Дело № 2а-2695/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тверь 22 декабря 2017 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В., при секретаре Шредер Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеней,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным административным иском, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 15552 руб., пени в размере 103,68 руб., а всего 15655,68 руб. В обоснование иска указано, что определением мирового судьи судебного участка № 1 Заволжского района г. Твери отменен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу. Административный ответчик является плательщиком транспортного налога. В установленный срок налог должником не уплачен в полном объеме. Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области направила налогоплательщику требование об уплате налога. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России. Налоговое уведомление, требование об уплате налога доведены до сведения налогоплательщика посредством их размещения на функционирующем на Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru) электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». В установленный срок требования не исполнены, сумма задолженности в бюджет не уплачена.
Ответчиком ФИО1 представлены письменные возражения, поступившие 02.11.2017, согласно которым требование об уплате налога с административному ответчику не поступало, кроме того, транспортное средство Форд-Транзит, 1998 г. выпуска, государственный регистрационный знак №, было продано и в настоящее время не является собственностью ФИО1 Транспортное средство Лада-гранта приобретено административным ответчиком лишь в октябре 2016 г. Мировым судьей был отменен судебный приказ о взыскании задолженности с административного ответчика.
Согласно письменным возражениям ответчика, поступившим в суд 09.11.2017, задолженность по транспортному налогу в сумме 18164 руб. была оплачена административным ответчиком. 24.04.2016 налоговым органом установлено, что оплаченная административным ФИО1 сумма транспортного налога ошибочно зачислена на счет другого лица. После произведенных сверок транспортный налог в сумме 18164 руб. был зачислен на счет ФИО1 Указано, что в 2015 году ФИО1 были проданы транспортные средства: экскаватор Caterpillаr продан 24.06.2015, транспортное средство КАМАЗ №, 1997 года выпуска, продано 09.10.2015, транспортное средство Форд-Транзит продано 20.09.2016. Транспортное средство Лада Гранта, 2016 г. выпуска, приобретено в октябре 2016 г., земельный налог оплачен ответчиком своевременно.
Согласно дополнительным письменным возражениям от 18.12.2017 в административном исковом заявлении указаны неверные сведения, при расчете транспортного налога не принято во внимание, что транспортное средство КАМАЗ выпущено в 1987 году, следовательно, с учетом коэффициента уменьшения, размер налога составит 7258 руб., а не 12513 руб., общая сумма транспортного налога составит 10297 руб. Кроме того, на заседании Правительства Российской Федерации в 2016 г. решено, что задолженность по налогам не подлежит взысканию с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому мировым судьей был отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу. Задолженность по оплате по земельному налогу оплачена 09.02.2017.
В судебное заседание представитель административного истца, а также административный ответчик, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.4 ст.23 НК РФ плательщики налогов и сборов обязаны уплачивать установленные налоги и сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на имя ответчика, согласно сведениям, представленным из органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, были зарегистрированы транспортные средства: КАМАЗ-№, государственный регистрационный знак № (в период с 28.08.2013 по 03.11.2015), Форд Транзит, государственный регистрационный знак № (в период с 21.10.2014 по 24.09.2016).
Кроме того, по сведениям Главного управления «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» на ответчика ФИО1 был зарегистрирован экскаватор-погрузчик Caterpillar432D, государственный регистрационный знак № (в период с 20.07.2012 по 24.06.2015).
Следовательно, в соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ).
С учётом мощности двигателей указанных транспортных средств и налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» налоговой инспекцией ответчику исчислен транспортный налог за 2015 год:
- за транспортное средство Форд Транзит за 12 месяцев 2015 г., исходя из мощности двигателя (76 л.с.) и налоговой ставки (25 руб.) - в сумме 1900 руб.,
-за транспортное средство КАМАЗ №, государственный регистрационный знак №, за 11 месяцев 2015 г., исходя из мощности двигателя (210 л.с.) и налоговой ставки (65 руб.) - в сумме 12513 руб.,
-за транспортное средство экскаватор Caterpillar432D, государственный регистрационный знак № за 6 месяцев 2015 г., исходя из мощности двигателя (91,09 л.с.) и налоговой ставки (25 руб.) - в сумме 1139 руб.
Таким образом, расчет транспортного налога, вопреки доводам ответчика, был произведен в соответствии с требованиями закона, с учетом соответствующих периодов нахождения транспортных средств в собственности ФИО1 в 2015 году.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что транспортный налог на грузовой самосвал КАМАЗ 35511 должен составлять 50 процентов от суммы начисленного налога, поскольку в силу ст. 2 Закона Тверской области Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» налог в размере 50 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, уплачивают налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ИЖ, "Москвич", "Таврия", "Запорожец", "Ока", "ЛуАЗ" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, выпущенные за 7 и более лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог; налог в размере 75 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, уплачивают налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ИЖ, "Москвич", "Таврия", "Запорожец", "Ока", "ЛуАЗ" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, выпущенные в период от 3 до 7 лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог; налог в размере 50 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, уплачивают налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы грузовые автомобили ВАЗ, ИЖ, "Москвич" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил с разрешенной максимальной массой менее 2000 кг, выпущенные за 5 и более лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог.
