ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-269/2022 от 17.05.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2022 года с.Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Бачеровой Т.В.,

с участием зам.прокурора Красноармейского района Самарской области Сафаряна А.Э.

при секретаре Абалымовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-269/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании принять меры для оказания муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании принять меры для оказания муниципальных услуг в электронной форме по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> проведена соблюдения требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в администрации м.<адрес>, в ходе которой выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона, муниципальные услуги – «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» -, в нарушение действующего законодательства, административным ответчиком в электронной форме не предоставляются. Надлежащих мер по устранению нарушений законодательства в указанной сфере административным ответчиком не принято. Фактически, бездействие административного ответчика приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в соответствии с определенными законодательством условиями их оказания. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг в электронной форме и обязать администрацию муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать предоставление муниципальных услуг - «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» - в электронной форме.

В судебном заседании представитель административного истца - зам.прокурора <адрес> Сафарян А.Э. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика – администрации муниципального района <адрес> Ильин С.Н. требования прокурора <адрес> признал в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно п.6 ст.4 указанного Закона, основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя

В силу п.2 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Как следует из п.6 ч.1 ст.2 указанного Закона, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг (часть 4 статьи 9 указанного Федерального закона).

Из материалов административного дела следует, что администрацией м.<адрес> предоставляются следующие муниципальные услуги - «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов». Получателями указанных услуг являются физические лица, юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности.

Согласно материалов дела, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес>, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в администрации м.<адрес>, в ходе которой выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона, администрацией м.<адрес> муниципальные услуги - «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», в электронной форме не предоставляются.

Данные обстоятельства вытекают из представления прокурора, направленного в адрес главы м.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг; ответа и.о.главы м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам рассмотрения представления прокурора меры по устранению указанных нарушений и организация предоставления муниципальных услуг в электронной форме будут приняты, в будущем будет проведена работа по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

Кроме того, данные обстоятельства об отсутствии возможности получения муниципальных услуг в электронной форме подтверждаются сведениями регионального портала государственных услуг <адрес> (pgu.samregion.ru), расположенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», скриншотом сайта администрации м.<адрес>.

Однако суд считает, что фактически бездействие административного ответчика приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц – граждан и юридических лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности - на получение муниципальных услуг в соответствии с определенными законодательством условиями их оказания, а также свидетельствуют о ненадлежащем выполнении целей и задач регионального проекта «Цифровая экономика, так как влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (<адрес>)», учитывая, что целями и задачами указанного проекта является обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных, стимулирования граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, суд считает, что на административного ответчика возложена обязанность по оказанию вышеуказанных муниципальных услуг в электронной форме.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не предприняты необходимые меры по созданию условий для оказания соответствующих муниципальных услуг в электронной форме, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> и признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг в электронной форме и обязать администрацию муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать предоставление муниципальных услуг - «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» - в электронной форме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах муниципального образования – муниципального района <адрес> и неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района <адрес> по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию муниципального района <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать предоставление муниципальных услуг - «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных в аренду», «Принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», «Передача имущества муниципального района <адрес> в оперативное управление», «Передача имущества муниципального района <адрес> в хозяйственное ведение», «Предоставление имущества муниципального района <адрес> в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» - в электронной форме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения суда.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Бачерова Т.В.