ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2697/2023 от 15.11.2023 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-2697/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Корогод А.В.,

с участием представителя административного истца – Заварина А.В.,

административного истца — Бабкова А.А.,

представителя административного ответчика — Меньшикова Н.Г.,

прокурора отдела прокуратуры города Севастополя — Скворцовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селезнев В.Ю. , Бабков А.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании распоряжения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Селезнёв ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать не соответствующим закону и недействующим со дня принятия Распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об установлении бессрочного публичного сервитута площадью кв.м на его земельном участке (КД ).

ДД.ММ.ГГГГБабков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором также просил суд признать не соответствующим закону и недействующим со дня принятия Распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Севастополя -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении бессрочного публичного сервитута площадью кв.м на его земельном участке (КД 91:01:001001:105).

Исковые требования Селезнева В.Ю. мотивированы тем, что приобретая земельный участок КД общей площадью кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка №<адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ, участок не был обременен правами третьих лиц, не содержал каких-либо ограничений прав, обременения объекта недвижимости отсутствовали, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г.. Впервые об установлении публичного сервитута истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрения гражданского дела в Балаклавском районном суде г.Севастополя, когда получил иск ДИЗО г.Севастополя об устранении препятствий пользования земельным участком, об установлении публичного сервитута ему не сообщали, каких-либо согласований или уведомлений от Правительства Севастополя или ДИЗО г.Севастополя он не получал. Оспариваемое Распоряжение вынесено с нарушением законных прав истцов, так как вынесено на основании представления прокурора с нарушением норм Земельного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ судом названные дела по искам Селезнева В.Ю. и Бабкова А.А. объеденены в одно производство.

Административный истец Селезнев В.Ю. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.

В судебном заседании его представитель настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возражал против удовлетворения административного иска.

Бабков А.А. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.

Другие заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

Прокурор против удовлетворения административного искового заявления не возражала.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, суд приступает к рассмотрению дела, в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам по административным искам о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части осуществляется по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, при рассмотрении административного дела указанной категории суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст.213 КАС РФ). В силу положений части 9 статьи213 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи8Конституции Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи9Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи55 КонституцииРоссийской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (статья274ГК РФ).

В соответствии с положениями пункта 3, подпунктов 8 пункта 4, пункта 5 статьи23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом и для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

В соответствии с частями 1, 3 статьи3.6Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов») (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи39.37, пункта 5 статьи39.38ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Условия установления публичного сервитута закреплены в статье39.39ЗК РФ, в соответствии с положениями которой, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи23 Земельного кодексаРФ. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 данного Кодекса.

Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться, в числе прочих, организация (далее - заявитель), являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (п. 1 ст.39.40ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, собственники земельных участков в <адрес> обратились в Администрацию внутригородского муниципального образования г.Севастополя Балаклавского муниципального округа с заявлением по приведению в надлежащее состояние подъездной автомобильной дороги, обеспечивающий подъезд к участкам по адресу: <адрес> от <адрес> до , с обеспечением мероприятий по проектированию и строительству пешеходных дорожек по <адрес>.

В силу п. 1 ст. 12, ч.2 ст. 43 Федерального закона от 08,11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и ИВ Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относился осуществление, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В случае, если законами субъектов Российской Федерации городов федерального значения полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные статьей 13 данного закона, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В соответствии с положениями пункта 8 статьи 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-3C «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению и реализации мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог.

В рамках государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 25.12.2021 № 706-ПН, предусмотрена реализация мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог.

Согласно распоряжению Правительства Севастополя №65-РП от 20.05.2022 «О создании рабочей группы по инвентаризации внутриквартальных дорог, проходящих по территории города Севастополя», утвержден состав рабочей группы по инвентаризации внутриквартальных дорог (далее - Рабочая группа).

В соответствии с протоколом №1 Рабочей группы от 26.05.2022 главам ВМО поручено организовать работу по формированию перечней внутриквартальных дорог, проходящих на территориях ВМО, подлежащим инвентаризации.

Проверкой Прокуратуры Балаклавского района с привлечением сотрудников отдела надзора УГИБДД УМВД России по г.Севастополю проведено обследование улично-дорожной сети Балаклавского района города Севастополя, в ходе которой были установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В ходе переписки Администрации Внутригородского муниципального образования г.Севастополя Балаклавского муниципального округа и Прокуратуры, ВМО Балаклавский МО указывал, что субвенция на мероприятия по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог уже распределена, им денежные средства не выделены, ссылались на приказ Департамента городского хозяйства от 10.06.2022 года №173-ОД «О внесении изменений в приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя от 14.01.2022 г. №05-ОД «Об утверждении распределения субвенции из бюджета <адрес> бюджетам внутригородских муниципальных образований <адрес> на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере благоустройства на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Из письма ВМО Балаклавский МО исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведена инвентаризация 236 внутриквартальных дорог проходящих по территории Балаклавского муниципального округа, инвентаризация дорог по <адрес> проведена еще в 2020 году.

