РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 08 сентября 2022 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Аримхеевой А.И.,
с участием и.о. Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А.,
представителя административного ответчика врио главы МО ФИО1, действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-269/2022 по административному исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести Схему водоснабжения и водоотведения в соответствие с Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования с вышеуказанным административным исковым заявлением, просит обязать администрацию муниципального образования в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести Схему водоснабжения и водоотведения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствие с Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, включив в них:
- сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;
- сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.);
- сведения о мероприятиях, содержавшихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади с указанием нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ;
- перечень основных мероприятий по модернизации систем водоснабжения с разбивкой по годам.
Представитель административного истца Чупрова А.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика врио главы муниципального образования ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых нрав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений отнесено утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, установлены требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, включающее в себя существующее положение в сфере водоснабжения и водоотведения, предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и т.д. (далее – Требования).
Как установлено судом, что прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства при организации водоснабжения и водоотведения установлено непринятие администрацией муниципального образования мер по надлежащей организации водоснабжения и водоотведения вследствие несоответствия схемы водоснабжения и водоотведения установленным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, установлены требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, включающее в себя существующее положение в сфере водоснабжения и водоотведения, предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и т.д. (далее – Требования).
В нарушение п.п. «а, б» п. 11 указанных требований схема водоснабжения и водоотведения, утвержденная постановлением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержит сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод; на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).
Пунктом 20 Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 установлено, что при обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены задачи, в том числе по обеспечению надежности водоотведения путем организации возможности перераспределения потоков сточных вод между технологическими зонами водоотведения. Однако данное положение в схеме отсутствует.
В нарушение пункта 9 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, пункт 1.4.1 схемы водоснабжения «Перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам» не содержит конкретного перечня мероприятий по модернизации систем водоснабжения с разбивкой по годам, а указан лишь предлагаемый комплекс программных мероприятий.
В п. 2.5.1 «Сведения о мероприятиях, содержавшихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади» указано, что эффективность работы очистных сооружений водоотведения оценивается по качеству сточных вод, прошедших очистку по параметрам, приведенных в таблице № 30 «Перечень определяемых показателей качества сточных вод».
Данная таблица содержит сведения о загрязняющих веществах и их кодах, однако нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ не содержит вовсе, что может повлечь завышение предельных концентрация загрязняющих веществ и неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств в рамках реализации национального проекта «Экология» в случае применения неактуальных и недействующих предельно допустимых концентраций загрязняющих вещее при проектировании и строительстве очистных сооружений.
Решением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление к Администрации муниципального образования о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования по организации в границах сельского поселения водоотведения, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Ненадлежащая разработка схемы водоснабжения и водоотведения свидетельствует о непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
Обсуждая срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, на основании ст. 187 КАС РФ, суд приходит к выводу о предоставлении срока исполнения решения суда 6 месяцев со дня его вступления в законную силу, поскольку решение суда предполагает проведение определенного объема мероприятий, требующего расходования денежных средств и временных затрат.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести Схему водоснабжения и водоотведения, утвержденную постановлением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствие с Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, включив в них:
- сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;
- сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.);
- сведения о мероприятиях, содержавшихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади с указанием нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ;
- перечень основных мероприятий по модернизации систем водоснабжения с разбивкой по годам.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.09.2022.
Председательствующий судья Л.Н. Холодова