ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-269/2021 от 01.08.2021 Пинежского районного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0020-01-2021-000520-35

Дело № 2а-269/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 августа 2021 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю.,

при секретаре Таракановой Т.Н.,

с участием прокурора Моисеенко В.С.,

представителя административного истца Телицына А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии к администрации муниципального образования «Кеврольское» о признании бездействия, выразившегося в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с выборами,

установил:

Пинежская территориальная избирательная комиссия (далее- Пинежская ТИК) обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Кеврольское» о признании бездействия, выразившегося в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с выборами.

Требования мотивирует тем, что 29 июня 2021 года решением №*** Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области (далее также – Совет депутатов МО «Кеврольское») на 19 сентября 2021 года назначены выборы Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва. В силу ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Согласно смете расходов Пинежской ТИК сумма расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» составляет 122 962 руб., однако необходимая сумма на избирательный счет территориальной избирательной комиссии переведена не была, денежные средства поступили в сумме 11 900 руб.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кеврольское», выразившееся в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва 19 сентября 2021 года и обязать администрацию муниципального образования «Кеврольское» произвести дофинансирование расходов, связанных с выборами депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере 111 062 руб.

Представитель административного истца - председатель Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицын А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что обязанность по финансированию муниципальных выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» в силу закона лежит на административном ответчике. Однако администрация МО «Кеврольское» в полном объеме расходы на подготовку и проведение выборов согласно смете Пинежской ТИК не финансирует. Смета расходов на подготовку и проведение выборов рассчитана на основании утвержденных избирательной комиссией правовых актов. В октябре 2020 года он направил расчет расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» в комитет по финансам МО «Пинежский район», поскольку при формировании бюджета МО «Кеврольское» ориентируется на позицию указанного финансового органа. Однако представленные им расчеты расходов во внимание приняты не были, достаточная для проведения выборов сумма в бюджет МО «Кеврольское» не заложена. В настоящее время имеется угроза срыва муниципальных выборов ввиду их недостаточного финансирования.

Представители административного ответчика Зубова Н.В., Тупицын И.С. в судебное заседание после перерыва не явились, просили продолжить рассмотрение дела в их отсутствие. В судебном заседании 31 июля 2021 года иск не признали. В отзывах на исковое заявление от 30 июля 2020 года (исх. №***,№***) представитель административного ответчика Зубова Н.В. указала, что размер средств, предусмотренных в бюджете поселения на 2021 год на проведение выборов определен исходя из расчетного объема расходов на проведение выборов, учтенном при расчете субсидии бюджетам муниципальных образования поселений Пинежского района на софинансирование вопросов местного значения. Финансирование назначенных выборов осуществлено администрацией в сумме 11 900 руб., которая предусмотрена в бюджете поселения на 2021 год на финансирование выборов, то есть в полном объеме. Незаконного бездействия со стороны администрации МО «Кеврольское» не допущено. Истец ошибочно считает возможным самостоятельно установить общий объем расходов на подготовку и проведение выборов в суммах, выходящих за пределы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Избирательная комиссия самостоятельна в распределении денежных средств на подготовку и проведение выборов только в том объеме, в каком они выделены на указанные цели из соответствующего бюджета.

Заинтересованные лица - Совет депутатов муниципального образования «Кеврольское», избирательная комиссия Архангельской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Представитель избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкая Н.Н., действуя по доверенности от 29 марта 2021 года, просит о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве указала, что Пинежская территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года №***, также исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования. Расчет суммы денежных средств, необходимых для финансирования выборов, производится в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». При этом составление и утверждение сметы расходов на проведение выборов возложено на соответствующую территориальную избирательную комиссию, а не на муниципальное образование, в котором проходят выборы. Отсутствие необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов, поскольку иное ущемляло бы конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца - председателя Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицына А.Н., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Моисеенко В.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу ч.5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования на осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вытекают из п. «е» ч.10 ст.24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер, необходимых для соблюдения перечисленных в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законе Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» процедур, является основанием для его обжалования в порядке, предусмотренном гл. 24 КАС РФ.

Пинежская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с указанными требованиями, поскольку выявлены нарушения законодательства о выборах и референдумах органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии со ст. 9 которого выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Органы местного самоуправления, в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках разрешения вопросов местного значения обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (часть 3 статьи 57).

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1-2 статьи 64 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», согласно которой расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета.

Финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Эта избирательная комиссия распределяет финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями.

Согласно пункту 2 статьи 65 указанного Закона Архангельской области за счет средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и работников их аппаратов, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы; 2) на изготовление печатной продукции; 3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий; 4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в отдаленных и труднодоступных местностях;5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение; 6) на эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов; 7) на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.

Постановлением избирательной комиссии Архангельской области избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года №*** на территории Пинежского муниципального района сформирована Пинежская территориальная избирательная комиссия.

На основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 14 сентября 2006 года № 154/1402-3 «Об обращении представительных органов сельских поселений Пинежского района», опубликованным на официальном сайте избирательной комиссии Архангельской области, на Пинежскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Кеврольское».

