УИД 61RS0008-01-2020-004317-07
Дело №2а-2691/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
судьи Рощиной В.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к административному ответчику Никульников Э.М. о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в Советский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением, сославшись на то, что за Никульников Э.М. зарегистрированы транспортные средства, земельные участки. Обязанность по уплате транспортного налога в установленный срок не исполнена, в связи с чем начислена сумма пени в размере 590,09 руб.. Обязанность по уплате земельного налога в установленный срок не исполнена, в связи с чем начислена сумма пени в размере 1,98 руб.. Никульников Э.М. в 2014 году прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. На основании п. 1 ст. 419 НК РФ Никульников Э.М. является плательщиком страховых взносов, был обязан уплатить страховые взносы в полном объеме. Однако должником не выполнены обязательства, он имеет задолженность по оплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 982,85 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5155,39 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 39,36 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на выплату страховой пенсии в размере 930,91 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на выплату накопительной пенсии в размере 465,48 руб.. В адрес плательщика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, которые плательщиком не исполнены. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. До настоящего времени задолженность по налогам не погашена.
На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила суд взыскать с Никульников Э.М. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 982,85 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5155,39 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 39,36 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 590,09 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 1,98 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 930,91 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 465,48 руб.; а всего в размере 8166,06 руб..
Кроме того, Межрайонной ИФНС России № по <адрес> заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска в суд. Ходатайство мотивировано тем, что в данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи. Инспекция своевременно обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Инспекция изначально своевременно обратилась с административным исковым заявлением в Советский районный суд в 6-ти месячный срок. Административным ответчиком по настоящий момент не исполнена конституционная обязанность по уплате налогов. На основании изложенного Межрайонной ИФНС России № по <адрес> просила суд восстановить пропущенный срок подачи административного иска в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав доказательства в письменной форме, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
При этом из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№S01170167974 следует, что пени по страховым взносам на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 494,92 руб., пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 247,46 руб. должны быть уплачены в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма задолженности – 25368,44 руб..
Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что пени по транспортному налогу в размере 40,98 руб., 549,11 руб.; пени по земельному налогу в размере 1,98 руб.; пени по страховым взносам на ОПС на выплату накопительной пенсии в размере 39,36 руб.; пени по страховым взносам на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 435,99 руб.; пени по страховым взносам на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 218,02 руб.; пени по страховым взносам на ОМС в размере 982,85 руб.; пени по страховым взносам на ОПС на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 5155,39 руб. должны быть уплачены в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма задолженности – 35049,96 руб..
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Учитывая изложенное, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ могло быть подано в мировой суд до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд налоговым органом пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Настоящее административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций могло быть подано в районный суд до ДД.ММ.ГГГГ.
В районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд налоговым органом пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, административный истец пропустил срок обращения к мировому судье и в районный суд с требованиями о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 494,92 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 247,46 руб..
Учитывая изложенное, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ№ могло быть подано в мировой суд до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Настоящее административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций могло быть подано в районный суд до ДД.ММ.ГГГГ.
В районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд налоговым органом пропущен. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, административный истец пропустил срок обращения в районный суд с требованиями о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 982,85 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5155,39 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 39,36 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 590,09 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 1,98 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 435,99 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 218,02 руб..
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В обоснование уважительности причин пропуска срока налоговый орган сослался на то, что в данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи. Инспекция своевременно обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Инспекция изначально своевременно обратилась с административным исковым заявлением в Советский районный суд в 6-ти месячный срок. Административным ответчиком по настоящий момент не исполнена конституционная обязанность по уплате налогов.
Между тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что объективных препятствий к подаче административного искового заявления в установленный законом срок в суд у административного истца не имелось.
Указанные в ходатайстве обстоятельства не могут быть квалифицированы как уважительные причины пропуска процессуального срока, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для пропуска установленных действующим законодательством сроков подачи административного искового заявления. Кроме того, указанные причины не подтверждают отсутствие у налогового органа фактической возможности для обращения с административным исковым заявлением в суд. Более того, налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с административным иском в суд.
Негативные последствия нарушения налоговым органом сроков на подачу административного искового заявления не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В данном случае обращение истца в районный суд с административным исковым заявлением имело место за пределами установленного законом срока (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.
Таким образом, каких-либо уважительных причин, объективно препятствовавших в установленный законом срок подать административное исковое заявление в суд, не имеется, доказательств, подтверждающих невозможность подать административное исковое заявление в установленный законом срок в суд, не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ).
Поскольку по приведенным выше мотивам суд пришел к выводу, что административный истец пропустил срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, уважительных причин для восстановления пропущенного срока в данном случае судом не установлено, административный иск удовлетворению не подлежит в связи с пропуском административным истцом без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно п. 3 ст. 178 КАС РФ, п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов, резолютивная часть решения суда должна содержать: указание на распределение судебных расходов.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая тот факт, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по данному административному делу Межрайонная ИФНС России № по <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ по настоящему делу не решает вопрос о распределении государственной пошлины.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 95, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В восстановлении пропущенного процессуального срока подачи Межрайонной ИФНС России № по <адрес> административного иска в суд – отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к административному ответчику Никульников Э.М. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 982,85 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5155,39 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 39,36 руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 590,09 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 1,98 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 930,91 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 465,48 руб.; а всего в размере 8166,06 руб. - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.С.Рощина