ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-268/2021 от 27.04.2021 Ясногорского районного суда (Тульская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2021 года г. Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Н.,

при секретаре Коноваловой И.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Горюнковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании поставить земельный участок на кадастровый учет,

установил:

прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Ясногорский районный суд <адрес> с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в части постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых памятниками истории и культуры на территории муниципального образования <адрес>, в ходе которой было установлено, что земельный участок под памятником «Зенитка», расположенным по адресу: <адрес> не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы. Также не зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, в результате чего органами местного самоуправления администрации муниципального образования <адрес> не реализуются полномочия по организации на территории поселения услуг по сохранению и благоустройству воинских захоронений, созданию, сохранению и благоустройству других мест погребения погибших при защите Отечества, установке надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

Просит признать бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в не проведении формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под памятником «Зенитка», расположенным по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сформировать и поставить земельный участок под памятником «Зенитка», расположенным по адресу: <адрес> на кадастровый учет.

В судебном заседании представитель административного ответчика - помощник прокурора <адрес> Горюнкова М.С. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчика – представитель администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен в установленный законом порядке. Поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в котором просят вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» организация выполнения комплексных кадастровых работ согласно п.36 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ относится к вопросам местного значения муниципального района.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Согласно ч.4 ст.8 данного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся, в том числе основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий.

Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» определено, что уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

К числу основных форм увековечивания памяти погибших при защите Отечества, согласно ч.2 указанного Закона, в том числе, относится сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, что установлено ч.2 ст.34 данного Федерального закона.

Во исполнение данной статьи Закона постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, пунктом 6 которого определено, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться, в том числе, по инициативе органов местного самоуправления.

Как установлено в ходе судебного заседания, на территории муниципального образования <адрес> расположены памятники и обелиски, в том числе и памятник «Зенитка», расположенный по адресу: <адрес>, д. Тайдаково, земельный участок под которым не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание земельного участка и не определены его границы. Кроме того, на данный земельный участок не зарегистрировано право собственности.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителем административного ответчика – администрацией муниципального образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации полномочий по организации на территории поселения услуг по сохранению и благоустройству воинских захоронений, созданию, сохранению и благоустройству других мест погребения погибших при защите Отечества, установке надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, принят Закон № «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»».

К числу основных форм увековечивания памяти погибших при защите Отечества, согласно ч.2 указанного Закона, в том числе, относится сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как установлено в ходе судебного заседания, органами местного самоуправления администрации МО <адрес> не реализуются полномочия по организации на территории поселения услуг по сохранению и благоустройству воинских захоронений, созданию, сохранению и благоустройству других мест погребения погибших при защите Отечества, установке надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

Сложившееся положение нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – потомков, погибших при защите Отечества, память о которых увековечена мемориалом, а также иных лиц, которым предоставлено законом право на сохранность памятников истории и культуры.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципальное образование <адрес> по формированию и постановке земельного участка под памятником «Зенитка», расположенным по адресу: <адрес>, д. Тайдаково на кадастровый учет.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> выполнить действия по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под памятником «Зенитка», расположенным по адресу: <адрес>, д. Тайдаково.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд в течение месяца.

Судья А.Н.Попов