Согласно Уставу сельского поселения «Кеврольское» Кеврольское муниципальное образование является сельским поселением. Наряду с официальным наименованием - сельское поселение «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области допускается использование сокращенных форм наименования, в том числе Кеврольское сельское поселение, МО «Кеврольское», муниципальное образование «Кеврольское».

Совет депутатов Кеврольского муниципального образования является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Кеврольское», избирается сроком на 5 лет.

Решением Совета депутатов МО «Кеврольское» от 29 июня 2021 года №*** на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области.

Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене МО «Кеврольское» №*** от 30 июня 2021 года.

Согласно смете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии сумма расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Кеврольское» пятого созыва составляет 122 962 руб.

В судебном заседании установлено, что 12 июля 2021 года на избирательный счет от администрации МО «Кеврольское» поступила часть денежных средств, в сумме 11 900 руб. В остальной части денежные средства на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» пятого созыва, заложенные в смету, в Пинежскую территориальную избирательную комиссию от ответчика не поступили.

Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

По доводам административного ответчика, финансирование муниципальных выборов осуществлено администрацией МО «Кеврольское» в необходимом объеме, который составляет 11 900 руб., поэтому бездействие в не перечислении Пинежской ТИК денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» пятого созыва со стороны ответчика отсутствует.

Между тем, вопреки доводам ответчика, административным истцом оспаривается бездействие администрации в части неполного перечисления Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов главы МО «Кеврольское».

В соответствии с действующим законодательством денежные средства на подготовку и проведение выборов должны были поступить в полном объеме в распоряжение Пинежской территориальной избирательной комиссии с учетом выходных дней не позднее 12 июля 2021 года.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что денежные средства в бюджет МО «Кеврольское» на финансирование указанных выборов в недостающей сумме 111 062 руб. заложены не были.

Согласно части 3, пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения - относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В силу части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, администрация сельского поселения в силу закона обладает исключительным полномочием на составление и внесение на обсуждение представительным органом поселения проекта бюджета и изменений в бюджет муниципального образования.

Уставом МО «Кеврольское», который в силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу в системе правовых актов муниципального образования, иное не предусмотрено.

Так, согласно ч. 1 ст. 31 Устава МО «Кеврольское» администрация Кеврольского сельского поселения под руководством главы Кеврольского сельского поселения осуществляет составление проекта бюджета Кеврольского сельского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 20 Устава МО «Кеврольское» проекты решений Совета депутатов Кеврольского муниципального образования о бюджете муниципального образования, об утверждении отчета об его исполнении могут быть внесены в Совет депутатов только администрацией Кеврольского муниципального образования.

Исполнение бюджета Кеврольского сельского поселения осуществляется администрацией Кеврольского сельского поселения (ч.4 ст. 31 Устава).

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу положений статьи 9 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.

При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Кеврольское» в лице администрации МО «Кеврольское» должны самостоятельно осуществлять финансовое обеспечение муниципальных выборов за счет средств бюджета и тем самым обеспечить конституционное право граждан избирать и быть избранным. Бездействие администрации МО «Кеврольское», не предусмотревшей в бюджете муниципального образования «Кеврольское» на 2021 год денежные средства, необходимые для подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Кеврольское», и не выполнившей обязанности по финансовому обеспечению указанных выборов, является неправомерным. Данное бездействие нарушает права истца в сфере финансирования выборов, создает угрозу срыва выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Кеврольское» пятого созыва.

Довод административного ответчика о том, что финансирование муниципальных выборов должно осуществляться только в тех пределах бюджетных средств, которые были предусмотрены на проведение выборов, а их расходование в большем объеме являются нецелевым расходованием средств бюджета, не может быть принят судом во внимание. Приведенное федеральное и региональное избирательное законодательство (п.1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации», п.п. 1 -2 ст. 64 Закона Архангельской области от 08 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области») не ставит сроки финансирования органом местного самоуправления муниципальных выборов в зависимость от времени его уведомления о дате проведения выборов, как и от того, были ли своевременно предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение проведения выборов в бюджете поселения. А финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к числу которых относится обеспечение организационной и материально-технической подготовки и проведения муниципальных выборов, в силу п. 2 ст. 18, п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняются за счет средств местных бюджетов и не могут рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.

Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от наличия соответствующего финансирования.

Вместе с тем представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять последующий контроль за расходованием денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, в соответствии с пунктом 6 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и пунктом 7 статьи 65 Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».

16 октября 2020 года Пинежская ТИК предоставила в комитет по финансам МО «Пинежский район» предварительный расчет расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» в сумме 140 962 руб. (исх. №*** от 16.10.2020). Утвержденная смета на проведение указанных муниципальных выборов в сумме 122 962 руб., то есть в меньшей сумме, с требованием о переводе на счет Пинежской ТИК денежных средств направлена административному ответчику 1 июля 2021 года. Однако администрация МО «Кеврольское» до настоящего времени не предприняла мер к изысканию всей необходимой для финансирования выборов суммы, что, по мнению суда, является следствием именно несогласия с суммой расходов, рассчитанных Пинежской ТИК.

