ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2689/16 от 11.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2689/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Омск 11 апреля 2016 г.

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего Исматова Т.Б.

при секретаре Горновской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском, ссылаясь на то, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска на них возложена обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета. В рамках исполнительного производства с них взыскана сумма *** рублей в качестве исполнительского сбора. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете г. Омска исполнить решение в срок не представилось возможным.

Просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

В судебное заседание представитель административного истца Баланов исковые требования поддержал, пояснил, что имеется реестр многоквартирных домов г. Омска, каптальный ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения судебных решений, деньги на капитальный ремонт выделяются, расходуются по мере обращения собственника в суд. Считает, что вины истца в неисполнении решения уда нет, т.к. денежные средства на ремонт указанного дома из бюджета не выделялись.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от ХХ года на административного ответчика возложена обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Горбуновой М.С. ХХ года вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере *** рублей.

Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении отвзыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Исходя из изложенного следует, что капитальный ремонт жилого здания включает в себя большой объем работы по подготовке к ремонту и его осуществлению, с выделением средств на проведение капитального ремонта.

Обязанность произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт многоквартирного жилого дома возложена на Администрацию города Омска решением Центрального районного суда г. Омска

По смыслу 15 БК РФ исполнение расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет собственного бюджета. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В соответствии со ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

С учетом данных положений, выполнение капитального ремонта по судебным решениям ХХ года, исполнение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, возможно только при наличии дополнительного финансирования в текущем году либо при условии выделения соответствующих бюджетных средств.

В соответствии ст. 185 БК РФ местные администрации вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

Согласно статьи 33 БК РФ объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (принцип сбалансированности бюджета).

В подтверждение данной информации истцом представлены реестры многоквартирных домов города Омска, по которым выполнены работы по капитальному ремонту в рамках исполнения судебных решений по состоянию на ХХ., ремонт домов осуществлен во исполнение решений ХХ года).

Количество многоквартирных домов города Омска, капитальный ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения судебных решений со сроком исполнения в ХХ году составляет ***, в ХХ году составляет ***, в ХХ году, составляет - *** объектов, *** домов - по судебным решениям со сроком исполнения в ХХ году.

С учетом данных обстоятельств суд полагает, что обязанность по выполнению капитальных ремонтов многоквартирных домов согласно судебным решениям истцом исполнялась в объеме бюджетного финансирования, сформированного на данные цели в ХХ г.г.

Иных источников финансирования проведения работ по капитальному ремонту домов Администрация города Омска не имеет.

На основании изложенного, принимая во внимание, что исполнение решений судов поставлено в зависимость от особенностей бюджетного финансирования, учитывая целевой характер расходования бюджетных средств, а также принцип сбалансированности бюджета, суд приходит к выводу, что истец был лишен возможности исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Центрального районного суда г. Омска. Кроме того, суд принимает во внимание, что истцом предпринимались меры для исполнения решения суда.

В связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить требования Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере *** руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. статьей 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства № ***.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Т.Б.Исматов

Мотивированное решение изготовлено

ХХ г.

Т.Б. Исматов