ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-268/17 от 15.05.2017 Карпинского городского суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2017 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Габбасовой С.В.,

с участием административного истца – помощника прокурора <адрес>ФИО5,

представителя административного ответчика – Администрации городского округа <адрес>ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконными решение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу за от ДД.ММ.ГГГГ и акта технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в нем, что прокуратурой в связи с поступившим обращением ФИО2 была проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при принятии решения межведомственной комиссией решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Карпинск, утвержденного постановлением Администрации городского округа Карпинск от ДД.ММ.ГГГГ, о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 необходимо предоставить в адрес межведомственной комиссии дополнительные документы – заключение проектно – изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии проведено обследование жилого помещения, принадлежащего ФИО2, и составлен акт технического состояния жилого помещения. По результатам проверки установлено, что акт технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует утвержденной формы, а также ответчиком нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в части истребования дополнительных документов у заявителя, что нарушает жилищные права истца.

Прокурор <адрес> просит суд признать незаконными решение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции за от ДД.ММ.ГГГГ и акт технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный межведомственной комиссией.

Помощник прокурора <адрес>ФИО5 в судебном заседании основания и требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснив, что выявленные факты нарушают жилищные и конституционные права ФИО2

Представитель Администрации городского округа <адрес>ФИО6 в судебном заседании с иском не согласился и дал пояснения по доводам, изложенным в отзыве.

Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, в деле имеется его заявление о проведении судебного слушания без его участия в связи с невозможностью явки.

Заслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что бремя доказывания законности оспариваемых решений и действий возложено на орган государственной власти, принявший соответствующее решение и совершивший соответствующее действие.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником 2/4 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Также из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в целях признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания обращался с заявлением в адрес заместителя Главы администрации городского округа Карпинск по ЖКХ, транспорту, энергетике и связи ФИО7, который является председателем Межведомственной жилищной комиссии.

Межведомственной комиссией, утвержденной постановлением Администрации городского округа Карпинск от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО2 принято заключение ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального та жилого помещения, расположенного по <адрес>1, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями Положения и после их завершения - о продолжении процедуры оценки.

Решением Карпинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

Кроме того, решением Карпинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> о возложении обязанности на Межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях исполнения указанных решений Карпинского городского суда Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения, принадлежащего ФИО2, и составлен акт технического состояния жилого помещения.

Также Межведомственной комиссией на день раньше проведенного обследования жилого помещения, а именно ДД.ММ.ГГГГ, принято решение согласно которому ФИО2 необходимо предоставить в адрес межведомственной комиссии дополнительные документы - заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Согласно технического обследования жилого дома расположенного по адресу: <адрес> составленного ООО «Градар» ДД.ММ.ГГГГ. Дом по вышеуказанному адресу относится к аварийному. Дальнейшая его эксплуатация недопустима. Затраты на его восстановление и реконструкцию нецелесообразны. Предлагается с целью исключения аварийных ситуаций, повышенной пожароопасности и несчастных случаев, провести снос данного строения.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, создаваемая в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления, в состав которой входят представители этого органа, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом пункт 45 (2) Положения предоставляет комиссии право на получение самостоятельно сведений о собственниках жилых помещений, технического паспорта жилого помещения, заключения органов государственного надзора о техническом состоянии дома в электронной форме путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Таким образом, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что приложение к заявлению документов, указанных в п. 45 Положения, является правом, а не обязанностью заявителя - собственника жилого помещения, поскольку все документы, в том числе правоустанавливающие, а также заключения специализированных организаций, должны быть получены межведомственной комиссией в ходе проведения мероприятий по оценке пригодности жилья для проживания.

Орган местного самоуправления обязан был созвать межведомственную комиссию и провести обследование дома, в котором проживает заявитель, истребовав все необходимые для этого документы и заключения.

Исходя из представленных доказательств и оценив их с позиции ст. 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, руководствуясь упомянутыми нормами, считает, что оспариваемые решение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ и акт технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют закону, вследствие чего, права и законные интересы заявителя ФИО2 были нарушены. В силу этих обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленного прокурором <адрес> административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 218 – 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к административному ответчику Администрации городского округа <адрес> о признании решения и акта межведомственной комиссии незаконными, возложении обязанности о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Карпинск рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, пригодным (непригодным) для проживания удовлетворить.

Признать решение комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Признать акт технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ составленный Межведомственной комиссией по признанию помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Карпинск, назначенной постановлением Главы городского округа Карпинск от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карпинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.05.2017 года.

Председательствующий:

Копия верна.