Между тем возражения администрации МО «Кеврольское» о том, что заложенные в смету Пинежской ТИК расходы на проведение выборов депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» являются завышенными, а сумма, заложенная в муниципальный бюджет, является достаточной для указанных целей, не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.

Постановлениями Пинежской территориальной избирательной комиссии от 30 июня 2021 года №*** утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» пятого созыва на общую сумму 122 962 руб.

Обоснование сметы приведено в расчете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» пятого созыва.

Смета составлена по аналогии с методиками, которые применяются при составлении смет на финансирование избирательных кампаний федерального и регионального уровня Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Архангельской области, выполнена с учетом количества избирательных участков в МО «Кеврольское» и утвержденного количественного состава участковых избирательных комиссий, территориальной избирательной комиссии, времени их занятости на период избирательной кампании, подтверждена административным истцом документально, арифметических ошибок не содержит.

Расходы избирательных комиссий, которые не подлежат финансированию за счет средств местного бюджета, в смету не включены.

Доводы о завышенности расходов на дополнительную оплату труда ничем не подтверждены.

Размеры дополнительной оплаты труда за один час работы председателей, заместителей председателей и членов избирательных комиссий, принятые при расчете сметы, соответствуют Порядку выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на период подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Пинежского района Архангельской области нового созыва 19 сентября 2021 года, утвержденному постановлением Пинежской ТИК от 30 июня 2021 года №***, и действующему трудовому, гражданскому и избирательному законодательству не противоречат.

Полномочия Пинежской ТИК на определение порядка выплаты дополнительной труда (вознаграждения) закреплены в п. 16 Приложения № 5 к Постановлению ЦИК России от 23 июня 2021 года № 12/94-8 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва». Так, согласно указанной норме, в случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления размеры и порядок выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на этих региональных, местных выборах, устанавливаются отдельным нормативным актом комиссии, организующей выборы, за счет средств, выделенных ей из соответствующего бюджета.

Порядок выплаты, утвержденный постановлением от 30 июня 2021 года №***, никем не оспорен и не отменен.

Смета, Порядок выплаты утверждены постановлением уполномоченного органа – территориальной избирательной комиссии.

Смета территориальной избирательной комиссии в ходе рассмотрения административного дела не опровергнута, в том числе по результатам анализа сметы, проведенной по запросу суда избирательной комиссией Архангельской области. Каких-либо доказательств необоснованности сметы суду не представлено.

Вместе с этим метод расчета, предложенный ответчиком (путем индексации расходов, понесенных на проведение предыдущих выборов), не предполагает учета фактических затрат Пинежской ТИК, необходимых для подготовки и проведения текущих муниципальных выборов, произведен технически, путем умножения на коэффициенты инфляции по методу, предусмотренному для бюджетного планирования, не учитывает удорожание выборов в связи с трехдневным голосованием (по сравнению с предыдущими выборами 2016 года), что влечет увеличение расходов на дополнительную оплату, в том числе в выходные дни –в двойном размере (п. 5.1 Порядка). При этом за основу индексации взяты расходы на проведение выборов в Собрание депутатов МО «Пинежский район», а не в Совет депутатов сельского поселения. Кроме того, финансовый орган муниципального образования не обладает полномочиями по расчету затрат на проведение выборов.

Доводы ответчика о том, что Пинежская ТИК получает двойное финансирование одних и тех же расходов в связи с одновременным проведением избирательных кампаний по выборам депутатов Совета депутатов МО «Кеврольское» и по выборам в Государственную Думу Российской Федерации, по существу сводятся к требованию об уменьшении расходов администрации на финансирование муниципальных выборов за счет средств, выделенных на финансирование выборов другого уровня, что действующим избирательным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах оснований для перечисления на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на финансирование подготовки и проведения выборов в меньшем объеме, чем это установлено утвержденной избирательной комиссией сметой, у административного ответчика не имелось. Объем недофинансирования расходов Пинежской ТИК, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов депутатов МО «Кеврольское», составил 111 062 руб. (122 962 -11 900).

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Кеврольское» виновно допущено нарушение законодательства о выборах и референдумах как органом местного самоуправления, не выполнившим обязанность в пределах установленной законом компетенции, выразившееся в незаконном бездействии – недофинансировании Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Кеврольское» пятого созыва, в размере 111 062 руб.

В связи с изложенным, поскольку при рассмотрении административного дела установлено незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении органом, наделенным публичными полномочиями, требований Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом ч. 2 ст. 188 КАС РФ, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – немедленно с момента его вынесения. Основания для принятия решения о немедленном исполнении судом установлены, так как замедление исполнения этого решения может нанести ущерб публичным или частным интересам, принимая во внимание назначенную дату выборов и установленный КАС РФ срок вступления решения суда в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку и проведение выборов.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Пинежской территориальной избирательной комиссии – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кеврольское», выразившееся в не полном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва.

Обязать администрацию муниципального образования «Кеврольское» осуществить дофинансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения «Кеврольское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере 111 062 (Сто одиннадцать тысяч шестьдесят два) рубля 00 копеек.

Обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

Администрации МО «Кеврольское» необходимо сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме принято судом 1 августа 2021 года.

Судья Жук О.Ю.