ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-269/2021 от 27.04.2021 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ермаковское 27 апреля 2021 года

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максиян О.Г.,

при секретаре Наговициной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов о признании решения от 26.08.2020 года, вынесенного в протокольной форме о вынесении предупреждения за допущенные нарушения в части порядка предоставлений сведений о доходах депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО7 и досрочном прекращении их полномочий, мотивировав требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов при предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе данной проверки установлено, что на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 09.09.2019 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов» выборы депутатов по одному одномандатному избирательному округу признаны состоявшимися, и действительными избранно 10 депутатов: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, полномочия которого прекращены досрочно решением Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 29.01.2020 р на основании личного заявления.

Председателю Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО3 начальником управления Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО13 направлена информация от 27.05.2020 года о неисполнении депутатами ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО7 обязанности по предоставлению сведений о доходах за 2018 год.

Согласно решению Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020 в депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО7 вынесено предупреждение о неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности. Данные обстоятельства также подтверждаются протоколом внеочередной сессии Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020 .

В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Степанова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании председатель Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО11 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФИО8, участвовавшая в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление.

Заинтересованное лицо ФИО7, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав участников процесса и мнение участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат– член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата представительного органа сельского поселения, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.4.2 ст.12.1 названного закона, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Указанные законоположения нашли свое отражение и в п.п.2.1 и 6.1 ст.2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений", согласно которым лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая оплату труда, денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий депутата на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе (п.2.1). Далее по тексту – сведения о доходах.

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения, указанные в пункте 2.1 настоящей статьи, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе. В случае, предусмотренном пунктом 2.2 настоящей статьи, данным лицом представляются сведения, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п.6.1).

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее, чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Устава Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, принятого решением Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 23.08.2004 № С11-2004, депутат должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Полномочия депутата Верхнеусинского сельского Совета депутатов прекращаются досрочно в иных случаях, предусмотренных законом (п.12 ч.1 ст.26 названного Устава).

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно ч.1 ст.77 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Пунктом 1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Верхнеусинский сельский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Верхнеусинский сельсовет, находящийся в границах Ермаковского района Красноярского края, и осуществляет деятельность, в том числе и в соответствии с Уставом Верхнеусинского сельсовета.

Решением избирательной комиссии муниципального образования Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 09.09.2019 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов» установлено, что ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО7 избраны депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов на непостоянной основе.

В письме начальника управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО19 от 27.05.2020 , адресованном Председателю Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО12, указано, что депутатами ФИО4 и ФИО5 сведения о доходах Губернатору Красноярского края в установленные сроки за 2018 год не представлены, а депутатами ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8 и ФИО7 указанные сведения представлены с нарушением сроков, а также обращено внимание на то, что неисполнение депутатом обязанности, установленной законодательством о противодействии коррупции, является основанием для досрочного прекращения его полномочий.

Однако, председатель Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО11 и депутаты, зная об обязанности, возложенной на них указанным законодательством о противодействии коррупции, соглашаясь с допущенными указанными депутатами нарушениями (протокол внеочередной сессии Совета депутатов от 26.08.2020), 26.08.2020 приняли решение в о вынесении им предупреждения, что не предусмотрено этим законодательством (ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ), в соответствии с которым должны быть досрочно прекращены их депутатские полномочия.

Продолжение деятельности депутата, нарушившего закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов их избирателей. Непринятие представительным органом решения в соответствии с федеральным законодательством нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, у суда имеются все правовые основания для признания решения Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020 в «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» незаконным.

Также, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о прекращении досрочно полномочий депутатов ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО8, ФИО7 подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку депутатами ФИО4 и ФИО5 сведения о доходах Губернатору Красноярского края в установленные сроки за 2018 год не представлены, а депутатами ФИО1 (31.03.2020), ФИО2 (31.03.2020), ФИО6 (29.04.2020), ФИО8 (02.04.2020) и ФИО7 (30.04.2020) указанные сведения за 2018 год представлены с нарушением сроков, т.е. по истечении 4 месяцев со дня избрания их депутатами.

Судом не принимается во внимание довод председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО12 о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов может быть принято только представительным органом (Советом депутатов), поскольку Советом депутатов уже принято такое решение по данному вопросу 26.08.2020 в, в связи с чем, оснований для возложения на Верхнеусинский сельский Совет депутатов обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, у суда не имеется.

Также судом отклоняется довод председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО12 и заинтересованного лица ФИО8 о том, что на Совет депутатов не возложена обязанность принимать только решение о досрочном прекращении полномочий депутатов в случае допущения нарушения законодательства с их стороны, поскольку последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным (ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ).

В своих возражениях заинтересованные лица ФИО4 и ФИО8, не оспаривая факт непредставления ими и другими заинтересованными лицами указанных выше сведений о доходах и расходах за 2018 год, не соглашаются только с досрочным прекращением их полномочий как депутатов, основываясь на неправильном толковании правовых норм о противодействии коррупции.

Довод председателя Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО12 о том, что принятое Советом депутатов решение 26.08.2020 года в «О принятии мер по устранению допущенных нарушений закона» является нормативно-правовым актом, является несостоятельным, основан не неверном толковании норм права, поскольку несмотря на то, что данное решение было опубликовано в газете «Нива», оно не отвечает признакам нормативно-правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020 в «О принятии мер по устранению допущенных нарушений закона» со дня его принятия.

Прекратить досрочно полномочия депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Зою ФИО6, ФИО7, ФИО8.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Г. Максиян

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 11.05.2021 года.