить.

Взыскать с Кочаряна Армена Симоновича, ДД.ДД.ДД года рождения, уроженца ......., в пользу Калининградской областной таможни утилизационный сбор в сумме 5200 (пять тысяч двести) рублей, пени по состоянию на 02 марта 2022 года в размере 897 (восемьсот девяносто семь) рублей 28 копеек, пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 октября 2022 года.

Судья