ФИО1 к указанной категории налогоплательщиков не относится, поскольку на него зарегистрированы транспортные средства КАМАЗ, Форд Транзит, экскаватор Caterpillar 432D. Следовательно, расчет транспортного налога произведен налоговым органом верно.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 11.2 НК РФ установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, передаются через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщикам - физическим лицам, которые получили в установленном порядке доступ к личному кабинету налогоплательщика.
Согласно материалам дела, ФИО1 является пользователем информационного ресурса "Личный кабинет налогоплательщика" на сайте www.nalog.ru
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом административному ответчику передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление на уплату транспортного налога №68180746 от 04.09.2016, срок уплаты налога – не позднее 01.12.2016, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика требование № 5028 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22.12.2016 со сроком уплаты до 07.02.2017.
Сведений об исполнении ответчиком в полном объеме требований налогового уведомления от 04.09.2017, требования № 5028 в материалы дела не представлено.
В настоящее время за ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 15552 руб., которую истец просит взыскать в ответчика.
Доводы административного ответчика о том, что оплата транспортного налога была произведена им в сумме 18164 руб., но ошибочно зачислена на счет другого лица, не могут быть приняты во внимание. Из представленной копии квитанции следует, что оплата налога в сумме 18164 руб., сроком уплаты до 01.10.2015, была произведена 12.10.2015, до того, как административному ответчику налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2015 год и направлено налоговое уведомление №68180746 от 04.09.2016. Следовательно, налог в сумме 18164 руб. оплачен административным ответчиком за другой налоговый период – за 2014 год. Данное обстоятельство подтверждается копией лицевого счета ФИО1, из которого следует, что налог в сумме 18164 руб. начислен налогоплательщику за 2014 год, срок уплаты – до 01.10.2015.
Ссылка административного ответчика на то, что им был оплачен земельный налог за 2015 год, что подтверждается представленной копией квитанции от 09.02.2017 об уплате земельного налога за 2015 год в сумме 1267 руб. на счет Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области, также не является доказательством уплаты ФИО1 транспортного налога за 2015 г.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие факт погашения имеющийся задолженности по транспортному налогу.
Что касается доводов административного ответчика о принятии нормативных актов, освобождающих физических лиц и индивидуальных предпринимателей от уплаты задолженности по налогам, то соответствующий законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (№ 300200-7), предусматривающий возможность признании недоимки по налогам безнадежной ко взысканию, направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Вместе с тем, указанный законопроект не предусматривает возможности освобождения от уплаты недоимки по транспортному налогу за 2015 г.
В силу ч.3 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой.
В силу п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пеня - санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. В силу ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Как следует из представленного административным истцом расчета, за несвоевременную уплату налога ответчику были начислены пени за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 103,68 руб.
При рассмотрении заявленных требований судом принимается во внимание то обстоятельство, что в судебном заседании административным ответчиком не были представлены доказательства погашения задолженности по уплате транспортного налога.
Расчёт пеней налоговым органом произведен правомерно и правильно, при этом в суд не были представлены доказательства обратного, расчет пеней не оспорен.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования об уплате налога, направленного административному ответчику, истек 07 августа 2017 г.
Из материалов дела следует, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в установленный законом срок.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Заволжского района города Твери от 14 апреля 2017 г. приведенный выше судебный приказ был отменен, поскольку от должника поступили возражения относительно его исполнения.
Соответственно, срок обращения в суд с иском истек 14 октября 2017 г.
Административное исковое заявление поступило в Заволжский районный суд г. Твери 20 октября 2017 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с иском. В обоснование ходатайства сослался на то, что пропуск срока обусловлен уважительной причиной, до настоящего времени задолженность по налогу не погашена, установленная ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанность налогоплательщиком не исполнена.
Учитывая указанные выше обстоятельства, принимая во внимание незначительный срок пропуска (7 дней) суд полагает возможным восстановить административному истцу срок обращения в суд. При этом суд исходит из того, что обращение налогового органа в суд с иском преследует цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное поступление налога, пеней, штрафов. Отказ налоговому органу в восстановлении срока на обращение в суд с иском повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов, сборов, как следствие, приведет к неполному формированию бюджета. В случае отказа в восстановлении срока задолженность будет являться невосполнимой потерей для бюджета.
При таких обстоятельствах исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию сумма транспортного налога - 15552 руб., а также пени в размере 103,68 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что административный истец при подаче административного иска в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, суд полагает, что госпошлина в размере 626,23 рублей подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеней – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме15552 руб., а также пени в сумме 103,68 руб., а всего 15655,68 руб.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 626,23 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Дёмина