Прокуратурой Балаклавского района г.Севастополя главе местной администрации ВМО Балаклавский МО вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона.

Собственники земельных участков по <адрес> обратились с жалобой в Прокуратуру г.Севастополя на бездействие ВМО Балаклавский МО по организации мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог по <адрес>, им было рекомендовано обратиться в Департамент имущественных и земельных отношений с ходатайством об установлении публичного сервитута.

Прокуратурой города Севастополя исх. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя отправлено предложение до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос возможного установления сервитута на земельные участки, по которым осуществляется подъезд граждан к земельным участкам по <адрес>.

Согласно пункту 1.1 Положению о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. №883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021г. N12-АР утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя"

В соответствии с пунктом 2.4.2 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги сорок пять дней со дня поступления в Уполномоченный орган ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, в целях, предусмотренныхподпунктами 1,2,4и5 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренногоподпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 2.3.1 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является :

- распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении сервитута (публичного сервитута) в предложенных заявителем границах (далее - Распоряжение);

- соглашение о плате за публичный сервитут;

- письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги. Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

В силу статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованные лица обращаясь с ходатайством об установлении публичного сервитута должны указать:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации указанного инженерного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части);

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) сведения о проекте организации строительства, который является разделом проектной документации объекта капитального строительства и в составе которого определяются в том числе места временного складирования строительных и иных материалов, размещения строительной техники, возведения некапитальных строений, сооружений на срок строительства, в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) сведения о договоре о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

7) сведения о договоре, предусмотренномстатьей 19Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

8) сведения о договоре, на основании которого осуществляются реконструкция, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано для указанных целей;

9) реквизиты государственных, муниципальных программ, предусматривающих создание и (или) развитие телекоммуникационной инфраструктуры, соглашений, заключаемых оператором связи с органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо инвестиционного плана оператора связи, предусматривающего размещение или капитальный ремонт линий и сооружений связи.

3. Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения или капитального ремонта которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

4. Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

5. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) копия соглашения, заключенного между заявителем и собственником линейного объекта, расположенного на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, о технических требованиях и условиях, подлежащих обязательному исполнению при реконструкции, капитальном ремонте или сносе указанного линейного объекта, в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, капитального ремонта или сноса указанного линейного объекта;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части), при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя;

5) копия договора о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций, их эксплуатации в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) копия договора, на основании которого осуществляются реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано лицом, указанным в подпункте 4.2 статьи 39.40 настоящего Кодекса;

7) копия договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

8) копия проекта организации строительства, который является разделом проектной документации объекта капитального строительства и в составе которого определяются в том числе места временного складирования строительных и иных материалов, размещения строительной техники, возведения некапитальных строений, сооружений на срок строительства, в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса.

6. Границы публичного сервитута, устанавливаемого в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях реконструкции участков (частей) инженерных сооружений в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.

7. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

8. Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

9. Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Судом установлено и не опровергается сторонами, что заинтересованные лица с ходатайством в Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя об установлении публичного сервитута для организации подъезда граждан к земельным участкам по <адрес> в <адрес> не обращались, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги не предоставляли, доказательств обратного административным ответчиком и заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.

Из представленной прокуратурой переписки следует, что Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя вынес Распоряжение -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении бессрочного публичного сервитута площадью 341 кв.м для прохода или проезда определенного круга лиц - жителей домовладений по <адрес>, через земельные участки расположенные в <адрес>: пер.Фонтанный-40 (кадастровый ), пер.Фонтанный-38 (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), выполняя представление Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона по предоставлению государственной услуги.

Таким образом, судом установлено, что Департаментом имущественных и земельных отношений нарушена процедура установления публичного сервитута, предусмотренная статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушен порядок установления публичного сервитута, не выполнены требованиями пункта 3 статьи39.42Земельного Кодекса РФ об извещении правообладателей земельных участков, путем одновременного опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Правительства города Севастополя, Администрации внутригородского муниципального образования г.Севастополя Балаклавского муниципального округа и в официальных печатных изданиях СМИ городаСевастополя, в связи с чем у суда имеются основания для признания спорного Распоряжения -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим закону.

Требования истцов о признании Распоряжения -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ недействующим со дня принятия спорного распоряжения, не подлежат удовлетворению, поскольку суд, установив незаконность оспариваемого распоряжения, удовлетворил требование истца о его отмене, а, следовательно, оно не порождает каких-либо прав и обязанностей.

Руководствуясь ст. ст.175-181,215Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Селезнёва ФИО3, Бабков А.А. удовлетворить частично.

Признать Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении бессрочного сервитута – незаконным и отменить.

В остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 28.11.2023 года

Председательствующий Истягина Н.М.