Дело № 2а-2681/2022
91RS0024-01-2022-003029-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца – Мальченко И.В., представителя ответчика – Керенской А.А., представителя заинтересованных лиц – Мельникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тюфтина Виктора Георгиевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крыму, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крыму Горевой Оксане Сергеевне о признании решения незаконным, заинтересованные лица: Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации,
установил:
Тюфтин В.Г. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым со следующими требованиями: признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Горевой О.С. от 29.12.2021 года №КУВД-001/2021-47878418/10 об отказе в государственной регистрации прав в отношении земельного участка площадью 1 465 кв.м., расположенного по адресу: , с кадастровым номером №; обязать орган регистрации осуществить государственную регистрацию прав истца на указанный земельный участок. Оспариваемое решение, по мнению истца, принято в отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом нарушает его права и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены: государственный регистратор Горева Оксана Сергеевна – в качестве соответчика; Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации - в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель истца Мальченко И.А. поддержала иск, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Керенская А.А. возражала против иска, считая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Представитель Службы охраны в Крыму ФСО России и ФСО России Мельников Д.А. также возражал против иска, указав, что земельные участки, право на которые заявлено к регистрации, находятся в зоне охраняемого объекта.
Государственный регистратор Горева О.С., надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщила. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что 15.11.2021 года Тюфтин В.Г. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 465 кв.м., расположенный по адресу: , с кадастровым номером №.
Уведомлением государственного регистратора Горевой О.С. от 29.12.2021 года №КУВД-001/2021-47878418/10 заявителю отказано в государственной регистрации прав на земельный участок со ссылкой на то, что земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории – зону охраняемых объектов (государственных резиденций).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2 ч. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно статье 27 Федерального Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов регистрационного дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, государственным регистратором было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № входит в зону с особыми условиями использования территории - зону охраняемого объекта, установленную приказом Службы охраны в Крыму ФСО России от 29.12.2016 года №646, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года № 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон». Сведения об указанной зоне содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, учетный номер зоны с особыми условиями использования территории №.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия её использования.
Зона охраняемого объекта устанавливается бессрочно для исключения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений об установлении, изменении или о прекращении существования зоны охраняемого объекта, является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ).
На момент установления указанной выше охранной зоны действовали Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.06.2006 N 384.
Данное постановление утратило силу 11.09.2019 года, однако зона с особыми условиями использования территорий сохраняет свое действие, сведения о ней из Единого государственного реестра недвижимости не исключены.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 05.05.2014 года утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Указанным Положением определено, что «охранная зона военного объекта» - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (п.2).
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (п.4).
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: а) проживание и (или) нахождение физических лиц; б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10).
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 данного Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № признается ограниченным в обороте, в связи с нахождением в зоне охраняемых объектов.
При таких обстоятельствах государственный регистратор принял законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок.
Аналогичный правовой подход применен в ряде судебных актов судов общей юрисдикции: апелляционных определениях Верховного Суда Республики Крым от 06.02.2018 года №33а-1184/2018, от 15.04.2019 года №33а-3847/2019, от 02.06.2020 года №33а-3752/2020, от 24.08.2021 года 33а-7446/2021, от 05.04.2022 года №33а-2288/2022, кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2019 года №8а-2639/2019.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку оспариваемое решение полностью соответствует положениям действующего законодательства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Тюфтина Виктора Георгиевича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 27 июня 2022 года.